Читая отзывы о банках на форумах или в социальны сетях, вы непременно наткнетесь на сообщение типа «банкомат украл мои деньги, как быть?». Мы попросили руководителя службы информационной безопасности ГК «Элекснет» Ивана Шубина (входит в группу МКБ) рассказать, почему действительно банкомат может украсть ваши деньги и как его заставить их отдать.
Начну с того, что банкомат — это всего лишь машина, ему ваши деньги не нужны. Но, как и любая машина, банкомат может дать сбой. Для того чтобы понять, куда делись ваши банкноты, давайте немного разберемся в его устройстве.
Когда вы вносите деньги в банкомат, они сначала попадают в купюроприемник, затем в специальный отсек — валидатор, где проверяется подлинность банкнот и деньги пересчитываются. Далее, после подтверждения операции клиентом, деньги попадают на счет, а купюры — в сейфовую зону, в специальные кассеты, откуда их заберет инкассатор.
Один из самых распространенных сбоев — банкноту зажевал купюроприемник. Нередко это случается, когда клиент не очень аккуратно вставил деньги. Ошибка чаще происходит, когда банкноты вносятся по одной (но бывает и пачкой). В такой ситуации устройство просто перестает работать и отключается.
Может быть ситуация, когда валидатор из-за склеивания купюр или еще по каким-то причинам неверно подсчитал банкноты и на экране банкомата отобразилась сумма меньше той, что была внесена. Если клиент увидит расхождение и нажмет «Отмена операции», то купюроприемник выдаст именно ту сумму, что вносил клиент.
В редких случаях при отмене операции одна или несколько банкнот могут быть зажеваны по пути от валидатора к купюроприемнику. Это бывает крайне редко, но все же бывает. И в итоге банкомат вернет меньшую сумму, чем вы внесли.
Иногда операция может быть прервана потому, что произошел какой-то сбой связи и корректная операция не была завершена.
Но, что бы ни случилось, порядок действий всегда один и тот же: сразу, не отходя от банкомата, звоним в банк и сообщаем о проблеме.
Например, если не было замятия банкнот и просто банкомат завис, то дистанционная перезагрузка (а у банка есть такая возможность) может решить вопрос.
В остальных же случаях вы оставляете банку заявление о том, что деньги были зачислены не в полном объеме, и просите разобраться в ситуации. Обязательно сохраняете чек о проведении операции. В частности, в нем будет указано, имел ли место сбой или же все прошло корректно.
Решение будет принято в течение месяца, хотя обычно банки стремятся решить подобные проблемы максимально быстро.
Принять решение о зачислении «съеденной» суммы на счет банк сможет лишь после проведения инкассации и выявления излишка. Более того, сама инкассация в отношении этого устройства будет проведена с особым вниманием.
Крайне редко, но бывает, что при инкассации излишка не выявляется. После этого уже подключается служба безопасности.
К сожалению, иногда встречаются недобросовестные граждане, которые умышленно заявляют о «съеденных» банкоматом деньгах, хотя впоследствии выясняется, что этого не было. Поэтому служба безопасности банка обязательно отсмотрит видео с камер в самом банкомате, а также видео инкассаторов (изъятие средств из банкомата обязательно снимается на видео). По завершении проверки будет принято решение о возврате средств клиенту.
К сожалению, от «съеденных» банкоматом купюр не застрахован никто. В то же время есть несколько простых правил, чтобы избежать неприятностей:
1. Не вносите за один раз крупную сумму.
Если вам, к примеру, необходимо внести 100 тысяч рублей 5-тысячными купюрами, то разумнее зачислять их на счет по 10–20 тысяч за одну операцию. Внесли, подтвердили, деньги зачислены, следующая порция.
2. Выбирайте банкомат своего банка.
У многих кредитных организаций широкая сеть банков-партнеров, устройствами которых можно воспользоваться для внесения средств. Однако разбор инцидентов по зажеванным купюрам, когда карта одного банка, а устройство другого, занимает гораздо больше времени. .
3. Банкомат в отделении банка.
Если необходимо внести крупную сумму и есть возможность выбрать, где это сделать, то с точки зрения безопасности лучше выбрать отделение банка, а не торговый центр, улицу или зал супермаркета. Хотя бы потому, что вносить крупную сумму в охраняемом помещении все же спокойнее.
Комментарии
2полезная информация, а ещё бывает карточку съедает
Третий совет вообще ни какого отношения к заданному вопросу не имеет.