Управленческий учет в 1С:Управление торговлей (УТ)

В последние недели, как сговорившись, активизировались владельцы торговых компаний с одной и той же просьбой-потребностью — настроить им управленческий учет в УТ.
Управленческий учет в 1С:Управление торговлей (УТ)

В последние недели, как сговорившись, активизировались владельцы торговых компаний с одной и той же просьбой-потребностью — настроить им управленческий учет в УТ.

Вот и надумал я посвятить этому вопросу отдельную статью, благо, смотрю, вопрос этот не теряет своей актуальности из года в год.

Конфигурация 1С:УТ — одна из самых популярных и известных конфигураций в нашей стране среди торговых компаний: придумана она и заточена исключительно для торгово-складского учета. Продукт и правда имеет широчайший и, в целом, удобный функционал для учета движения товаров и контроля за исполнением заказов клиентов.

А уж сколько сил, времени и средств обычно вкладывают в нее потом торговые компании, чтобы подладить под себя, сделать еще функциональнее и удобнее — ни в сказке сказать, ни пером написать. Как потом расстаться со своим детищем?! Нет, нет, подобные предложения будут расценены как вопиющий признак непрофессионализма предлагающего.

Так можно или нет настроить в УТ полноценную управленку или в базовом исполнении, или хотя бы с доработками?

Ответ, возможно, будет неожиданным — однозначно, ДА!

В УТ предусмотрены отличные справочники статей движения денежных средств и статей затрат, справочник статей активов и пассивов, вполне работоспособные механизмы распределения косвенных затрат, и хотите верьте, хотите нет, прекрасные управленческие отчеты, включая «золотую» тройку: ОДДС, ОПиУ и управленческий баланс.

Отчеты можно формировать в динамике по месяцам, а структура их несложно настраивается путем грамотной проработки формирующих их справочников.

Так почему же при таких замечательных исходных предпосылках в УТ так редко ведут управленческий учет?

Выскажу свое сугубо мнение, не претендуя на истину в последней инстанции.

Во-первых, в УТ для полноценного учета не хватает ряда важных блоков. Назову два наиболее болезненных: заработная плата и основные средства.

Начисление заработной платы, равно как и операции с основными средствами отразить в УТ можно только общими цифрами, но сам расчет начисления зарплаты, премий, удержаний придется вести отдельно где-то в экселе, равно как и учет и начисление амортизации по каждой единице основных средств.

Можно ли без этого обойтись, загружать информацию автоматически из файлов в экселе или вообще полноценно дописать эти блоки в программе? Можно, конечно, потратив еще немалое количество времени и денег.

Но главная проблема, она встанет дальше — это, во-вторых.

Даже разработав методологию ведения учета, настроив справочники и отчеты, махнув рукой на проблемы с учетом зарплаты и ОС, все равно неизбежно встанет вопрос: а КТО будет вести управленческий учет?

Кто хоть раз закрывал месяц в УТ, знает, сколь сложная процедура поиска там ошибок.

А как обычному бухгалтеру свести баланс или проверить достоверность отчета о прибылях и убытках?

Дело в том, что система учета в УТ устроена довольно сложно, каждая операция отражается в своих специфических регистрах накопления (например, типовая реализация в 10 регистрах накопления отражается), на базе которых потом и собираются отчеты.

И чтобы проверить отчеты, надо достаточно хорошо в этой системе регистров разбираться — в их взаимосвязи между собой и с отчетами. А еще обладать достаточными экономическими знаниями, чтобы иметь возможность оценить по содержанию, получившиеся отчеты.

Для сравнения, в обычной бухгалтерской базе все построено на бухгалтерских проводках. И любой бухгалтер среднего уровня за пару шагов отловит и поправит все ошибки.

Резюмируя, чтобы качественно вести управленческий учет в УТ надо на очень хорошем уровне знать саму программу и ее устройство, а также иметь экономическое образование, чтобы проверять отчеты без бухгалтерских счетов и проводок. На мой взгляд, среднестатистическому бухгалтеру — это задача не по плечу. Вот и получается, что для ведения учета вам потребуется недешевый и довольно редкий специалист.

Мы в свое время именно по этой причине отказались от концепции ведения учета полностью в УТ — слишком сложно найти нужного человека, да и зависимость от него появляется серьезная.

Какой путь мы выбрали для себя?

Если владелец не рассматривает вариант отказа от работы в УТ (например, можно перейти в Комплексную автоматизацию или в УНФ), то управленческий учет настраивается и ведется в обычной бухгалтерской конфигурации (1С:Бухгалтерия предприятия).

Схема выглядит так: 90% всех финансово-хозяйственных операций по-прежнему ведется в УТ (все торговые, складские и финансовые операции), оттуда через типовую синхронизацию с нужной периодичностью (хоть каждый день) документы выгружаются в управленческий вариант конфигурации Бухгалтерии предприятия, где осуществляется ввод оставшихся 10% первичных документов, а именно: управленческой зарплаты, ОС, РБП, инвестиций и капвложений, взаиморасчетов с учредителями и пр.) и там же формируются управленческие отчеты.

Откуда в бухгалтерской конфигурации управленческие отчеты?

Да, до недавнего времени это было проблемой, но теперь — нет. В одной из предыдущих своих статей я делал обзор весьма удачного решения — готового и недорого комплекта управленческих отчетов для бухгалтерской программы, который на сегодняшний день уже умеет считать даже любимую всеми EBITDA. С обзором можно ознакомиться здесь.

Таким образом, перенеся все первичные документы и ведение управленческого учета в бухгалтерскую конфигурацию, мы, с одной стороны, создаем дополнительную информационную базу, но с другой, сильно снижаем требования к специалисту по ведению учета (теперь с ним справится и обычный главный бухгалтер), и ограничиваем доступ к полной управленческой информации (в управленческую базу будет иметь доступ всего пара человек).

Вот и получается: технически — управленческий учет в УТ возможен, практически — он очень сложен и требователен, и мало кто его там ведет (хотя я с такими людьми знаком, готов поделиться контактами).

И если вы созрели для управленческого учета и готовы его развернуть, рассмотрите наше решение или переходите на продукты, обладающие одновременно и торгово-складским функционалом и полным функционалом для ведения управленческого учета.

Комментарии

1
  • Дмитрий, слишком поздно я прочитала эту статью. Вопрос о переходе в нашей организации на КА решен. Остается открытым вопрос как в КА настроить отчет что бы он считал EBITDA?

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть