Блокировка счета банком всегда неожиданна и неприятна. Но — кроме отрицательных эмоций — вовлекает бизнес в прямые, а зачастую, и существенные, убытки.
Все причины блокировок известны. Как обезопасить себя от заморозки счета и что делать, если все же это произошло, предлагаю обсудить.
Инициировать блокировку может налоговая служба, судебные органы и банк.
Блокировка счета налоговой
Причины блокировки счета налоговой
- не представлена налоговая декларация. В течение 10 дней со срока ее представления,
- не уплачен налог. В этом случае счет может быть заблокирован только на определенную сумму – в размере неуплаченного налога, указанного в требовании ФНС,
- сдаете отчетность в электронном виде, но не отправлена вовремя квитанция о приеме уведомлений о посещении и требований, направленных вам ФНС,
- налоговая применила обеспечительные меры по результатам налоговых проверок, выявивших долги по налогам.
Это закрытый перечень оснований. Расширять его никто не может.
Налоговая служба нередко практикует блокировки счетов и по иным причинам:
- непредставления бухгалтерской отчетности,
- отсутствия компании по юридическому адресу,
- за сотрудничество с фирмами-однодневками,
- за подписание декларации неустановленными лицами,
- находящейся в процедуре банкротства компании,
- за неявку директора на комиссию по легализации налоговой базы,
- для выявления бенефициаров – реальных владельцев странных компаний и фирм-однодневок.
Такая самодеятельность незаконна. И противоречит налоговому кодексу. Если вы столкнулись с этим — готовьте обращение на имя руководителя инспекции и направляйте копию руководителю вышестоящего налогового органа — в УФНС.
Важные моменты
1. По своим основаниям налоговая может заблокировать счет компании, злоупотребляющей налоговой оптимизацией. Понимая, что жаловаться она вряд ли будет, опасаясь выездной проверки. Знайте, что это незаконно. Это один из методов давления. Вас понуждают сдать уточненную налоговую декларацию и добровольно доплатить налоги.
Если вы — агрессивный оптимизатор или замечены в связях с фирмами — однодневками, вам стоит оценить свои риски в части последствий выездной налоговой проверки и принять решение – жаловаться на действия инспекции в вышестоящей инстанции, идти в суд или все же сдать уточненную декларацию.
2. Нередки случаи, когда заблокированная сумма на счете существенно выше, чем долг по налогам. В этом случае напишите в ИФНС заявление об отмене приостановки по счетам в размере излишне заблокированной суммы. Инспекция в течение двух дней должна направить в банк предписание, уточняющее сумму взыскания.
3. Блокировка по решению налоговой не позволяет открывать новые счета до «разморозки» счета, Особенно сложная ситуация у ИП – они не смогут открывать счета, вклады, депозиты, в том числе как физическое лицо.
4. Разблокировка счета производится не позднее одного дня, следующего за днем получения ФНС квитанций, деклараций или документов, подтверждающих факт уплаты всех налоговых долгов. За неправомерную блокировку счета или нарушение сроков «разморозки» налоговая несет ответственность в виде процентов в размере ставки рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки либо незаконного приостановления операций по счетам.
5. Для проверки расчетного счета компании на наличие блокировки существует сервис ФНС. Вот он. Зная ИНН организации и БИК банка вы можете проверить состояние расчетных возможностей своих партнеров и контрагентов.
6. Если счет заблокирован по решению налоговой и клиент решил разорвать договор с банком и закрыть счет, банк не вправе выдать ему остаток по счету или перевести в другой банк, «перешагнув» через ограничительные меры ФНС. Блокировку придется снимать. Эта новая норма. Она введена с 1 июня 2018 года из-за блокировок подозрительных фирм- однодневок с «зависшими» деньгами на счете, которые пытаются сбежать от ответственности.
7. Еще одна проблема. Если у банка отозвали лицензию, ограничение по счету тоже снять очень проблематично. И значит, открыть счета в других банках тоже.
Можно ли обойти блокировку и снять деньги с замороженного счета? Нет, нельзя. Вы не сможете распоряжаться средствами до снятия блокировки.
Какие операции можно совершать
Если блокировка не на всю сумму, то остатком вы можете пользоваться по своему усмотрению.
Если заблокированы все средства, закон разрешает отдельные расходные операции с заблокированного счета и определяет из очередность:
первая очередь: по исполнительным листам об алиментах и возмещении вреда;
вторая: по документам на выплату выходного пособия и выплату гонораров;
третья: выплата зарплаты и страховые взносы с заработной платы
четвертая: по исполнительным документам, связанным с административными нарушениями и гражданским спорам
пятая: на перечисление авансовых платежей по налогам и сборам.
Действия по разблокировке счета
Процедура простая. Снятие ограничений – это несверхсложный процесс, как утверждают отдельные специалисты, желающие подзаработать на вашей проблеме.
1) выясните в банке, в чем проблема. Узнайте номер и дату решения ФНС.
2) уточните проблему — обратитесь в налоговую инспекцию за разъяснением
3) займитесь устранением проблемы
4) проинформируйте инспекцию об устранении нарушений и исполнении своих обязательств.
Срок блокировки
Срок восстановления операций по счету зависит от ваших ответных действий. В налоговом кодексе они вполне разумные.
- Если не сдали декларацию – на следующий день после сдачи.
- Если не отправлена квитанция – на следующий день после передачи ее вами.
- Если была недоимка — на следующий день после получения ФНС уплаченных вами налоговых долгов.
Если действовать оперативно, не упираться и не тянуть время, проблему можно решить быстро и с минимальными потерями.
Блокировка по решению суда
При уклонении от уплаты алиментов, при наличии задолженности перед кредиторами и прочих долгах — суд вправе заблокировать расходные операции на счетах компании.
Когда будет погашен долг и оплачены штрафы — вы сможете свободно распоряжаться своим счетом.
Блокировка по решению банка
Надо знать, что абсолютно все операции клиентов находятся на контроле службы финансового мониторинга банка.
Если ваши действия вдруг покажутся банку странными или возникнет подозрение, что вы занимаетесь незаконными операциями — банк заблокирует ваш счет.
И ваша задача – документально доказать банку, что ваши операции законны.
Все уже, наверное, наслышаны про закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Даже если вы понимаете, что к финансированию терроризма вы не имеете никакого отношения, – воздействие этого закона вы уж точно ощущаете на себе. В виде банковского контроля. Ссылаясь именно на этот закон, банки вторгаются в нашу личную жизнь, запрашивая сведения о законности поступлений на счет, обоснованности платежей и снятия наличности.
Как устроена система кухня банковского контроля
Все банки встроены в российскую систему финансового контроля, которым рулит Росфинмониторинг. Не реже 1 раза в неделю Росфинмониторинг направляет всем финансовым организациям перечень опасных компаний и физических лиц, в отношении которых есть подозрения (или даже обвинения) в преступной деятельности финансирования терроризма. И обязаны оперативно реагировать и пресекать подозрительные операции своих клиентов, контролировать финансовые потоки и предотвращать незаконные схемы.
Для этого каждый банк разрабатывает свою систему внутреннего контроля, создает специальную службу, назначает ответственных лиц, внедряет электронную систему реагирования на банковские операции, в которой определяет их критерии, приводящих к блокировке счетов и карт. Эта информация закрытая. К ней допущен ограниченный круг банковского персонала. Закон предоставляет банку самостоятельно относить сделки клиентов банка к «сомнительным». В общем, как банк решил — так и будет.
Банкиры, находясь в растерянности от массовых наездов клиентов и в страхе перед Центробанком и Росфинмониторингом, обратились в Центробанк за разъяснением- какие операции считать подозрительными и какие документы докажут законность транзакций. Но от Центробанка разъяснений не последовало — Набиуллина напомнила о свободе договора банка с клиентом. Понятно, что ЦБ удобно держать банки на коротком поводке и при случае у плохиша найти «косяк» и отозвать лицензию. Видимо, тотальная расчистка банков продолжится.
Под финконтроль могут попасть и «хакеры», и «обнальщики», и тайные предприниматели и самые обычные люди. Об этом — статья «Упс!..Ваша карта заблокирована».
Все банковские операции анализируются автоматически и фиксируются сомнительные операции. Что попало под подозрение- анализируют эксперты — финмониторы банка. От их грамотности, квалификации, профессионализма тоже зависит немало.
Но и ответственность за «проколы» в этой сфере очень высока – существенные штрафы, лишение лицензии, привлечение к административной и уголовной ответственности должностных лиц. Должностные лица держатся за свои места. Их контролеры- Центробанк и Росфинмониторинг — особо не церемонятся.
Какие признаки сомнительны, какие клиенты подозрительны — истина известна ограниченному кругу лиц. Но есть наблюдения и анализ происходящего. О них делюсь с вами.
Причины блокировки счета по 115-ФЗ
- ваш контрагент — из черного списка Росфинмониторинга,
- любые операции на сумму свыше 600 000 рублей,
- стороны проводят сделки по поручению лиц, находящихся в розыске,
- у банка появились подозрения в подлинности документов,
- большое количество переводов осуществляется в пользу физических лиц,
- часто и много снимаете наличных с расчетного счета — 30% и более оборота за неделю,
- полученные деньги быстро снимаете, оставляя минимальный остаток на счете,
- низкая налоговая нагрузка – менее 1% с оборота,
- странности при оплате налогов – выручка поступает с НДС, а переводы контрагентам без НДС, или на счет поступает выручка, а налоги не уплачиваются ( уплачиваются, например, в другого счета в другом банке). Нужны пояснения,
- непонятности по ведению бизнеса — не оплачиваются расходы, подтверждающие реальную деятельность – аренда, коммуналка, зарплата,
- негативная информация о массовом или подложном адресе юридического лица. Банковским служащим вменено лично выходить на проверку достоверности адреса,
- массовый или «номинальный» директор компании. Потребуется объяснение директора и, скорее всего, его личная явка в банк,
- сомнения в легальности операций или подозрительное назначение платежа – неточное описание, одна и та же фраза в нескольких платежках или странные назначения платежа, не соответствующие ОКВЭД организации.
Как действовать
Активно!
Шаг 1. Выдохните, успокойтесь и не паникуйте. Не стоит возмущаться и призывать сотрудников банка к соблюдению прав клиента.
С этого момента ваши права никому не интересны, презумпция невиновности не работает, вы под подозрением. «В отмывании доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Забудьте, что клиент всегда прав. Чем крупнее банк, тем менее вы ему интересны как клиент, даже финансово-состоятельный.
Шаг 2 . Узнайте в чем причина блокировки и как побыстрее « разрулить» ситуацию. В каждом банке разные алгоритмы действий, но одно общее — сначала блокируют, а разбираются потом.
В одних банках вам разъяснят по телефону, какие оправдательные документы вам следует представить, другие – пришлют перечень по электронной почте или выложат в личный кабинет. К важным банкам придется придти в отделение.
Злиться и раздражаться на менеджера клиентского отдела не стоит. Он на что не влияет, озвучивает вам вопросы банковских финмониторов, принимает и передает документы. Спецы службы контроля банка непосредственно с вами общаться не будут. Это запрещено.
Шаг 3 . Советую действовать незамедлительно – собрать затребованные документы и передать их строго по описи, с указанием даты и подписи сотрудника, их получившего. Экземпляр описи заберите себе.
Если представленных документов будет недостаточно, будьте готовы подвезти недостающие.
Бывает, что заморозка связана с недоразумением. В этом случае с разблокировкой счета банк тянуть не будет.
Какие документы могут запросить? Любые. Банк решает сам — какие оправдательные документы у вас затребовать. Это его право. Грозить судом — бесполезно. Они на стороне банков. И таких споров — масса. Суды считают, что банк вправе решать – что подозрительно, а что нет. Банк осуществляет финансовый контроль, закон в выборе способов и мер его не ограничивает.
Поэтому спорить бесполезно. И расстраиваться тоже. Конечно, неприятно и несправедливо. Но таковы российские реалии, лучше выполнить, чем спорить напрасно.
Поэтому лучше не теряйте силы и время. Чем быстрее вы представите документы, тем скорее банк займется рассмотрением вашей заявки на разблокировку.
Важные моменты
1. Контролируйте срок
Если вы представили все запрошенные документы, подтверждающие легальность деятельности и законность операции – банк обязан восстановить обслуживание.
Средний срок блокировки счета 1-1,5 месяца. Клиентоориентированный банк решит вопрос побыстрее — за 1,5-2 недели это вполне реально. Дружелюбному банку достаточно 3-5 дней.
Если срок разблокировки затянулся – начинайте наседать. Трясите всех – звоните в колл-центр, в клиентский отдел, пишите письма в личном кабинете, по электронной почте по всем банковским адресам, которые найдете, по почте отправляйте. Пусть раздражаются. Но на ваши заявления реагировать банк обязан. Станьте надоедой – пусть разбираются быстрее — и вы отстанете.
2. Весь процесс общения с банком держите под контролем
Документы ваши могут заваляться или затеряться между кабинетами, а ваше дело заволокититься. Поэтому все действия держите под контролем.
После передачи документов напишите в банк электронное письмо (или отправьте на бумаге, по почте) о том, что на требование банка вами представлены документы, какие и когда. Заявите о готовности представить, если потребуется, дополнительные документы и пояснения. По всей своей переписке (сопроводительные письма, заявления об ускорении срока решения вопроса и другим) получайте обратную связь банка – отметки о приеме: номер присвоенного обращения в электронной системе банка, номер заявки при обращении в колл-центр или уведомление о получении заказного письма в случае почтового отправления.
3. Подготовьтесь к отстаиванию своих интересов
Изучите законодательство, проштудируйте перечень сомнительных операций в разделе 6.1 закона 115-ФЗ. Постарайтесь понять, какие транзакции вызвали подозрения банка.
Перечитайте договор с банком. Вы очень удивитесь, когда убедитесь, что банк прав. Банк вправе заблокировать деньги на ваших счетах без всякого предупреждения.
Важно! Просчитайте свои потери – если придется закрывать счета, депозиты, или переводить средства в другой банк.
4. Не поддавайтесь на провокации
Вам могут предлагать закрыть все счета и забрать все деньги, Тогда разблокировка не потребуется.
Это выгодно банку:
- банк избавится от проблемного клиента. Разбираться долго и неинтересно,
- ваше дело сдадут в архив, до которого вряд ли доберутся контролеры ЦБ при банковской ревизии,
- если у вас есть счета или депозиты, деньги вы сможете забрать в соответствии с условиями расторжения договора – не исключено что с потерями или без начисленных процентов. Читайте договор с банком.
Совет. Если вы уверены в своей правоте, не введитесь на провокации. Сами принимайте решение – остаться или уйти. Но в любом случае – добейтесь разблокировки, снимите все подозрения, а потом переходите в другой банк. Почему это важно?
Если подозрение не будет снято, и вы убежите из этого банка в другой, в системе банковского контроля вы получите «черную» метку и испортите свою репутацию для других банков.
Пользуясь вашим уязвимым положением, банк может предложить вам подписать доп.соглашение к договору с повышенными тарифами за проведение сомнительных операций, предлагать перевести все деньги в другой банк или снять все деньги наличными с удержанием заградительного тарифа. Аппетиты хорошие от 5 до 20% от суммы остатка на счете. Полномочий на такие заработки Росфинмониторинг банкам не давал, но и прямого запрета в законе нет. Банку вы уже не интересны как клиент, но он хочет на вас заработать. Это наглая попытка нажиться на вас. Заставить вас не могут, ваше дело – принимать это условие, подписывать соглашение или нет.
Потрясающе отвратительный случай произошел с одним известным банком, затребовавшим у своего клиента документы ( в достаточном объеме), подтверждающие сделку 12 млн. рублей в течение ШЕСТИ РАБОЧИХ ЧАСОВ. Не успели сотрудники компании в установленный срок выполнить безумное требование банка, за что получили ограничение банковского обслуживания без возобновления, сообщение о закрытии счета и разрешение перевести остаток на счете в другой банк. Но! С удержанием в пользу банка комиссии, предусмотренной условиями банковского обслуживания в размере 15 % , а это 1,6 млн. рублей. За какие такие услуги банк решил заработать 1,6 млн. комиссии? Быстренько урвать побольше куш при переводе денег с одного счета на другой? Ничего не треснет?
Суд поддержал компанию, признав действия банка неосновательным обогащением. А судебных исков к данному банку между прочим предостаточно.
Если интересны подробности, вот документ: Решение Арбитражного суда г. Москвы. Дело № А40-241820/18-25-1569 от 30 ноября 2018 г.
5. Не введитесь на запугивания
Банк не вправе просто так взять и обвинить вас в незаконном получении средств или переводах их. Если на вас попытаются давить и требовать «платить налоги» — заявляйте, что это не дело банка, и угрожайте судом. При обострении ситуации, угрозах и запугиваниях советую разговоры записывать на диктофон. Сохраняйте спокойствие, не ведитесь на резкости раздутых от собственной важности банковских клерков. Помните, что они не вправе ни давить на вас, ни обвинять. А если еще и создадут проблемы банку – в виде судебных разбирательств – могут и с работы вылететь.
Если банк принял документы по запросу, но не желает разбираться и отказался разблокировать счет, его действия можно обжаловать. Советую действовать параллельно – направить жалобу в Центробанк и исковое заявление в Арбитражный суд. Требуйте признать действия банка незаконными.
О жалобе в Центробанк
Рассчитывать на скорую и дружелюбную реакцию ЦБ не стоит. Срок рассмотрения вашей жалобы – 30 дней. Сотрудники Центробанка – неторопливые и чванливые контролеры. Других, к сожалению, среди них не встречала. Отреагируют, конечно, но на скорую реакцию не надейтесь.
Об обращении в суд
Требуйте признать действия банка незаконными. Согласно ст.65 АПК РФ, банк обязан доказать, что у него имелись основания для приостановления или отказа в проведении операций по поручению клиента. Если ваши операции полностью легальны и вы представили все подтверждающие документы, то суд встанет на вашу сторону и обяжет банк разблокировать ваш счет.
Советы. Как избежать блокировки счета
1. Подружитесь с банком. Познакомьтесь с управляющим подразделения. Общайтесь в онлайн-чате банка. Даже по малозначимым поводам. Поздравляйте с днем банкира, с новым годом. Это не очень затратно.
2. Представляйте документы по запросам банка. В указанный в требовании срок. Не конфликтуйте и не спорьте. Если документов затребовано много – представьте часть (по описи), и письменно обратитесь с заявлением о продлении срока.
3. Подчеркните свою лояльность и основательность. Размещайте в банке депозиты. Получите самую «крутую» (из разряда премиум) банковскую карту.
4. Оплачивайте операции корпоративной картой. Исключите личные карты физлиц. Снимайте с корпоративной карты не более 75% оборота. Пусть там будет остаток. Рассчитайте его оптимальный для бизнеса размер.
5. Следите за налогами – не менее 1-1,5% от суммы прихода на счет. Платите налоги в том банке, куда поступает ваша выручка.
6. Проводите расчеты с персоналом — зарплату, налоги и взносы с нее. Или дивиденды.
7. Следите за платежами и переводами: на контроле – взаимозависимые лица, транзитные операции, расчеты с подозрительными контрагентами- «однодневками». В платежках указывайте максимально понятные и достоверные назначения платежей.
8. Информируйте банк об изменениях в уставе, о смене адреса, оставляйте реальный телефон. Не прячьте директора, пусть почаще выходит на контакт. Не скрывайте массовость — поясняйте законность своих действий.
9. Не храните деньги в одном банке. Согласна, совет так себе. Английская пословица «Не класть все яйца в одну корзину» в условиях сложного российского бизнеса трудновыполнима – все деньги в обороте. Если есть возможность – откройте в другом банке депозит. На всякий случай.
Комментарии
9Все это, конечно, хорошо. Но как быть в случае, когда банк уклоняется от запроса документов? Неоднократные попытки добиться запроса и даже предоставление документов без оного ни к чему не привели. Счет не работает полгода. По факту блокировки нет, никаких документов, подтверждающих решение о приостановлении операций, банк не дает. В межведомственную комиссию ЦБ и суд обращаться просто не с чем.
Как это нет документов? А письменные запросы в банк направить - письма, возражения, недоумения, расчеты рисков и своих убытков - отсутствие обратной связи и игнор со стороны банков - отличный повод обратиться в межведомственную комиссию и в суд. Причем советую эти письма - недоумения направлять адресно - на имя конкретного должностного лица. И все претензии адресовать именно ЕМУ. Персональной ответственности, как правило, очень боятся. Ну как же полгода терпеть такое. Будет эффект- поделитесь пожалуйста. Удачи!
А насчет "дружите с отделением"... Комплаенс крупных банков находится в Москве. Местное руководство к ним доступа не имеет.
это понятно. Но местные пусть не всей, но информацией все же владеют. И могут подсказать верные ходы - как действовать, к кому обращаться. А может и разрулить помогут. Так что совет свой не отзываю))) - "подружитесь с банком". Там тоже работают люди. Разные. (хоть и держатся за свои места)
Да вроде уже и на Клерке обсуждали активно (и банки признают это) ,что за излишнюю ретивость им ничего не грозит ( может ошибаюсь. и юрслужбы среднего и крупного бизнеса с них взыскивают что-то?) с октября с Альфой работаю, их комплаенс служба ведет разъяснительную работу по поводу 115 фз (семинары, рассылка статей, встроенная в клиент проверка контрагентов и тд). уверяют,что если будут какие-то неясности, то заранее известят. запросят документы и будут максимально лояльны к клиенту. Но пока (тьфу-тьфу) еще не было повода разбираться по этому вопросу.
вряд ли они известят, нас вот никто не извещал, просто заблокировали и все, и предоставленные объяснения не помогли вообще
ну мрак какой-то. То есть вообще никаких комментариев не давали? И заблокировали навечно без объяснения причин? И как ? В другом банке открыли счет? Или как решили вопрос? поделитесь как разрулилась ситуация
ну и дальше желаю вам не попадать. Искренне желаю)) А итоги судов такие - запрашивать банк может любые документы, которые посчитает нужными. Если счет заблокировали по 115-фз сами банки боятся принимать решения, а если будет решение комиссии или суда - тогда да. Но до суда немногие идут - или цена вопроса несущественна или времени жаль. Хотя из "черного списка" выбираться все равно придется. Чтобы хотя бы в другом банке открыть счет.