Все сделки с контрагентами — зарубежными партнерами на особом контроле ФНС.
И поэтому их реальность, деловую цель и экономический смысл нужно продумывать и просчитывать со всей осторожностью. Потому что подозрительный иностранец – еще опаснее. И риск попадания в фокус налоговой проверки – еще выше.
Если не получилось убедить проверяющих с достоверности и прозрачности сделки — в суде доказать это будет сделать еще проблематичнее. Налоговики, как правило, выходят в суд основательно подготовившись и собрав документы для доказательства налоговых правонарушений или неправомерности применения налоговых преференций, определенных Соглашениями об избежании двойного налогообложения. Используя свои полномочия и широкие возможности международного обмена между налоговыми службами.
И судебная практика, к сожалению, для бизнеса, в основном, негативная. Есть отдельные положительные решения, о них тоже поговорим.
А ваш контрагент добропорядочен?
Для проверки благонадежности российских контрагентов разработана целая система показателей и сведений,которые должна собрать компания до принятия решения о заключении договора. Но и иностранцами все по-другому. Осмотр помещений, запрос финансовой отчетности – далеко не каждый контрагент пойдет вам навстречу. Но и их нужно проверять не предмет добросовестности для доказательства своей осмотрительности. Для того, чтобы применить льготные условия налогообложения в соответствии с международными соглашениями и для снижения налоговых рисков.
Если контрагент неблагонадежный (или вы умышленно гоните деньги за рубеж) можно крупно попасть на налоги и штрафы. Кроме того, что все ваши расходы – в случае их признания для налога на прибыль — будут признаны неправомерными, так еще прилетит налог по обязанности налогового агента. И Соглашение об избежании двойного налогообложения может не сработать.
Пример, когда негативные последствия по одной сделке откликнулись дважды.
Компания судилась несколько лет и проиграла судебный спор. Свои окончательным решением Верховный суд отклонил ее обращение о передаче надзорной жалобы в Президиум ВС в связи с отсутствием оснований для пересмотра.
Определение ВС от 21 ноября 2018 года № 279-ПЭК18 по делу А50-16961/2017.
Это дело — показательный пример. Ничуть не спорный, а явно проигрышный для оптимизаторов. (или неосторожных бизнесменов)
Последствия сделки откликнулись дважды
В чем суть. Российская компания ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» заключила с канадской компанией CDI договор на оказание услуг и выполнение работ по развитию проекта сокращения углеводородных выбросов и утилизации отходов.
В 2011 году затраты по данному договору российская компания признала в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а в 2012 году со своего валютного счета перечислила в адрес канадской компании согласованную сумму 130 млн. рублей. Опираясь на условия Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Канадой, российская компания как налоговый агент налог не удерживала и не уплачивала, полагая что все налоги по этой сделке будут уплачены там. В Канаде.
При налоговых проверках последствия этой сделки для компании «откликнулись» дважды:
Выездная проверка за 2010-2011 год
выявила, что канадский контрагент — «пустышка» с букетом хрестоматийных признаков:
- компания CDI зарегистрирована в провинции Квебек формально и являлась компанией «почтовый ящик»;
- по адресу акционера данной компании зарегистрированы более 700 организаций;
- директор компании отрицал какую-либо связь с компанией;
- у компании отсутствуют активы и доходы;
- в проверяемый период она представляла декларации с нулевыми показателями;
- сведения о получении компанией дохода от общества не отражены.
Сведения об отсутствии доказательств реальных хозяйственных отношений российские налоговики получили от налоговой службы Канады.
Налоговая пришла к выводу: российской компанией создан искусственный документооборот, услуги фактически не оказаны и, судя по обстоятельствам дела, и не было намерения их оказать. Расходы по договору с компанией CDI при расчете налога на прибыль за 2011 год признаны неправомерно. По итогам проверки доначислены налог, пени и штрафы.
Суды нескольких инстанций поддержали налоговую, решение вступило в силу.
За 2012 год налоговая вышла на новую проверку
И да. Во второй раз по одной и той же сделке. Но по другому основанию. По обязанности российской компании как налогового агента. Выплатившего в адрес иностранной компании в 2012 году пассивный доход.
Налоговая - опираясь на решение суда по предыдущей проверке — заявила, что поскольку документооборот был формален (подтвердил суд), услуги не оказаны и не предполагалось их получить (тоже подтвердил суд), значит имеет место безвозмездное получение денежных средств канадской компанией в 2012 году.
Эти средства нельзя признать доходом от активных операций, на которые распространяется Соглашение об устранении двойного налогообложения между Россией и Канадой. Это пассивный доход.
При квалификации дохода в качестве «пассивного», у российской компании — источника выплаты возникает обязанность налогового агента по удержанию налога на доходы иностранных компаний. По Соглашению между Правительством РФ и Правительством Канады от 05.10.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» доходы в категории «другие доходы» облагаются налогом в государстве, в котором возник доход.
Суд полностью согласился с налоговой. В итоге с перечисленных за рубеж 130 000 000 рублей по результатам двух налоговых проверок компания должна заплатить в бюджет налогов и штрафов на сумму более 65 000 000 рублей.
Это Определение ВС от 21 ноября 2018 года № 279-ПЭК18 по делу А50-16961/2017.
Условия получения преференций по сделкам с иностранцами
Пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса определены два условия получения льготных ставок при выплатах доходов иностранному лицу в соответствии с международным договором об избежании двойного налогообложения:
1.Наличие у получателя дохода документа (сертификата), что он является резидентом страны — участницы соглашения об избежании двойного налогообложения,
2. Получатель должен быть фактическим получателем выплаченного ему дохода. Или бенефициарным собственником.
Эти документы российская компания должна запросить у получателя дохода- иностранного партнера и предъявить при проведении налоговой проверки.
В качестве сертификата или документа, подтверждающего постоянное местонахождение, может быть предъявлена справка о местонахождении по форме иностранного государства. Документ должен быть заверен компетентным органом, который определен в Соглашении об избежании двойного налогообложения, и переведен на русский язык.
Но если с первым условием подтверждения статуса резидентства- все понятно. То по второму условию — для доказательства сгодятся любые сведения.
Ни в Налоговом кодексе, ни в иных подзаконных актах не приведен четкий перечень необходимых и достаточных документов для подтверждения статуса фактического получателя дохода — иностранца. Эта работа изобретательная и процесс творческий. Чем больше соберем бумаг — тем лучше.
Какие аргументов недостаточно, а какие доказательства убедят налоговую — выясним в продолжении этой статьи.
Заходите.))
Комментарии
2Добрый день, а есть ли какие-либо особенности при получении дохода от ИП - нерезидента, гражданина Узбекистана? Поясню: ИП - гражданин РФ имеет в собственности здание гостиницы. Планируется сдать данное здание в аренду ИП нерезиденту (гражданину Узбекистана), есть ли какие-нибудь особенности при таком сотрудничестве? Появляется у собственника здания информировать банки и органы ФНС о таком сотрудничестве? Возможно имеются какие-то нюансы.
Валютный контроль будет, если этот ИП валютный нерезидент (т.е. если у него нет вида на жительство). Расчеты только безналом.