Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития

Простая электронная подпись (ПЭП) — удобный и доступный инструмент, который позволяет придавать юридическую силу электронным документам, экономить время и ресурсы на бумажной волоките. Разберемся, что такое ПЭП, как ее получить и использовать, а также поговорим о преимуществах и перспективах развития этой технологии.
Простая электронная подпись: использование, преимущества и перспективы развития
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что представляет собой ПЭП

Простая электронная подпись — это аналог собственноручной подписи в цифровом мире. По сути, это определенный набор символов и кодов, которые однозначно идентифицируют подписанта и подтверждают его волю на подписание конкретного электронного документа.

В отличие от более продвинутых видов ЭП (неквалифицированной и квалифицированной), для использования ПЭП не нужно получать сертификаты в удостоверяющих центрах и приобретать специальные программные средства. Достаточно зарегистрироваться в сервисе, например, «Подпислон».

Порядок использования простой электронной подписи регулируется законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Согласно этому закону, ПЭП может создаваться и проверяться с использованием различных технологий и средств, таких как пароли, коды, криптографические ключи и т.д. Главное условие — наличие достоверной информации о лице, подписавшем документ, и возможность определить факт и дату подписания.

Что можно подписывать с помощью ПЭП

Сфера применения простой электронной подписи постоянно расширяется. В настоящее время ее активно используют физические лица — чтобы попасть в личный кабинет ФНС, получить услугу через портал Госуслуги, для авторизации на интернет-сайтах.

Бизнес тоже часто использует простую ЭП в работе с физлицами:

  • Туристические агенства подписывают — договор на турпродукт, лист бронирования, туристский ваучер и путевку, страховку.

  • Агенства недвижимости подписывают — договор на риэлторские услуги, договор найма жилого помещения, договор на юридическое сопровождение сделки, акты прием-передачи недвижимости.

  • Автосервисы подписывают — договор страхования, заказ-наряд, предварительный договор купли-продажи.

  • Отели и гостиницы подписывают — договор на предоставление гостиничных услуг, квитанции об оплате и т.д.

При этом важно понимать, что применение ПЭП допускается только в случаях, прямо разрешенных законом.

Если в отношении конкретного документа установлены специальные требования к форме (например, нотариальное удостоверение), то одной простой электронной подписи будет недостаточно.

Как получить и использовать простую ЭП

Чтобы начать использовать ПЭП, нужно выбрать информационную систему — например, «Подпислон», в которой ведется работа с электронными документами. Благодаря этому сервису сотрудники и клиенты смогут подписывать документы с телефона или компьютера без установки приложений и регистраций.

Нужно пройти верификацию при оплате — когда заключаете договор с сервисом. Верификацию физлица вы проводите самостоятельно — рекомендуем запрашивать у него персональные данные и номер телефона, с которого будет производиться подписание. При этом номер телефона может не принадлежать клиенту — он должен подтвердить намерение подписывать документы с этого номера (обязательно это зафиксируйте).

Сам процесс подписания в сервисе «Подпислон» выглядит так:

  1. Менеджер входит в систему под своей учетной записью.

  2. Загружает электронный документ, который нужно подписать.

  3. Нажимает соответствующую кнопку, отправляет документ физлицу.

  4. Физлицо подтверждает свое намерение подписать документ.

  5. Физлицо вводит код из SMS, который отправляет ему сервис.

  6. Менеджер видит в личном кабинете, что документ подписан.

  7. Физлицо получает подписанный документ по электронной почте.

Преимущества использования ПЭП

Применение простой электронной подписи имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционным «бумажным» документооборотом:

  • Экономия времени. ПЭП позволяет мгновенно подписывать и обмениваться документами, без необходимости распечатки, сканирования, отправки по почте и т.д.

  • Сокращение затрат. Электронный документооборот избавляет от необходимости тратить деньги на бумагу, краску, услуги курьеров и почты, аренду архивных помещений.

  • Повышение эффективности. Благодаря ПЭП бизнес-процессы становятся быстрее и прозрачнее, улучшаются коммуникации между контрагентами, ускоряется принятие управленческих решений.

  • Удобство хранения и поиска. Электронные документы, подписанные ПЭП, можно быстро найти в информационной системе по различным параметрам (дате, названию, подписанту и т.п.). При этом они хранятся сколь угодно долго и не занимают физического места.

  • Юридическая значимость. Документ, подписанный простой электронной подписью, имеет ту же юридическую силу, что и бумажный документ с «живой» подписью (при соблюдении требований законодательства).

Таким образом, ПЭП открывает широкие возможности для оптимизации документооборота и повышения эффективности взаимодействия граждан, бизнеса и государства.

Регистрируйтесь по ссылке и получите подпись 10 документов бесплатно

Мы разработали готовые интеграции с самыми популярными CRM системами, чтобы вы могли максимально просто и безболезненно перейти на электронный документооборот

Будущее развитие ПЭП

В ближайшие годы ожидается дальнейший рост популярности и распространенности простой электронной подписи. Этому будут способствовать следующие факторы и тенденции:

  • Цифровизация госуслуг. Государство активно переводит взаимодействие с гражданами и бизнесом в электронный вид, стимулируя тем самым спрос на использование ПЭП. Например, уже сейчас более 70% заявлений на получение госуслуг подается онлайн.

  • Развитие удаленной идентификации. Биометрическая идентификация через Единую биометрическую систему (ЕБС) сделает получение и использование ПЭП еще более простым и доступным для широких масс населения.

  • Трансграничное признание. Развитие международной торговли и глобальных цифровых платформ потребует наличия единых стандартов электронной подписи, действующих в разных странах мира. Вероятно, в будущем мы увидим появление универсальных трансграничных систем ПЭП.

В более отдаленной перспективе можно ожидать перехода к полностью безбумажному документообороту и появлению новых форматов электронного взаимодействия (например, «умных» контрактов). При этом простая электронная подпись останется одним из базовых инструментов обеспечения юридической значимости документов в цифровую эпоху.

Простая электронная подпись помогает гражданам, бизнесу и государству экономить время, деньги и другие ресурсы при организации документооборота, упрощает коммуникации и повышает скорость принятия решений.

В будущем простая электронная подпись продолжит развиваться, интегрируясь с другими цифровыми технологиями и адаптируясь под меняющиеся потребности общества.

С помощью сервиса «Подпислон» вы можете систематизировать документооборот с удаленными сотрудниками и клиентами, сделать его юридически значимым. Сервис предназначен для подписания любых документов с физическими лицами и самозанятыми за исключением документов, которые содержат врачебную, адвокатскую или государственную тайну, а также счетов-фактур и трудовых договоров. Зарегистрируйтесь и подпишите 10 первых документов бесплатно.

Регистрируйтесь по ссылке и получите подпись 10 документов бесплатно

Мы разработали готовые интеграции с самыми популярными CRM системами, чтобы вы могли максимально просто и безболезненно перейти на электронный документооборот

Реклама: ООО «Подпислон», ИНН 7801708775, erid: LjN8KG6Li

Начать дискуссию

Инвестиции

Известен день старта продаж акций Яндекса на Мосбирже

Ценные бумаги МКПАО «Яндекс» допустят к торгам с 8 июля, а 10 июля Мосбиржа проведет делистинг акций нидерландской компании Yandex N.V.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Экономика России

Путин: планы по экономическому развитию не изменятся даже в условиях СВО

Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) должны быть готовы в любой момент выпускать продукцию гражданского назначения.

Новостной дайджест: поддержка стартапов, снижение налогов для ИП, новая программа субсидирования, изменения в патентной системе, электронное взаимодействие с ФНС

В рамках национального проекта по поддержке предпринимательства стартовала новая инициатива для стартапов.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Проверяя декларацию по УСН, налоговики складывают банк и чеки от ОФД по безналу, а еще незаконно требуют КУДИР. 😤«Ночной бухгалтер» № 1682

Не так давно ИП закончили сдавать декларации по УСН (срок был до 25 апреля), а организации отчитались еще раньше. Теперь бухгалтеров засыпают требованиями пояснений, но у ФНС странный подход к камералке, например, они складывают и все поступления по выпискам со счетов, и суммы по чекам от ОФД на безналичный (картами) расчет.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Расчет акцизов

ФНС обновила форму декларации по акцизам на табак

Налоговая будет определять базу по акцизам на табачные изделия и жидкости для вейпов через систему маркировки.

УК РФ

Должники станут более защищены при исполнительном производстве

Минюст разработал законопроект, который предлагает наделить судебного пристава-исполнителя правом обращаться в суд с ходатайством об освобождении должника от дальнейшего отбывания обязательных работ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ипотека

Ставку по семейной ипотеке могут поднять до 12%

Для семей с детьми до 6 лет условия льготной ипотеки не изменятся: ставка сохранится на уровне 6% годовых. Однако для остальных Минфин планирует ужесточить условия.

Зачем IT- компаниям нужен юрист: три примера из моей практики

Я Павел Патрикеев — практикующий юрист, специализирующийся на поддержке малого и среднего ИТ-бизнеса, кратко расскажу о том, как даже одна юридическая консультация может существенно облегчить вашу жизнь, и разберу, на какие плюшки от государства могут рассчитывать IT-компании. Читайте до конца, чтобы узнать почему большинство из них не доходит до адресатов.

Как вести бухгалтерский учет в строительстве в 2024 году

Ведение учета в строительной отрасли имеет свою специфику, разбираемся в нюансах работы на стороне заказчика и подрядчика.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Названы причины, почему работники рвутся на удаленку, особенно летом. И это выгодно работодателям

По данным опроса 80% россиян хотят перейти на удаленный режим работы летом.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: появился новый вирус FLiRT, готовить кофе можно ультразвуком, а в России будет свой музыкальный конкурс «ИнтерВидение»

Подготовили обзор главных событий дня — 15 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Банки

Центробанк запустил новый сервис со статистикой

Уже сейчас пользователи сервиса могут ознакомиться с процентными ставками, денежно-кредитной политикой и статистикой по внешнему сектору экономики. Перечень доступной информации будет расширяться.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Трудовое право

💥 Депутаты готовят большой пакет поправок в Трудовой кодекс

В Госдуму внесен депутатский законопроект с изменениями в ТК по дополнительным гарантиям защиты прав работников.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту

Иногда возникают ситуации, когда самозанятый просит перечислять выплаты не на свою банковскую карту, а на карту третьего лица — например, жены или друга. Разбираемся, законно ли это и как правильно переводить вознаграждение в таком случае.

Можно ли делать выплаты самозанятому на чужую карту
Охрана труда

Пять фактов, которые нужно знать про обучение по охране труда

Выбрали самые частые вопросы по теме обучения по охране труда и попросили экспертов «Клерка» дать развернутые ответы, которые пригодятся и работнику, и руководителю, и собственнику компании.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

МИД договорится с Малайзией о безвизовом режиме

Туристы смогут проводить в Малайзии без визы до 30 дней.

Снижение компенсации за нарушение исключительных прав

Компенсация за нарушение авторских прав — это санкция, которая носит не только восстановительный характер, но и как любая мера юридической ответственности — превентивный и карательный (штрафной) характер, а также является альтернативной санкцией и взыскивается вместо убытков.

Нужна ли оценка объекта интеллектуальной деятельности, при включении его в состав наследства?

Размер оценки имущества, включенного в состав наследства = госпошлина за выдачу свидетельства о наследстве = зарплата нотариуса.

НДФЛ

С 2026 года для вычетов НДФЛ не нужно будет собирать справки и документы-подтверждения

Для получения вычетов по НДФЛ больше не понадобится собирать справки и другие подтверждающие документы. Налоговая с 2026 года сама рассчитает размер вычета и автоматически переведет нужную сумму.

Интересные материалы

Бесплатно с Расчеты с работниками

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика

Нередко работодатели принимают решение не индексировать суммы, которые получают работники за труд, а выплачивать премии. Насколько такие действия правомерны, и если да, то как оформить, чтобы не было претензий?

Как безопасно заменить индексацию премиями: судебная практика