Как защититься от скликивания в Яндекс Директе

В этой статье я расскажу про скликивание рекламы: что это такое, откуда берется и как его победить.

Привет! Меня зовут Дарья Дейн. 10 лет я масштабирую бизнесы с помощью контекстной рекламы.

  • Эксперт Яндекса по обучению; автор курсов в Яндекс, Яндекс Практикум, MaEd, Elama, Skypro.

  • Веду телеграм-канал о привлечении клиентов через Яндекс Директ, Google Ads, Facebook (запрещен в РФ), Telegram.

В этой статье я расскажу про скликивание рекламы: что это такое, откуда берется и как его победить.

Любой, кто дает рекламу сталкивался со скликом: на сайт приходят люди, не заинтересованные в товарах и услугах, под видом заинтересованных. Часто это даже не люди, а боты.

В Яндекс Директе это трафик из приложений, куча коротких визитов в Метрике, спам-заявки на сайте.

Дадим определение.

Скликивание — это мошеннические клики по рекламе, цель которых – вред рекламодателю, и/или незаконное обогащение третьих лиц.

Кто это может быть? Кому и зачем выгоден склик?

  1. Конкуренты
    Могут организовывать мелкий склик своими силами, или заказывать услуги полномасштабной атаки. Такой склик распространён на поиске, чтобы выбить конкурента с хороших позиций. Если скликать дневной бюджет за утро — реклама конкурента остановится на целый день. Даже если деньги потом вернут — трафик и потенциальные клиенты уже потеряны.

  2. Нечистые на руку веб-мастера
    Это касается РСЯ (КМС). Владельцы сайтов, на которых размещается реклама зарабатывают с кликов по ней. Чем больше кликов — тем больше доход. Самые ушлые организовывают побольше кликов с помощью ботов.

  3. Организованные группы мошенников
    Клик-фермы, или сети кибермошенников зарабатывают на склике. Схема работы похожа на веб-мастеров, но уровень организации выше. Фермы используют тысячи IP-адресов и доменных имен, зарабатывая миллионы долларов в день. Бороться с ними в одиночку не получится.

Как сликать рекламу?

По умолчанию в Директе засчитывается только 1 клик по рекламе одного и того же пользователя. Если нажать на объявление 10 раз — деньги спишутся только за первый клик. Но если каждый раз менять данные о пользователе — все следующие клики также будет засчитаны.

Каждый пользователь в сети имеет набор уникальных характеристик — cookie-файлы. На их основе работают системы аналитики. Например, на сайте стоит счетчик Яндекс Метрики — он присваивает каждому пользователю уникальный номер — client id. Так все действия этого пользователя на сайте собираются в одну «карточку» с историей визитов.

Минус этой системы: файлы cookie привязаны к браузеру — если его сменить, то пользователь станет для системы новым.

Помимо cookie у каждого пользователя есть ip адрес. Это адрес компьютера в сети, выделяется провайдером и содержит данные о географическом положении сервера. Каждый школьник знает, как сменить ip адрес с помощью VPN.

И самый интересный параметр fingerprint — это уникальный отпечаток устройства. В отличие от cookie такой отпечаток содержит больше информации о пользователе, включая версию операционной системы, тип устройства, разрешение экрана, языковые настройки и пр. Fingerprint подделать сложнее.

Но проблема в том, что та же Яндекс Метрика на этот параметр не опирается. Вычислить отпечаток можно сторонними сервисами, но забанить конкретный fingerprint в рекламе все равно не получится.

Боты, постоянно меняющие ip, cookie и fingerprint могут представляться той же Метрике реальными пользователями.

Встроенный антифрод

В рекламных системах существуют внутренние алгоритмы борьбы с некачественными кликами. В статистике Директа можно увидеть недействительные клики — те, что были отфильтрованы системой. Деньги за них не списывались, либо автоматически были возвращены на баланс.

К сожалению, так отсеивается далеко не весь фродовый трафик и в дальнейших разбирательствах деньги вернуть уже сложнее.

Защита от скликивания — 4 способа

Важно понимать, нецелевой трафик — это очень редко заказной склик против вас.

Намного чаще это боты, обогащающие мошенников, или просто «случайные» клики. Они не лично против вас, от них страдают все.

Например, стимулированный трафик из приложений — когда за просмотр рекламы можно получить бонусы в игре. Или когда реклама в приложении появляется таким образом, что пытаясь закрыть окно пользователь совершает клик.

Инструменты Директа и Метрики могут дать нам сигнал о нецелевом трафике.

1) Мастер отчетов

Проверяем на предмет трафика из приложений, аномально высокого CTR площадки (>1,5%) и аномально высокой конверсии площадки.

Наличие одного из этих пунктов — повод провести тщательную проверку: проверить % отказов и кол-во качественных лидов по площадке.

Если гипотеза о некачественном трафике подтверждается — относим площадку в запрещенные.

2) Сегменты в Метрике
В отчете «Пользователи и клиенты» собираем всех, кто посещал сайт более 3 раз при этом суммарное время посещения низкое (менее 30 секунд) — создаем сегмент и убираем его из рекламы. Как минимум закроем путь на сайт уже известным ботам. Можно поэкспериментировать с похожими сегментами.

3) Бан IP
Эта информация собирается при отправке заявок с сайта и содержится в обработчике — Тильда, Марквиз, база данных на сервере и т.д. Находим повторяющиеся IP и баним на уровне рекламной кампании. Правда, забанить можно только 25 адресов, поэтому берем самые часто повторяющиеся.

4) Оплата за конверсии

Переход на стратегию Директа с оплатой за конверсии. По логике, если мы оплачиваем не клики, а действия на сайте, то становится все равно, есть ли нецелевые клики. Но тут не все так просто. Вместо нецелевых кликов нас поджидают фродовые конверсии, за которые приходится платить.

Современные роботы научились автоматически заполнять формы на сайте и отправлять спам-заявки.

В одном из проектов я столкнулась со шквалом фродовых конверсий, от которых мы избавлялись полтора месяца.

Сервисы

Еще есть сервисы, направленные конкретно на защиту от скликивания. Они собирают большие базы ботов, анализируя сайты своих клиентов. Пишут собственные алгоритмы, опираясь на поведение и след пользователей в сети – параметры, о которых упоминалось выше. Далее детектируют ботов и передают данные о них в Метрику, собирая сегмент. Из минусов — сегмент собирается постфактум и передается только client id Метрики. Поэтому полный бан осуществить невозможно. Также сервисы не работают в рекламных кампаниях, где нельзя корректировать ставки, например в мастере кампаний.

Как защититься от скликивания

К сожалению, 100% защита от скликивания не существует. Если вас заходят скликать, то скликают. Нецелевой трафик всегда будет сопровождать рекламу. А мы будем с ним бороться.

Регулярно проверяйте свои рекламные кампании и закладывайте бюджет на нецелевые действия на этапе планирования.

Больше интересных материалов в моем телеграм-канале.

Начать дискуссию

Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Расценки на техобслуживание газового оборудования, возможно, будет устанавливать государство

Регионы предлагают ввести государственное регулирование стоимости услуг по техобслуживанию газового оборудования.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Сегодня купить и продать криптовалюту* в России можно несколькими способами: через криптовалютные биржи, P2P-сервисы, криптоматы и обменники, работающие онлайн и офлайн. Последний вариант позволяет проводить сделки анонимно – без отправки своих персональных данных и платежных реквизитов.

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Можно ли выдать за раз маленькую зарплату, как оплачивать переработку в командировке, на ГПД положен стандартный вычет. 3 важных разъяснения для бухгалтеров по зарплате

Собрали полезные разъяснения Роструда и Минфина по расчетам с работниками.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Приобретение лицом из недружественного государства доли (акций) в российской компании (ООО или АО) в 2024 году

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии, если лицо из недружественного государства хочет стать участником (акционером) российской компании (ООО или АО). Какие требования предъявляются к данным сделкам (операциям).

Зарплата

Выделено финансирование на увеличенные выплаты педагогам

Правительство направит более 8 млрд рублей на увеличенные выплаты классным руководителям и кураторам.

IT-компании

Нидерландская компания Yandex сменит свое название до 31 июля

До 31 июля иностранная организация продаст остаток акций, перестанет использовать бренды российской компании «Яндекс» и сменит название.

Проверки ФАС

ФАС рассказала, как, где и на что контролирует цены

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

В России нашли фейковый магазин приложений Play Market

Специалисты по изучению киберпреступлений предупредили об опасном магазине приложений для смартфона. В файлах содержатся вирусы, которые могут украсть личные данные и деньги.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: искусственный интеллект защитит смартфон от кражи, в Петербурге будут следить за курильщиками, а в TikTok появятся часовые видео

Подготовили обзор главных событий дня — 17 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Малый бизнес получил 130 млрд рублей по программе «1764»

По льготной ставке 13,4% годовых финансирование привлекли представители МСП из сферы гостиничных услуг, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, а также транспортные компании и склады.

С 2025 года социальный заказ будет работать во всех регионах

Экспериментальный механизм социального заказа оказался успешным, поэтому Минфин утвердит его на постоянной основе. К участию присоединятся все регионы РФ.

Модульбанк запустил оценку юридического риск-профиля клиентов

Модульбанк запустил новый сервис по оценке юридического риск-профиля бизнеса на базе направления Модульюрист. Сервис подойдет для продавцов на маркетплейсах, производственных компаний и других типов бизнеса.

Экономика России

Росимуществу передали две рыбопромышленные компании

Суд национализировал две компании из Владивостока по добыче рыбы. Их договоры с Росрыболовством признали недействительными.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

Увольняя сотрудника за прогулы, хамство и пьянство, вы всегда рискуете. Он может добиться возвращения по суду, и вам придется выплатить штраф — а сотрудник и дальше будет вести себя так же. Разбираемся, как обосновать увольнение и правильно оформить документы.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

Интересные материалы

😏 КС РФ: затянувшаяся налоговая проверка не продлит срок взыскания. Но есть неприятный нюанс, поясняет налоговый юрист

Если налоговые инспекторы нарушили сроки проведения проверок, то это не изменит порядок исчисления сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов.