Охрана труда на микропредприятии: проще или как у всех

Организация охраны труда (ОТ) обязательна для всех работодателей, независимо от численности сотрудников. Малый и микробизнес — не исключение. Рассказываем, насколько отличается охрана труда на микропредприятии.
Охрана труда на микропредприятии: проще или как у всех
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Какие предприятия относятся к микробизнесу

Микропредприятия, наряду с малым и средним бизнесом, относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). Микропредприятия — это ИП и организации, у которых (ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, постановление Правительства от 04.04.2016 № 265):

  • доход в предшествующем году был не более 120 млн руб.;

  • среднесписочная численность не превышает 15 человек;

  • суммарная доля участия юрлиц, не относящихся к МСП, или иностранных компаний составляет не боле 49%, а доля государства, общественных или благотворительных организаций — не более 25% (только для организаций).

Сведения о субъектах микробизнеса вносятся в единый реестр МСП, который размещен на сайте ФНС. Основание для отнесения к категории микропредприятий — сведения, которые есть в ЕГРЮЛ (ЕГРИП для ИП) и в отчетности, представляемой в налоговую инспекцию.

Обязанности по охране труда

Если в компании или у ИП работает хоть один человек по трудовому договору, работодатель обязан обеспечить безопасные условия на рабочих местах и организовать охрану труда — это касается всех, в том числе и микробизнеса. 

Внушительный список обязанностей работодателей в области ОТ содержится в разделе Х Трудового кодекса, среди которых (ст. 214 ТК):

  • создание на предприятии системы управления охраной труда;

  • разработка внутренних документов по охране труда;

  • обязательное страхование сотрудников от «травматизма» — от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

  • обеспечение безопасности персонала при использовании инструментов, сырья и материалов, осуществлении технологических процессов, при эксплуатации производственных сооружений;

  • обучение по ОТ, проведение инструктажей и проверки знаний требований ОТ;

  • регулярное выявление профессиональных рисков, опасностей, проведение их оценки;

  • проведение СОУТ (спецоценки условий труда);

  • улучшение условий и охраны труда;

  • соблюдение режима труда и отдыха сотрудников;

  • приобретение для работников СИЗ (средств индивидуальной защиты);

  • контроль за соблюдением требований ОТ работниками, за правильностью применения ими СИЗ;

  • организация предварительных и периодических медосмотров сотрудников (когда они обязательны);

  • предотвращение производственных аварий, сохранение жизни и здоровья, оказание первой помощи пострадавшим при аварийных ситуациях;

  • учет и расследование несчастных производственных случаев, профзаболеваний, микротравм работников.

Малый бизнес, включая микропредприятия, разрабатывает собственную систему ОТ, ориентируясь на положения ГОСТ Р 120009-2009 (утв. приказом Ростехрегулирования от 10.08.2009 № 283-ст) и другие нормативные документы в области охраны труда.

Доверьте специалистам «ПрощеБизнес» подготовку пакета документов по охране труда. Пакеты от готового стандартного варианта до индивидуального, учитывающего особенности вашего предприятия, полностью закроют вопрос наличия обязательной документации по охране труда и позволят подготовиться к проверкам контрольно-надзорных органов.

Оставить заявку

Особенности организации ОТ на микропредприятиях

В целом субъекты МСП подчиняются общим требованиям по охране труда, но для микропредприятий все же есть некоторые послабления. Их совсем немного, расскажем об этом подробнее.

Не требуется создание службы ОТ

Предприятия, у которых численность сотрудников превышает 50 человек, обязаны создать у себя службу охраны труда или ввести отдельную должность — специалист по ОТ. 

Микропредприятиям создавать службу охраны труда или принимать на работу специалиста по ОТ с соответствующим образованием не обязательно, если этого не требует специфика деятельности (ст. 223 ТК). Функции этих органов может замещать руководитель компании (или лично ИП), либо назначенный им сотрудник.

Также микропредприятие вправе заключить договор ГПХ с ИП или организацией, оказывающими услуги в области охраны труда, при условии наличия у них обязательной аккредитации и соответствия специальным требованиям, установленным постановлением Правительства от 16.12.2021 № 2334.

Обучение по ОТ в упрощенном порядке

Микропредприятия могут проводить обучение по охране труда, оказанию первой помощи, использованию СИЗ только в виде инструктажей на рабочем месте (п. 100—103 Порядка обучения по ОТ, утв. постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464). Если на предприятии ведутся работы повышенной опасности, обучение проводится в общем порядке без каких-либо послаблений.

Вводные инструктажи по охране труда разрешено совмещать с инструктажами по ОТ на рабочем месте, регистрируя их проведение в едином журнале. Такие инструктажи при отсутствии службы или специалиста по ОТ может проводить сам руководитель микропредприятия (или ИП), либо назначенный им сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями.

Для проверки знаний работников по ОТ микропредприятиям не требуется создавать комиссию — руководителю (ИП) достаточно назначить для этого ответственное лицо, которое прошло обучение по ОТ в соответствующем учебном центре.

Не нужны локальные акты по СИЗ

Субъектам МСП, включая микропредприятия, можно не разрабатывать локальные акты о порядке обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты (п. 77 Правил, утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 766н).  

Остальные обязательные документы на предприятии должны присутствовать, в их числе:

  • инструкции по ОТ — по должностям;

  • положение о системе управления охраной труда;

  • программы инструктажей сотрудников, журналы регистрации по ним;

  • реестр нормативных актов по ОТ для ознакомления с ними сотрудников;

  • планы мероприятий по ОТ;

  • документы по результатам проведения СОУТ и др.

Упрощенный порядок проведения СОУТ

Некоторым микропредприятиям с 1 января 2023 года разрешено проводить СОУТ самостоятельно в упрощенном порядке — без привлечения экспертной организации (приказ Минтруда от 31.10.2022 № 699н).

Упрощенная спецоценка доступна лишь предприятиям, чей основной вид деятельности соответствует указанным в списке п. 2 Особенностей СОУТ для МСП, утв. приказом № 699н, а именно:

  • разработка компьютерного ПО, консультационные услуги;

  • информационные технологии;

  • финансы и страхование;

  • операции с недвижимостью;

  • юридическая и бухгалтерская деятельность;

  • архитектура и инженерно-техническое проектирование;

  • реклама и исследование конъюнктуры рынка;

  • образование;

  • библиотечная, архивная, музейная деятельность;

  • деятельность головных офисов, управленческое консультирование;

  • административная и сопутствующая деятельность;

  • деятельность общественных организаций.

В ходе «упрощенной» СОУТ заполняются специальные проверочные листы, после чего микропредприятие подает декларацию СОУТ в территориальную трудинспекцию.

Проводить СОУТ своими силами в упрощенном порядке нельзя, если:

  • на предприятии трудятся работники, которые имеют право выхода на пенсию досрочно;

  • на предприятии есть рабочие места с вредными и опасными условиями труда.

Меньше отчетности в Росстат

Микропредприятиям не нужно подавать некоторую отчетность в Росстат:

  • форму № 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профзаболеваниях»;

  • форму № 1-Т «Сведения о численности и зарплате работников».

Если у вас нет специалиста по охране труда, передайте эту функцию на аутсорсинг «ПрощеБизнес». Эксперты высочайшего уровня возьмут на себя организацию системы охраны труда и ведение необходимой документации, обеспечив защиту вашего бизнеса. 

Получите консультацию по охране труда

Специалисты Компании «ПрощеБизнес» проконсультируют по исправлению нарушений, выявленных в ходе профилактического визита (или внеплановой проверки), и предоставят все необходимые документы в сфере охраны труда и трудового права

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «Лаборатория труда», ИНН: 9701006328, erid: LjN8Jw2zJ

Комментарии

3
  • Интересно, а если у меня интернет-магазин, есть оформленные сотрудники - но рабочих мест стационарных как таковых нет. Значит мне по охране труда оформлять ничего не нужно?

  • Проще бизнес

    Светлана, тот факт, что работа сотрудников осуществляется дистанционно играет роль при определении состава и объема документов по охране труда, но минимум все же должен быть. Как пример, приказ о том, как организована охрана труда с учетом такого формата работы сотрудников, о том, что инструктаж не проводится, работники от обучения по охране труда освобождаются и т.п. Кроме того, в трудовых договорах работников должно быть прописано, что они трудятся дистанционно.

    • Светлана

      Спасибо большое за подробный ответ. Вы знаете, пока статью не прочитала, даже не задумывалась о такой обязанности. Теперь в курсе, буду думать, как решать вопрос...

Microsoft начал отключать подписки корпоративных клиентов

Российским компаниям остановили подписки на облачные сервисы Microsoft. Отключать доступ будут партиями, по 5-10 компаний.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Кадры

Больше 3,5 млн работодателей могут заполучить специалистов с помощью целевого обучения

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

В мире бизнеса, где сложность управления многопрофильной производственной деятельностью увеличивается с каждым днем, традиционные подходы к бюджетированию и финансовому планированию все чаще подвергаются переосмыслению.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP
Лучшие спикеры, новый каждый день
ФСБУ

Для дебиторки и кредиторки — разные правила проверки на обесценение

Проверять на обесценение остатки по кредиторской задолженности не нужно, а по дебиторской обязательно только частично.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Кадровый электронный документооборот (КЭДО) – это процесс создания, подписания и хранения документации с сотрудниками в цифровом виде. Такой формат позволяет избавиться от бумажной волокиты, оптимизировать и ускорить делопроизводство, он удобнее и проще как для работников, так и для организации.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Оформление блога на сайте юриста: тренды 2024

Первое впечатление от сайта в целом и блога в частности, в большинстве своём, зависит от дизайна. Влияет он на также на трафик и конверсию. Даже если сайт полезный по содержанию, неудачный дизайн может сделать это нерезультативным. В статье разберу основные тренды дизайна блогов в 2024 году.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Валютный контроль

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

В мини-курсе разберем, как изменились правила валютного контроля после поправок в Указание ЦБ.

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

📩 Присылать уведомления о судебных процессах будут автоматически. Это важное для всех новшество, но на исход не влияет, пояснил адвокат

На Госуслугах оповещения о ходе судебных разбирательств начнут присылать всем участникам процесса, а не только тем, кто заранее подключил эту опцию на портале.

Управляющую компанию «Макфы» национализировали

Решение суда о передаче активов «Макфы» под контроль Росимущества привели в исполнение. Первой национализировали управляющую компанию бизнеса.

Необлагаемую компенсацию дистанционщикам считают или по норме, или по документам

Дистанционным сотрудникам нужно компенсировать расходы на интернет, электричество и за износ оборудования. Но не вся компенсация необлагаема НДФЛ.

Корпоративное обучение в эпоху удаленной работы: новые вызовы и решения

Пандемия кардинально изменила привычный уклад жизни и ведения бизнеса. Ключом к сохранению вовлеченности и развития сотрудников в новых условиях стала организация эффективного дистанционного обучения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

На практике идентичный товар от двух поставщиков может идти с разными ставками НДС

Пониженную ставку НДС 10% на товар подтверждает его включение в перечень Правительства и регистрационное удостоверение.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Приходящий персонал уравняют со штатным по зарплате и охране труда

Для частных кадровых агентств занятости в ТК установят ряд запретов, а персоналу на аутстаффинге дадут права и гарантии, как у штатных работников.

2

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница, коллеги

Прикольное задание. Можете посоревноваться на время с коллегами.

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница,  коллеги

Спецификация к договору поставки в 2024 году

Заключая договор поставки, контрагенты нередко согласовывают лишь общие моменты. Конкретные условия поставки прописывают позже в отдельном документе — спецификации. Как правильно составить такой документ, на какие нюансы обратить внимание, расскажем в нашей статье, а также приведем образец, доступный для скачивания.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как перенести отпуск сотрудника, если он утвержден графиком отпусков

График отпусков обязателен как для сотрудника, так и для работодателя. При этом сотрудник может перенести отпуск на другой срок с согласия руководителя.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Дополнительная работа по своей инициативе — не основание для доплаты сверхурочных. Судебная практика

Еще одно интересное судебное решение нашла. Работник потребовал у работодателя доплату за сверхурочную работу, работодатель отказался, разбираться пошли в суд.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

С этой даты налоговики объявили крестовый поход против нелегальной занятости и уклонения от уплаты налогов с сумм, которые платят физическим лицам. В зону особого внимания попадут заказчики, которые привлекают для выполнения работ, оказания услуг плательщиков НПД. Рассказываем о том, какие риски учесть, если вы относитесь к этим лицам.

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду
2

Интересные материалы

УСН

Нужен ли кассовый чек при закупке товаров у физлица для перепродажи на УСН

НК напрямую не регулирует, какие документы нужны для обоснования расходов по УСН при покупке товаров у физического лица для последующей перепродажи.