Управление финансами

Методы управления оборотными активами предприятия

Управление оборотными активами предприятия — задача непростая, особенно если учесть, что к оборотным активам (ОА) относят не только материальные, но и нематериальные активы. Напомним основы политики управления оборотными активами и методы ее осуществления.
Методы управления оборотными активами предприятия
Иллюстрация: freepik/freepik

Типы политики управления оборотными активами

Политика управления — это совокупность принципов и намерений, которые реализуются через документы (протокол намерений, решение, соглашение о сотрудничестве) и процедуры (конкретные запланированные действия).

Политика устанавливает цели и намечает маршруты достижения этих целей.

В политике управления оборотными активами предприятия придерживаются таких основных принципов:

  • состав и структура оборотных активов должны быть оптимальными для предприятия, при этом должна учитываться не только текущая ситуация, но и запланированные изменения;

  • потребность в ОА должна быть определена достаточно точно: недостаток приведет к остановке производства, а излишек — к снижению показателей оборачиваемости и эффективности использования.

Политика управления активами может быть следующих типов:

  • умеренная,

  • агрессивная.

Если умеренная политика не имеет полярностей, то агрессивная политика в сфере управления ОА может быть направлена как на снижение активов, так и на наращивание. Направление «агрессии» зависит от множества факторов.

Но в целом агрессивная политика управления ОА может быть применена при наличии следующих взаимозависимых факторов:

  • денежные средства в распоряжении менеджера практически не ограничены;

  • это дает возможность наращивать запасы сырья, полуфабрикатов, готовой продукции;

  • позволяет держать на высоком уровне дебиторскую задолженность;

  • это приводит к увеличению удельного веса ОА в структуре активов предприятия;

  • оборачиваемость активов снижается;

  • уровень рентабельности при такой политике не может быть высоким.

Агрессивная политика управления оборотными активами предприятия имеет право на существование, если, например, организация ведет маркетинговую войну на рынке: создание запаса сегодня позволяет иметь низкую себестоимость продукции завтра. Плюс к этому предоставление льготных условий покупателям (например, отсрочки в расчетах) — и менее инициативный и рисковый конкурент выбит с рынка.

Умеренная политика позволяет сбалансировать соотношение оборотных и внеоборотных активов, снизить запасы, оптимизировав отгрузки готовой продукции. Эта политика нацелена на снижение дебиторской задолженности.

Предприятие, использующее умеренную политику, предпочитает работать «на чужих деньгах», получая беспроцентные товарные кредиты от поставщиков.

При всех плюсах такой политики существует риск, что менеджмент увлечется «балансировкой» оборотных активов и это негативно скажется на финансовом состоянии предприятия. Например:

  • доля кредитных средств значительно превысит собственные (что лишит предприятие финансовой независимости и приведет к снижению чистых активов);

  • предприятие начнут «выдавливать» из занятой рыночной ниши конкуренты с более агрессивными методами управления.

Методы управления оборотными активами: разнообразие подходов

Методы управления оборотными активами предприятия можно разделить на 3 большие группы:

  • организационно-распорядительные,

  • социально-психологические,

  • экономические.

Чаще всего на практике используется различное сочетание методов из перечисленных выше групп.

На рис. 1 приведена классификация методов управления оборотными активами предприятия.

Классификация организационно-распределительных методов приведена на рис. 2.

Виды экономических методов, используемых для управления оборотными активами:

  • планирование,

  • анализ,

  • обеспечение,

  • определение оптимальных цен.

Активами управляют люди. Поэтому управление любым видом активов сводится к управлению людьми.

Такие методы, как принуждение, побуждение, убеждение, личный пример, относятся к группе социально-психологических методов управления оборотными активами.

Управление оборотными активами организации: подходы к выбору методики

При выборе политики управления оборотными активами предприятию необходимо учитывать разнообразие объектов управления:

  • сырье и материалы,

  • запасы,

  • незавершенное производство,

  • готовая продукция,

  • денежные средства,

  • дебиторская задолженность,

  • прочие оборотные активы.

Типы политики и методологические подходы к управлению разными видами оборотных активов организации могут быть разными.

Экономические методы играют ведущую роль в управлении оборотными активами предприятия, поскольку они дают математические маркеры, точные цели, с которыми достаточно легко сравнивать полученные результаты.

Общие этапы работы по управлению оборотными активами предприятия:

  • анализ остатков,

  • анализ движения,

  • определение оптимального уровня,

  • прогнозирование и планирование,

  • сравнение фактического результата с прогнозом.

Для управления ОА предприятия применяют такие расчетные методы анализа, как:

  • аналитический,

  • расчет коэффициентов,

  • прямой счет (нормирование на основе расчетных показателей величины запасов).

В управлении денежными средствами для расчета прогнозных показателей применяются еще и математические модели:

  • Баумоля — модель управления на основе использования инвестиций в ценные бумаги как метода сохранения и приумножения имеющихся в распоряжении денежных средств в условиях стабильности и определенности;

  • Миллера-Орра — модель основана на предположении, что остаток денежных средств — величина случайная, подвержена изменению, которое достаточно сложно спрогнозировать. В расчетах используется коэффициент и размах вариации;

  • Стоуна — предлагает управлять целевым остатком, в отличие от модели Миллера-Орра, концентрирующей внимание на определении его величины;

  • Монте-Карло (модель Лернера) — подходит для расчета целевого остатка денежных средств, основанного на принципе признания вероятностного характера природы исходных и планируемых показателей.

Большое значение при применении математических методов управления оборотными активами предприятия имеют статистические методы исследования, основанные на изучении динамики изменения остатков во времени под действием определенных факторов.

Итоги

Методы управления оборотными активами предприятия достаточно разнообразны. Организация может выбрать при создании своей политики управления те методики, которые подходят именно ей.

Необходимо помнить: важнее бывает правильное определение тренда динамики изменения, нежели точный расчет показателя. Это связано с тем, что сложные расчеты, дающие высокую точность, бывают трудоемкими и занимают много времени. Время — один из наиболее дефицитных ресурсов.

Начать дискуссию

Microsoft начал отключать подписки корпоративных клиентов

Российским компаниям остановили подписки на облачные сервисы Microsoft. Отключать доступ будут партиями, по 5-10 компаний.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Кадры

Больше 3,5 млн работодателей могут заполучить специалистов с помощью целевого обучения

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

В мире бизнеса, где сложность управления многопрофильной производственной деятельностью увеличивается с каждым днем, традиционные подходы к бюджетированию и финансовому планированию все чаще подвергаются переосмыслению.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP
Лучшие спикеры, новый каждый день
ФСБУ

Для дебиторки и кредиторки — разные правила проверки на обесценение

Проверять на обесценение остатки по кредиторской задолженности не нужно, а по дебиторской обязательно только частично.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Кадровый электронный документооборот (КЭДО) – это процесс создания, подписания и хранения документации с сотрудниками в цифровом виде. Такой формат позволяет избавиться от бумажной волокиты, оптимизировать и ускорить делопроизводство, он удобнее и проще как для работников, так и для организации.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Оформление блога на сайте юриста: тренды 2024

Первое впечатление от сайта в целом и блога в частности, в большинстве своём, зависит от дизайна. Влияет он на также на трафик и конверсию. Даже если сайт полезный по содержанию, неудачный дизайн может сделать это нерезультативным. В статье разберу основные тренды дизайна блогов в 2024 году.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Валютный контроль

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

В мини-курсе разберем, как изменились правила валютного контроля после поправок в Указание ЦБ.

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

📩 Присылать уведомления о судебных процессах будут автоматически. Это важное для всех новшество, но на исход не влияет, пояснил адвокат

На Госуслугах оповещения о ходе судебных разбирательств начнут присылать всем участникам процесса, а не только тем, кто заранее подключил эту опцию на портале.

Управляющую компанию «Макфы» национализировали

Решение суда о передаче активов «Макфы» под контроль Росимущества привели в исполнение. Первой национализировали управляющую компанию бизнеса.

Необлагаемую компенсацию дистанционщикам считают или по норме, или по документам

Дистанционным сотрудникам нужно компенсировать расходы на интернет, электричество и за износ оборудования. Но не вся компенсация необлагаема НДФЛ.

Корпоративное обучение в эпоху удаленной работы: новые вызовы и решения

Пандемия кардинально изменила привычный уклад жизни и ведения бизнеса. Ключом к сохранению вовлеченности и развития сотрудников в новых условиях стала организация эффективного дистанционного обучения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

На практике идентичный товар от двух поставщиков может идти с разными ставками НДС

Пониженную ставку НДС 10% на товар подтверждает его включение в перечень Правительства и регистрационное удостоверение.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Приходящий персонал уравняют со штатным по зарплате и охране труда

Для частных кадровых агентств занятости в ТК установят ряд запретов, а персоналу на аутстаффинге дадут права и гарантии, как у штатных работников.

2

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница, коллеги

Прикольное задание. Можете посоревноваться на время с коллегами.

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница,  коллеги

Спецификация к договору поставки в 2024 году

Заключая договор поставки, контрагенты нередко согласовывают лишь общие моменты. Конкретные условия поставки прописывают позже в отдельном документе — спецификации. Как правильно составить такой документ, на какие нюансы обратить внимание, расскажем в нашей статье, а также приведем образец, доступный для скачивания.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как перенести отпуск сотрудника, если он утвержден графиком отпусков

График отпусков обязателен как для сотрудника, так и для работодателя. При этом сотрудник может перенести отпуск на другой срок с согласия руководителя.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Дополнительная работа по своей инициативе — не основание для доплаты сверхурочных. Судебная практика

Еще одно интересное судебное решение нашла. Работник потребовал у работодателя доплату за сверхурочную работу, работодатель отказался, разбираться пошли в суд.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

С этой даты налоговики объявили крестовый поход против нелегальной занятости и уклонения от уплаты налогов с сумм, которые платят физическим лицам. В зону особого внимания попадут заказчики, которые привлекают для выполнения работ, оказания услуг плательщиков НПД. Рассказываем о том, какие риски учесть, если вы относитесь к этим лицам.

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду
2

Интересные материалы

УСН

Нужен ли кассовый чек при закупке товаров у физлица для перепродажи на УСН

НК напрямую не регулирует, какие документы нужны для обоснования расходов по УСН при покупке товаров у физического лица для последующей перепродажи.