Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Из статьи вы узнаете историю главбуха из Санкт-Петербурга Анны Филимоновой, которая из-за схем собственницы бизнеса получила уголовную судимость и миллионные долги.
Когда за дробление бизнеса уголовку получит главбух. История одной подставы

Приветствую, дорогие читатели! Ольга Ульянова аудитор на связи. Сегодня я поделюсь с вами историей о сломанной судьбе и карьере главного бухгалтера Анны из Северной столицы.

В прошлом я сама была главбухом в штате и сталкивалась с работодателями, готовыми на незаконные действия. Порой их подход шокировал, в таких ситуациях я предпочитала завершение сотрудничества. Для меня никакие финансовые перспективы и преференции не стоят высокого риска уголовной ответственности.

Помню, как перед глазами всплывали новостные репортажи с главным бухгалтером в наручниках, которого обвиняли в махинациях. Примерно, как на картинке:

Такая перспектива меня не прельщала. Мой выбор всегда был ясным и уверенным — не рисковать своей свободой ради чьих-то сверхдоходов.

Главная героиня рассказа Анна, возможно, не сумела объективно оценить свои риски и порядочность работодателя. Хотя, глубже изучив ситуацию, я пришла к выводу, что суть проблемы не всегда настолько очевидна, как кажется на первый взгляд. Приглашаю вас окунуться в историю и сделать собственные выводы

Расследование деятельности компании «СПб-Турс» и вскрытие налоговых махинаций стало в свое время громким событием в бизнес-среде Санкт-Петербурга.

СМИ пестрили заголовками: «В Петербурге вынесен приговор гендиректору и главбуху турфирмы за аферы». Как утверждали некоторые источники фирма «СПб-Турс» являлась своего рода визитной карточкой Северной столицы и обслуживала  иностранных туристов, прибывающих в Петербург на круизных лайнерах. 

Эта история началась почти десять лет назад, когда главный бухгалтер Анна Филимонова вела учет четырех туристических компаний (ООО «СПб-турс», ООО «Турсервис СПб», ООО «СПб-ТУРС», ООО «Турсервис») с по января 2015 г. по апрель 2017 г. Согласно материалам дела платили ей тогда за ведение учета - 70 000 рублей. 

Все предприятия занимались туристическим бизнесом через единый сайт, имели схожие названия, привязанные к общему бренду, у них был общий директор, одинаковый IP-адрес, их расчетные счета открыты в одном банке, что указывает на кустарное дробление бизнеса. 

Важно отметить, что раздробленные компании были зарегистрированы до того, как главный бухгалтер Анна Филимонова начала вести в них учет. Исходя из этой информации, можно сделать вывод, что разработчиком незаконной схемы дробления бизнеса она не являлась.

 В 2016 году прошла выездная налоговая проверка (ВНП), только один год из трех проверяемых лет приходился на период работы в бизнесе бухгалтера Филимоновой.  По результатам проверки доначислили налоги, а в 2017 главбух уволилась.

Со слов главбуха она предложила директору доплатить налоги по общей системе налогообложения сразу же после изучения решения по ВНП. Но директор видимо пожадничала, обратилась в консалтинговую компанию, чтобы снизить доначисления. Однако у нее не получилось избежать санкций и обязательств доплаты налогов. Речь о налогах на сумму порядка 100 млн. руб.

Вначале к уголовной ответственности по классике планировалось привлечь только директора. Однако защита собственницы туристических фирм Виктории Ротер выступила с ходатайством о привлечении главбуха Анны Филимоновой к ответственности и уплате около 120 млн рублей в виде налогов и штрафов

Важный нюанс, который стал для главбуха роковым

Анна, пришедшая на допрос под давлением следователей, запуталась. Она утверждала, что никогда не участвовала в схемах и предупреждала директора о приближении к максимальным лимитам по упрощенной системе налогообложения. Однако, вместо того чтобы избежать подозрений, эти слова стали основанием для уголовного преследования.

Следователи рассматривали показания Анны как признание в причастности к незаконным действиям, утверждая, что она предупреждала директора о необходимости перераспределения прибыли, когда сумма выручки достигала лимита. Следовательно сама о них знала, но продолжала работать. Это послужило основой обвинений и привлечения ее к уголовной ответственности.

Юристы считают, если бы Анна не упомянула о предупреждениях директора относительно лимитов по УСН, она бы не оказалась под уголовкой.

Фото Анны Филимоновой из интернета

Некоторые коллеги приходят к выводу, что директриса превратила главного бухгалтера в «козла отпущения», чтобы уменьшить свою персональную ответственность. Владелица турфирмы могла бы погасить долги перед бюджетом и остановить уголовное преследование. Тем не менее, на суде Виктория Ротер не отступала от своей позиции и продолжала обвинять своего бывшего главного бухгалтера.

По мнению Ротер, основной целью преступной деятельности Филимоновой было получение заработной платы. Которая, к слову, не была заоблачной. Выплачивалось ли что-то “в конверте” помимо официальной части 70 000 рублей, мы не знаем.

В итоге Виктории дали 4 года, а главбуху Анне 3. Но собственнице фирмы удалось часть долгов перед бюджетом перекинуть на своего бывшего главбуха. Последнее случилось в марте 2024 г.

На этом в истории можно было ставить точку, но я решила разобраться в ней чуть поглубже. Больше всего меня заинтересовало, что послужило триггером краха компании и причины, по которым ФНС решила зайти с проверкой в туристическую компанию «СПб-Турс». 

Алиса в «стране чудес» или как пенсионеры способствовали раскрытию афер

В фирме «СПб-Турс», судя по информации в интернете, творилось много беспредела, и обход лимита по УСН был не единственным нарушением налогового законодательства. Имелись неоформленные работники (около 50 гидов), не вся выручка оприходовалась, включая суммы не только в рублях, но и в валюте. 

В итоге одна из неоформленных сотрудниц Алиса Листровая, которую директриса к тому же пыталась обвинить в краже 33-38 тыс.долларов,  вынуждена была сдать фирму с потрохами правоохранительным органам.  Вернее, помогли ей в этом родители пенсионеры, которые активно спасали ее от подставы и уголовного преследования.

По информации петербургского сайта Фонтанка.ру именно главбух Анна Филимонова отправила гидам-переводчикам на электронную почту письма следующего содержания:

 «Одна из недоработанных сфер нашей совместной работы – это то, что гиды, которые работают с «СПб-Турс», делают это без оформления каких-либо официальных договоров, то есть, будем говорить прямо, работают нелегально в нашей компании. Из-за такого положения дел в учете «СПб-Турс» прослеживается парадокс – у нас фиксируется, что принимаем большое количество туристов, организовываем им экскурсии в музеях и по городу, но КТО ВСЕ ЭТО ДЕЛАЕТ, непонятно. Этим мы вызываем большие подозрения у определенных структур… Так дальше работать нельзя».

Логично предположить, что фирма предложит официально оформить сотрудников. Но нет.

«Конечно, можно заключить с каждым гидом официальный договор об оказании  услуг (как с физическим лицом). Для фирмы это невыгодно – каждый месяц с доходов, выплаченных по такому договору, фирме придется платить страховые взносы в размере 26 процентов от выплаченного дохода», – написала главбух и предложила каждому под угрозой прекращения сотрудничества с «СПб-Турс» создать ИП

Лично мое мнение, только этого обстоятельства уже достаточно, чтобы главный бухгалтер несла солидарную ответственность с директором.

Гид Алиса не согласилась с отсутствием официального трудоустройства. В результате конфликта, директор «СПб-Турс» сообщила в полицию о якобы краже ею 33,5 тысяч долларов, хотя факты о сумме варьировались. Параллельно началась кампания по дискредитации мятежного гида. Важно отметить, что результаты суда подтвердили отсутствие трудовых отношений между гидом и предприятием. 

Вся эта грязная история открыла путь к последующим обвинениям и расследованиям, в результате чего Виктория Ротер столкнулась с уголовными обвинениями в налоговом преступлении и многомиллионными долгами, которыми она щедро поделилась со своим главбухом.

А как считаете вы? Виноват ли в этой ситуации главный бухгалтер? Напишите в комментариях!  Слышали ли вы что-то об этом деле?

✅ Подписывайтесь на меня в телеграм, там больше фишек и советов по налогам и финансам, которые помогут вам сэкономить время и деньги.🚀

Источник Фонтанка.ру . Светлая память.

Комментарии

10
  • VadimBA

    На мой взгляд, не великого ума тамошняя директор, коль обращается с жалобой на сотрудника, который официально не трудоустроен, в правоохранительные органы.

    Главный бухгалтер должна была осознавать риски работы с подобным директором. Но, видимо, размер неофициальной зарплаты препятствовал трезвому анализу происходящего и возможных последствий.

    Подталкивание сотрудников к созданию ИП - дополнительный невеселый штрих к портрету главного бухгалтера.

    Одним словом, история грустная, но поучительная.


    • VadimBA
      Спасибо за комментарий. Я так понимаю, там вообще треш был:

      "Понять примерный масштаб оборотов бизнеса Виктории Ротер несложно. За те два дня, что Алиса была сборщицей денег, в фирму поступило от 413 иностранцев с двух кораблей 60 тысяч долларов наличными и 113 тысяч долларов безналом (Ротер позже сама в показаниях назовет эту сумму в полиции).

      Если умножить цифры на количество круизных судов, ежегодно прибывающих в Петербург (250), получится, что за сезон у Ротер и ее фирм могло набежать около 22 миллионов долларов (свыше миллиарда рублей – по тогдашнему курсу 50 рублей за 1 доллар), из них 7,5 миллиона долларов наличными.

      При этом официально, согласно штатному расписанию, которое Ротер позже предоставит в разные инстанции, в «СПб-Турс» работали всего три человека – гендиректор (она сама) с окладом в 0 рублей, главбух с окладом 35 тысяч рублей и менеджер с окладом 30 тысяч рублей.

      То есть фирма, имевшая дело с миллионами долларов, платила подоходный налог с суммарной ежемесячной зарплаты двух штатных сотрудников в 65 тысяч рублей. "

      Источник - Фонтанка.ру

      • VadimBA

        М-да... Думаю, подобные возможности за красивые глазки не даются...

        Видимо, у директора была "крыша" и в ответ требовался регулярный "поток благодарности", что ощутимо мешало нахождению в пределах правового поля.

        Но... Видится мне, алчность и самоуверенность директора этот "праздник жизни" свели на нет.

        • Полагаю, вы правы.

          У директрисы в Берлине была даже квартира на весь этаж с персональным лифтом.... Вот здесь занимательная завязка истории, с чего все началось: https://www.fontanka.ru/2019/05/08/042/

          Помимо прочего махровые женские интриги в этой турфирме налицо. По мне такая адова клоака...

Риски при работе с самозанятыми

Привлекая самозанятых для выполнения отдельных работ и поручений, не забывайте соблюдать баланс между экономической целесообразностью и возможным наступлением ответственности за нарушение налогового (и не только) законодательства.

Риски при работе с самозанятыми

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как бухгалтерам составить идеальное резюме и получить работу мечты? Расскажем на бесплатном вебинаре!

Приходите на бесплатный вебинар, где вы узнаете все про карьеру бухгалтера, составление идеального резюме и правильные места для поиска постоянной работы или заказчиков.

Банки

Минфин начнет активно развивать исламский банкинг

Большой потенциал рынка партнерского финансирования в исламском банкинге видит Минфин России.

Лучшие спикеры, новый каждый день

74 процента малого и среднего бизнеса — семейные предприятия. Но проблемы есть

Семейное предпринимательство вносит значимый вклад в развитие экономики субъектов РФ и страны в целом.

Конституционный Суд: затянувшаяся налоговая проверка не продлит срок взыскания

Если налоговые инспекторы нарушили сроки проведения проверок, то это не изменит порядок исчисления сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов.

Что делать, если лимит самозанятого исчерпан

Лимит дохода самозанятого составляет 2,4 млн рублей в год. Что делать, если годовой доход оказался больше этой суммы.

Что делать, если лимит самозанятого исчерпан
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 2025 года начнет действовать соглашение об избежании двойного налогообложения с Малайзией

Ратификация соглашения запланирована на конец 2024 года. Дивиденды будут облагаться по ставке 10% и 15% в зависимости от доли участия в капитале.

До 20 мая нужно уведомить ФНС о контролируемых сделках

Если компании и физлица в 2023 году заключали сделки с взаимозависимыми лицами и с резидентами офшоров, об этом нужно сообщить налоговой.

Праздник дня. День рождения Интернета

В 2024 году Интернет празднует 33 годовщину.

Праздник дня. День рождения Интернета
Кадры

Путин: европейские специалисты приезжают работать в Россию

Президент рассказал, что иностранные сотрудники зарабатывают в РФ больше, чем в Северной Америке и в Европе.

Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Как смягчить падение спроса в сезонном бизнесе?

В несезон сложно находить клиентов, а денег не хватает на оплату счетов. Не всем хватает запасов, чтобы пережить затишье — бизнес приходится закрывать. Мы знаем, как смягчить падение продаж и доработать до начала нового сезона.

Как смягчить падение спроса в сезонном бизнесе?
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Microsoft начал отключать подписки корпоративных клиентов

Российским компаниям остановили подписки на облачные сервисы Microsoft. Отключать доступ будут партиями, по 5-10 компаний.

Кадры

Больше 3,5 млн работодателей могут заполучить специалистов с помощью целевого обучения

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

В мире бизнеса, где сложность управления многопрофильной производственной деятельностью увеличивается с каждым днем, традиционные подходы к бюджетированию и финансовому планированию все чаще подвергаются переосмыслению.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

Суперцена на коллекцию курсов «От бухгалтера к финдиру»! Три онлайн-курса за 7 490 рублей!

В коллекции курсов есть все, чтобы вырасти до финансового директора. Вас ждет много полезного материала, детальный разбор рабочих задач и много практики под руководством преподавателей «Клерка». Сейчас вы можете купить коллекцию из трех курсов дешевле, чем купили бы любые два по отдельности!

ФСБУ

Для дебиторки и кредиторки — разные правила проверки на обесценение

Проверять на обесценение остатки по кредиторской задолженности не нужно, а по дебиторской обязательно только частично.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Кадровый электронный документооборот (КЭДО) – это процесс создания, подписания и хранения документации с сотрудниками в цифровом виде. Такой формат позволяет избавиться от бумажной волокиты, оптимизировать и ускорить делопроизводство, он удобнее и проще как для работников, так и для организации.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Оформление блога на сайте юриста: тренды 2024

Первое впечатление от сайта в целом и блога в частности, в большинстве своём, зависит от дизайна. Влияет он на также на трафик и конверсию. Даже если сайт полезный по содержанию, неудачный дизайн может сделать это нерезультативным. В статье разберу основные тренды дизайна блогов в 2024 году.

Интересные материалы

Бесплатно с Валютный контроль

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

В мини-курсе разберем, как изменились правила валютного контроля после поправок в Указание ЦБ.

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс