Вклады

Принесет ли пользу хороший закон в плохом окружении

Новый год подарил банковскому сообществу новые неожиданности. Агентство по страхованию вкладов направило в Минфин проект поправок в законодательство, призванный ужесточить ответственность за злоупотребления в банковской сфере. Просочившиеся в прессу известия об этом вызвали волну встревоженных заявлений: поправки предлагают распространить ответственность, в том числе и уголовную, на операции, за которые пока не наказывают.

Новый год подарил банковскому сообществу новые неожиданности. Агентство по страхованию вкладов направило в Минфин проект поправок в законодательство, призванный ужесточить ответственность за злоупотребления в банковской сфере. Просочившиеся в прессу известия об этом вызвали волну встревоженных заявлений: поправки предлагают распространить ответственность, в том числе и уголовную, на операции, за которые пока не наказывают.

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

АСВ - одна из немногих организаций, напрямую имеющая дело с последствиями злоупотреблений в банковской сфере. Она к тому же обладает богатейшей судебной практикой как ликвидатор банков-банкротов, и предложенные ею поправки подкреплены конкретными делами.

История появления этих поправок такова. Весной прошлого года агентство по просьбе ЦБ исследовало качество активов в банках, где проводились ликвидационные мероприятия. Итог был потрясающим: в 2006 году из 23 банков, в которых завершились процедуры банкротства, только в четырех требования кредиторов были удовлетворены в полном объеме. В 12 фактически не существующих учреждениях кредиторы не получили ничего по причине отсутствия активов.

Общий анализ ситуации, проведенный агентством, показал, что в двух третях (61%) банков, попавших под ликвидацию, рыночная стоимость активов составила в среднем менее 10% их балансовой стоимости. А в тех банках, несостоятельность которых наступила вследствие неправомерных действий менеджмента, рыночная стоимость активов составила только 3,5% от балансовой.

СОПРОТИВЛЕНИЕ СРЕДЫ

АСВ уже давно пытается заткнуть дыры в законодательстве, которые позволяют мошенникам уходить от ответственности за финансовые злоупотребление. В 2006 году в агентстве были разработаны поправки, устанавливающие субсидиарную ответственность первых лиц банков за вывод активов и доведение банка до банкротства. Упорство, с которым АСВ добивалось своего, дало плоды: судебная практика уже имеет примеры, когда руководителям банков приходилось возмещать из своих средств потери кредиторов.

Но пока это - единичные примеры, тогда как случаи увода активов из банков, которым грозит банкротство, встречаются повсеместно. Прошлогоднее исследование качества активов в банках, у которых была отозвана лицензия, показало, что расхождение между балансовой и рыночной стоимостью активов характерно для всех организаций, независимо от того, по каким основаниям у них была отозвана лицензия.

Эксперты АСВ пришли к выводу, что кредитные организации либо скрывали свое действительное положение, либо накануне отзыва лицензии срочно меняли ликвидные активы на неликвидные. Для этого использовались многие известные схемы, начиная с векселей и заканчивая фиктивными контрактами с фирмами-однодневками. При этом неликвидные активы на момент отзыва лицензий составляли в среднем 80-90% их общей балансовой стоимости. И только 15% активов стали неликвидными в результате обычной банковской деятельности с присущими ей рисками и неожиданностями.

ДОЛЖНИК НЕ ПЛАТИТ

Когда же банкротство происходит по «естественным причинам», то главное место в их числе занимает нежелание должников возвращать кредиты. При этом эффективных средств воздействия на них до сих пор не существует. Однако, утверждают эксперты АСВ, злостное уклонение от погашения долга - одна из наиболее серьезных проблем. И хотя Уголовный кодекс предусматривает за это наказание, но порядок применения этой статьи делает ее неэффективной.

Что касается граждан, уклоняющихся от погашения задолженности перед банком, то у них есть масса способов избежать наказания, а принудительное взыскание, как правило, не дает возможности покрыть ущерб.

В разработанном проекте поправок выделяется два направления. Вопервых, наказание за фальсификацию отчетности, за которую сегодня ответственности не существует. Если поправки будут приняты, то на руководителей банков будет возложена обязанность обеспечивать сохранность бухгалтерской и иной документации, электронных баз данных, а также печатей и штампов. А если топ-менеджеры банка-банкрота не смогут в установленный срок передать временной администрации бухгалтерскую документацию, имущество, базы данных, печати, штампы, коды доступа, то для них наступает субсидиарная ответственность по обязательствам банка.

Эксперты АСВ не исключили из сферы своего внимания и недобросовестных заемщиков, предусмотрев случаи, когда их кредитные истории должны предоставляться банкампользователям вне зависимости есть или нет на то согласие заемщика.

Поправки должны дополнить Уголовный кодекс. В частности, злостное уклонение от погашения кредитной задолженности будет караться крупным штрафом (200 тыс. рублей) либо лишением свободы на срок до двух лет. Кары предусмотрены и за неправомерные действия при банкротстве, служебный подлог, а также халатность, наказание за которую может «потянуть» на пять лет лишения свободы.

ВТОРОЙ ЭШЕЛОН

Значительная часть поправок выходит за пределы банковской сферы. Прежде всего, это касается использования фирм-однодневок. Несмотря на то, что существует закон об ответственности за их создание, на существующую практику он не оказывает никакого воздействия. «Все наиболее распространенные теневые операции, такие как обналичивание денег, вывод капитала за рубеж, а также фальсификация отчетности идут с использованием фирм-однодневок», - утверждает первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников.

Поэтому, считают эксперты агентства, наказывать надо не только за создание фирм-однодневок, но и за их использование. Если поправки будут приняты, то под статью УК, вводящую ответственность за лжепредпринимательство, можно будет подводить схемы ухода от налогов и вывода активов с помощью подставных фирм-однодневок.

КТО ПОСТРАДАЕТ?

Инициатива АСВ вызывает озабоченность у профессионалов банковской сферы. В частности, президент АРБ Гарегин Тосунян опасается, что если в цепочке криминальных операций на каком-то месте появится банк, через который фирма-однодневка провела обычный платеж, то против его руководителя может быть возбуждено уголовное дело.

Опасения вызывает и тот факт, что злоупотребления в сфере бизнеса тесно связаны с разрастающейся коррупцией в среде госслужащих. Согласования, получение разрешений, сбор подписей, оформление лицензий и других документов в госучреждениях зачастую связаны с взятками, которые берутся исключительно наличными. А источник наличных - банк и подставная фирма, созданная специально для этого. Решение многих проблем в банковской сфере кроется в области борьбы с коррупцией. Не дав мздоимцам-чиновникам по рукам, невозможно добиться чистоты в сфере финансов.

КУЛУАРНЫЙ ПЕРИОД

Пока разработанные АСВ поправки находятся в Минфине, предстоит долгая процедура их согласования с заинтересованными ведомствами. Затем будет обсуждение в аппарате правительства и только после этого законопроект поступит в Госдуму. Если в Думе обсуждение документа будет носить открытый характер, то процедура согласования в правительстве отличается кулуарностью. Здесь мы и увидим, как сильны коррумпированные чиновники и насколько им удастся изменить поправки.

Но уже сегодня понятно, что ЦБ рассчитывает на то, что предложения АСВ будут приняты. Об этом говорит недавнее заявление первого заместителя председателя Банка России Геннадия Меликьяна. ЦБ будет переходить от отзывов лицензий у банков к наказанию конкретных людей, причастных к незаконным операциям, сказал он. В частности, могут быть применены меры воздействия к руководству банков, вплоть до требования смены руководства, если будет доказано, что незаконные операции проводятся с ведома руководителей.

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!

Эксклюзивная управленка! Только на «Клерке»! Понимание того, сколько продукта может «переварить» рынок крайне важно для принятия управленческих решений. Например, о масштабировании бизнеса и экспансии в новый регион. Масштабироваться хотят многие, а вот возможность для дорогостоящего анализа рынка есть не у всех. Как же быть? Давайте разбираться вместе.

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!
11

Начать дискуссию