ЯРОСЛАВ ВАХИТОВ (www.NetTrader.ru)
Источник: Финансовые Известия
Сегодня услугами интернет-банкинга в России пользуются 40-50 тыс.
человек. Для того чтобы понять, насколько невелика эта цифра, заметим,
что только в Москве число пользователей интернета с доходом от $1500 в
месяц составляет не менее 700 тысяч. Банков, которые декларируют
интернет-сервис, - сотни, а тех, кто реально обслуживает с помощью сети
физических лиц, - меньше десятка. В чем же причина такого разнобоя в
цифрах?
Интернет-банкинг
позволяет частным лицам в любое удобное время суток семь дней в неделю,
365 дней в году из любой точки земного шара совершать большинство
банковских операций: проводить безналичные внутри- и межбанковские
платежи, открывать счета, осуществлять коммунальные платежи, покупать и
продавать валюту, размещать свободные средства на срочном вкладе,
получать выписки по счетам и пользоваться другими услугами. Например, в
Банке Москвы через интернет можно заказать дорожный чек, а в Ситибанке
ознакомиться с индивидуальным графиком платежей по кредиту. При этом
нет необходимости в неудобное, как правило, рабочее время ходить в
отделение банка, от руки заполнять платежки и стоять в общей очереди.
Но несмотря на общие задачи и принципы, в разных банках интернет-сервис
бывает разным.
СКОЛЬКО БАНКОВ, СТОЛЬКО И ВЕРСИЙ
"Тяжелую"
версию интернет-банкинга, например, предлагает Автобанк-НИКойл, где
пользователю нужно на свой компьютер установить программу и подключить
к системному блоку компьютера специальный адаптер. Каждый раз для
подтверждения проведения какой-либо операции нужно прислонять к этому
адаптеру электронную "таблетку", похожую на ту, что используется для
замка подъездного домофона. Проблема может возникнуть при установке
программы на рабочем месте в офисе, где администраторы сети запретят
открывать IP-порты.
"Легкая" версия предлагается Ситибанком,
где пользователю системы для доступа к своим счетам нужно всего лишь
зайти через интернет на сайт Ситибанка и ввести номер своей банковской
карты и ПИН-код.
В Гута-банке и в Альфа-банк Экспресс клиентам
на выбор предлагается несколько вариантов систем доступа. Более простой
- система на основе сессионных ключей, когда для проведения каждой
операции пользователем вводится отдельный ключ (последовательность
символов) в соответствии с запрашиваемым системой номером. Более
сложный и безопасный доступ - система на основе электронной цифровой
подписи, которую пользователь сохраняет на удобном для себя носителе
(компьютер, дискета, CD или флеш-карта) и использует его для подписи
отправляемых в банк распоряжений.
ТАРИФЫ - ВЫГОДНЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ
Часто
пользователи интернет-банкинга получают более выгодные тарифы.
Например, в Ситибанке проведение платежа через отделение обойдется в
100 руб., а через интернет - всего в 10 руб. А в Автобанк-НИКойл
специально для пользователей интернет-банка введен вклад "Флеш", ставка
по которому выше, чем для клиентов отделений. Такое положение вещей
неудивительно, банки как бы делятся с клиентами своей более высокой
прибылью, связанной с экономией на обслуживании интернет-клиентов.
Что
касается тарифов на интернет-банкинг, от банка к банку они сильно
отличаются и обычно включают в себя три составляющие: плата за
подключение, абонентская плата и комиссии за проведение разного рода
платежей. Плата за подключение все реже используется банками и
взимается преимущественно за предоставление технических составляющих
системы. Абонентская плата практикуется всеми банками, но только в
Альфа-банк Экспресс и Ситибанке эта плата взимается не за услугу
интернет-банкинга, а за пакет услуг, включающий помимо
интернет-банкинга пластиковую карту. Комиссия за проведение платежей
обычно включает процент от суммы платежа, но не менее определенной
банком минимальной суммы. Например, в Гута-банке такая комиссия
составляет 0.2%, но не менее 5 рублей и не более 200 рублей.
Сравнить
комиссионную составляющую тарифов можно на конкретном примере платежей.
Мы взяли пять регулярных платежей: плата за доступ в интернет, оплата
мобильной связи, жилищно-коммунальные услуги, абонентская плата МГТС,
плата за электричество в Мосэнерго.
УПУЩЕННЫЕ МИЛЛИОНЫ
В
настоящее время количество пользователей интернет-банкинга в России
оценивается на уровне 40-50 тыс. человек. Для сравнения, в Wells Fargo
(США) через интернет обслуживается 4.2 млн. человек, в Swedbank
(Швеция) - 1.5 млн., в Nordia (Финляндия) - 1.2 млн., в First direct
(Великобритания) - более 1 млн. Только "ING Direct" - бренд
дистанционного обслуживания банка ING (Нидерланды) при выходе на рынок
Великобритании за 6 месяцев приобрел 250 тыс. новых клиентов. Что же
мешает развитию интернет-банкинга для частных лиц в России?
Принято
считать, что развитию интернет-банкинга мешает ряд факторов, среди
которых: недоверие населения к банкам, низкий уровень доходов
населения, техническая неграмотность населения и недостаточное
проникновение интернета. Но наши расчеты показывают, что только в
Москве - не менее 700 тыс. пользователей интернета с доходом от $1500.
Охват хотя бы 20% из них принес бы банкам миллионы долларов ежегодной
дополнительной прибыли от безрисковых комиссионных операций,
абонентской платы, а также кросс-продаж других банковских услуг,
потребность в которых у клиентов возникает уже в процессе обслуживания.
На самом деле есть и другие, более значимые факторы сдерживания
развития интернет-банкинга: низкая привлекательность услуги для
клиентов и отсутствие должного внимания к продвижению интернет-банкинга
со стороны самих банков. Во многих интернет-банках нет шаблонов для
проведения коммунальных платежей, не установлены договорные отношения с
популярными компаниями - получателями розничных платежей, после
внедрения новой услуги элементарно не печатаются буклеты и должным
образом не информируются клиенты. Простой пример: на протяжении двух
лет владельцы банковских счетов могли совершать безналичную оплату
товаров и услуг без налога с продаж, но никто, кроме, пожалуй,
Гута-банка, не доводил этого важного преимущества до сведения своих
интернет-клиентов.
Какие перспективы у интернет-банкинга в России?
Михаил ЛАПУШИНСКИЙ, руководитель интернет-проекта Банкир.ру:
-
Интернет-банкинг - один из ярких примеров применения новых технологий,
позволяющий перевести банковское обслуживание на новый качественный
уровень. Ведь речь идет не просто о новой форме обслуживания клиентов.
Это совершенно другой подход к банковскому делу - все равно что
двигатель внутреннего сгорания по сравнению с паровой машиной.
Значительно быстрее, надежнее, удобнее и безопаснее, чем раньше.
Особенно актуальным и востребованным становится интернет-банкинг в
процессе развития рынка розничных услуг. Вообще темп жизни ускоряется
настолько, что скоро многие клиенты банков почувствуют необходимость
иметь круглосуточный доступ к управлению своими финансами. Я думаю, в
ближайшем будущем этой технологии предстоит стремительное продвижение в
сфере банковского бизнеса.
Олег СКВОРЦОВ, руководитель
комитета по информационным и интернет-технологиям Ассоциации российских
банков, председатель правления "Юниаструм Банка":
-
Интернет-банкинг как одно из направлений банковского дела имеет большой
потенциал для дальнейшего развития и широкие перспективы. Учитывая
стремительное развитие высокотехнологичных банковских продуктов нового
поколения, я считаю закономерными планы развивать интернет-банкинг как
виртуальный финансовый супермаркет банковских продуктов для физических
и юридических лиц. Речь, в сущности, идет о создании полноценного
электронного офиса с возможностью проведения через интернет
всевозможных финансовых операций. На мой взгляд, в дальнейшем системы
интернет-банкинга превратятся в единое виртуальное пространство
финансовых услуг и продуктов - необходимое и удобное как для частных
лиц, так и для огромных компаний.
Как люди используют услуги Интернет-банкинга
Андрей ВАНИН, руководитель департамента расчетов и дистанционного обслуживания Гута-банка:
- Один
из наших клиентов поехал на отдых в жаркие страны. Там у него на базаре
украли бумажник с деньгами и картами. К счастью, не все карты были в
бумажнике. В корочке паспорта завалялась рублевая Виза-Электрон.
Воспользовавшись Телебанком, клиент оперативно обнулил остатки на
украденных картах (перевел средства на текущие счета) и пополнил
Визу-Электрон, после чего снял деньги в банкомате и в дальнейшем
использовал эту карту для оплаты покупок. Конечно, же клиент не забыл
сообщить о краже карт в банк.
Александр ЕРМОШИН, заместитель директора брокерской компании "NetTrader.ru":
-
Знакомый в Ситибанке взял кредит, но забыл, что досрочное погашение
возможно только через 3 месяца после его выдачи. И положил на счет в
банке необходимую сумму к погашению кредита уже через 2 месяца. Чтобы
деньги не лежали без дела в течение 1 месяца, он с помощью системы
Сити-Онлайн перевел их на счет в нашу брокерскую компанию, купил акции
Сургутнефтегаза и выгодно их продал за несколько дней до погашения
кредита, заработав неплохую прибыль. Если бы не сегодняшние возможности
Интернет-банкинга и Интернет-трейдинга, его деньги просто бы лежали на
счете до востребования.
Пример расчета комиссии за проведение ежемесячных платежей
Вид платежа |
Сумма платежа, руб. |
Альфа банк Экспресс |
Автобанк |
Ситибанк |
Гута-банк |
Интернет. РОЛ. |
600 |
50 |
30 |
10 |
0 |
Мобильная связь. МТС. |
500 |
50 |
30 |
0 |
0 |
Мосэнерго |
300 |
50 |
0 |
10 |
0 |
МГТС |
140 |
0 |
0 |
0 |
5 |
ЖКУ (Единый расчетный центр) |
1000 |
0 |
0 |
10 |
5 |
Итого комиссия за месяц, руб.: |
|
150 |
60 |
30 |
10 |
Начать дискуссию