Комьюнити, байкеры и Альфа-Банк

Все хотят иметь лояльных клиентов, которые не просто постоянно покупали бы услуги банка, но и ощущали свою общность с банковским брэндом. Примерно как тот мальчик в незапамятной рекламе Альфа-Банка: «Да, это мой банк».

Все хотят иметь лояльных клиентов, которые не просто постоянно покупали бы услуги банка, но и ощущали свою общность с банковским брэндом. Примерно как тот мальчик в незапамятной рекламе Альфа-Банка: «Да, это мой банк».

В этом номере журнала в дайджесте зарубежной прессы мы пишем, как 73-летний дедушка, владелец и единственный сотрудник деревенского банка, самого маленького в Германии, предлагает своим клиентам самые выгодные условия. Банкир обслуживает только односельчан — он знает их наперечет как облупленных. Риски сведены к минимуму. И односельчанам другой банк не нужен — зачем? Вот уж суперлояльные клиенты. Банковская клиентура полностью и неизбежно совпала с сельской общиной.

Феномен формирования сверхлояльной потребительской группы на базе некоего сообщества — комьюнити известен давно. Один из классических примеров — поклонники Harley Davidson. Косматые татуированные мужики на байках, называвшие себя Hell's Angels, были верными покупателями всего, что составляло их атрибутику и антураж. В эту модную тусовку невозможо было попасть, если ты не пьешь определенное пиво, не носишь определенную одежду. А главное — жизненно необходимо иметь набор самых разнообразных аксессуаров Harley.

Эффект потребительских сообществ, объединенных не потребительской, а коммуникативной целью, привлек внимание маркетологов. Люди тянутся друг к другу по интересам. И если в ядре этого интереса лежит какой-либо брэнд, образующий имидж комьюнити, то обладателю этого брэнда гарантированы большие прибыли.

Девушки-зайчики из Playboy, как известно, живут не только на страницах журнала. Клубы и вечеринки Playboy стали для многих прообразом светской жизни плэйбоя. Cosmopolitan пытается создать образ «девушки Cosmo». Вообще, особенно усердствуют в этом направлении производители товаров и услуг для женщин — прежде всего парфюма. Они заводят со своими потребительницами постоянную переписку, пытаются втянуть в какие-то промо-акции — в общем навязывают определенный образ жизни, который, конечно, немыслим без потребления товаров и услуг компании-затейника.

Классическим образцом потребительского комьюнити являются футбольные фан-клубы. Разве можно быть болельщиком «Динамо» без обладания полным набором бело-голубой атрибутики? Чтобы соответствовать — покупай.

Главные признаки комьюнити — объединение сообщества «непотребительским» интересом, персонализация вертикального и горизонтального общения, укрепление связи с каждым членом сообщества. Недавно автосалон прислал мне поздравительную открытку. Надо же, извлекли из паспортных данных дату рождения и не забыли поздравить. Тоже, значит, заманивают в комьюнити.

А самый яркий пример спонтанного формирования комьюнити недавно наблюдала вся Москва, когда по призыву Владимира Соловьева из «Серебряного дождя» автомобили нарядились белыми ленточками. Мы в журнале как раз думали, стоит ли давать в «Серебряный дождь» рекламу — что там за аудитория? В первый день акции (когда еще не было второй информационной волны) посмотрел я на машины с ленточками, все больше иномарки, и оценил: ничего так, нормальная аудитория.

Эта акция, конечно, была против беспредела на дорогах, против мигалок и все такое. Но на самом деле ленточками украсились потребители «Серебряного дождя». Слушаешь «Серебряный дождь» — надевай ленточку. Надел ленточку — включай «Серебряный дождь».

Браво. В истории российского маркетинга это первый случай удачного формирования столь масштабного потребительского комьюнити — люди хотели общаться с Соловьевым и друг с другом. Думаю, коллеги из «Серебряного дождя» сейчас ломают голову над тем, как извлечь новую пользу из образовавшегося успеха.

Хотя, наверное, первым в России все-таки был Мавроди. Впрочем, нет — ведь потребители МММ соорганизовались в комьюнити только тогда, когда Мавроди прекратил выплаты. Вот тогда общность интересов спаяла их. Так крепко, что они даже избрали Мавроди в Госдуму.

И вот удачный повод примерить комьюнити к банковскому бизнесу. Банковские потребители тоже иногда создают потребительские комьюнити. Это происходит после разорения банка, когда обманутые вкладчики знакомятся, начинают перезваниваться и дружить семьями.

Возможно ли объединение клиентов банка в комьюнити до того, как банк разорился? Если какой-то банк сумеет ответить на этот вопрос положительно, он обречет свой бизнес на успех. Награда — сверхлояльные потребители.

Пока что ближе всех к заветной цели подошли два банка — Сбербанк и Альфа-Банк.

Материал для формирования комьюнити потребителей Сбербанка очевиден. Это завсегдатаи сберкасс, плательщики коммунальных платежей, получатели пенсий. Это комьюнити, наследующее советской очереди в окошко сберкассы. Особый колорит сбербанковских очередей устойчив, узнаваем. Каждый участник очереди легко встраивается в этот колорит или воссоздает его.

И не стоит, кстати, относиться к этому комьюнити потребителей Сбербанка с небрежением. Это ведь действительно стиль жизни старшего поколения, он дорог традицией, какая бы она ни была. Более того, излишне усердные попытки модернизировать этот стиль даже могут нанести Сбербанку вред — сберкассы могут стать для этих людей чужими. Им и так тяжело привыкать к терминалам управления пластиковыми картами. Лучше уж в привычной очереди посудачить-посетовать. Время-то есть. Общения не хватает.

Любопытный пример являет Альфа-Банк. С самого начала банк пытался реализовать новую философию потребления банковской услуги, стараясь связать банк с клиентом притяжательным местоимением «мой» — «Да, это мой банк». Открывшийся новый формат работы банка — «Альфа Банк Экспресс» — может создать неплохую материальную платформу для реализации этой философии. Потребители банковских услуг нового формата, имеющие массу дополнительных бонусов за свою принадлежность к этому формату, вполне могли бы сформировать какое-то подобие комьюнити.

Это на самом деле перспективное направление. Лично я, еще «доэкспрессовский» клиент Альфа-Банка, жду не дождусь, когда этот формат заработает в полном соответствии с заявленным глянцем. Это будет удобно и на уровень выше розничного сервиса прочих банков.

Однако парадокс. Альфа-Банк, исповедующий самый современный подход в розничном сервисе, рискует получить комьюнити, которое образовано на тех же принципах, что и комьюнити Сбербанка, а именно — совместное ожидание в очереди.

Но только в Сбербанке это ожидание соответствует стилю жизни людей, которые туда ходят, для них это возможность общаться, причем «по делу». Поэтому Сбербанк скорее выигрывает от такого рода комьюнити. В Альфа-Банк ходят люди другого рода. Их интересы надо бы объединять другим образом.

Вот и выходит, что из всех возможных форм банковских комьюнити у нас реализуются пока только две: комьюнити обманутых вкладчиков и сообщество очереди, где объединение интересов обеспечивается ожиданием.

Объяснение этому есть. Рынок розницы находится в той стадии, когда нужно интенсивно наращивать объемы. Вот когда встанет вопрос о сохранении объемов, тогда надо будет по-настоящему заботиться о повышении лояльности клиентов. Вот тогда, возможно, появятся и другие формы комьюнити банковских потребителей.

Первым, по-видимому, окажется все тот же Альфа-Банк. Просто потому, что он первым стал на этот тернистый путь. Когда еще остальные банки оприходуют всю растущую неохваченную клиентуру, чтобы перейти к заботливой консервативной политике…

Или лучший сервис, нахлынув, предложат западные банки.

Андрей Мирошниченко,
главный редактор

"Банковское обозрение", №6, июнь 2004 г.

Начать дискуссию

Татьяна Бакальчук: я подтверждаю начало бракоразводного процесса

«Я не заложница, ни от кого не прячусь»: Татьяна Бакальчук опубликовала видео после заявлений о «рейдерском захвате» Wildberries

Отмена транспортного налога, вычеты для самозанятых, налог на бедных в финансовом обзоре

Ключевые налоговые события

Селлеры наблюдают с тревогой за ситуацией с Wildberries. Приняли закон с изменениями в налоговой политике. 💣«Ночной бухгалтер» № 1730

День вышел насыщенным - обсуждали скандал вокруг объединения Wildberries и Russ, обсуждали налоговые проверки, приняли в третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

НК РФ

❗❗❗ Госдума приняла масштабный закон с множеством изменений и новшеств в налоговой политике 2023-2025

Принятый сегодня ГД в окончательном третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы уточняет законодательство по отдельным налогам и сборам, а также содержит ряд новаций в НК по совершенствованию и упрощению налогового администрирования.

1

Финансовый результат большинства российских банков за первое полугодие 2024 оказался хуже, чем в 2023

На финансовый результат негативно влияет высокая ключевая ставка и увеличение доли проблемных активов и, следовательно, дополнительных резервов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Маркетплейсы

96% продавцов маркетплейсов переживают о предстоящих законодательных изменениях в электронной коммерции

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.

Маркетплейсы

Wildberries сменил юридическое лицо

ООО «Вайлдберриз» сменил юридическое лицо маркетплейса на ООО «РВБ».

УК РФ

За участие в нежелательных иностранных организациях можно получить уголовную ответственность

До четырех лет лишения свободы можно получить за участие в работе иностранной компании, которую признали нежелательной в России.

Ведение бизнеса

Nestle не будет производить KitKat в России

Швейцарская компания опровергла слухи о том, что в Перми снова запустят производство шоколада под брендом KitKat.

Бесплатно с Увольнение

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия

Работодатель хочет подстраховаться и ограничить срок трудовых договоров сроком отношений с контрагентами, чтобы не вести бизнес в убыток. Разбираем, почему это незаконно и во что может вылиться. 

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия
Воинский учет

Компании будут информировать военкоматы о сотрудниках, которые не встали на воинский учет

Работодатели будут отправлять документы о сотрудниках в военкомат через Госуслуги и Реестр воинского учета.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Как избежать выгорания на работе и что делать, если все же вы ощущаете его уже долгое время, разберем в статье.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года

Помимо уже принятых изменений в НК с 2025 года готовятся отдельные поправки для ИП, работающих на УСН и ПСН.

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года
Пенсии

Уход за пенсионером: как получить компенсацию и пенсионные баллы

Некоторые граждане могут официально оформить уход за пожилым человеком и получить ежемесячную компенсацию и пенсионные баллы за это. Рассказываем, кто может оформить уход за пенсионером, что для этого нужно и какой стаж в этом случае положен.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

В мобильных приложениях трех банков произошел сбой

Клиенты Росбанка, Россельхозбанка и Райффайзенбанка не могут пользоваться мобильными приложениями. Кредитные организации могли стать жертвами хакерских атак.

НДС

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам

Если основные средства используется одновременно для облагаемых и необлагаемых НДС видов деятельности, нужно вести раздельный учет входного НДС, чтобы правильно применять вычеты.

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам
Миграционный учет

Полиция будет высылать мигрантов за нарушение законов РФ

Раньше решение о высылке иностранцев-мигрантов принимал суд. Срок временного пребывания в РФ без визы сократят со 180 до 90 дней.

Маркетинг

Практический гайд по применению нейросети ChatGPT в работе маркетолога

В этом материале расскажем как превратить нейросеть в незаменимого помощника (да, это возможно), который возьмет часть вашей работы на себя.

Интересные материалы

Маркетплейсы

Отказное письмо на товар

Для создания и реализации товара, который по закону должен быть сертифицирован или декларирован, необходимо получать специальный документ — сертификат (или декларацию) соответствия. На продукцию, не подлежащую сертификации, нужно оформить письмо, в котором будет сказано, что сертификат не требуется.

Отказное письмо на товар