В последние два-три года бизнес, связанный с предоставлением кредитов на покупку машины, был для российских банков настоящим «майским днем и именинами сердца». Рост доходов населения обеспечивал рекордные показатели ежегодного роста в этом направлении банковской деятельности. Но 2008 год, похоже, может внести неприятные коррективы в эту историю успеха: сектор автокредитования рискует пасть второй по счету жертвой кризиса ликвидности, разразившегося в прошлом году на рынках капитала.
Рост не по часам, а по минутам
Действительно, как подчеркивают участники рынка, темпам роста, которые демонстрировал рынок автокредитования, в какой-то момент могли позавидовать даже такие баловни судьбы, как рынок потребительских кредитов и рынок кредитования с помощью пластиковых карт. Стремительному увеличению объемов предоставляемых кредитов способствовало все, и в первую очередь — низкая «омашинненость» россиян. По состоянию на лето 2007 года в нашей стране в среднем на тысячу человек приходилось 200 автомобилей, тогда как в странах Европейского Союза этот показатель был вдвое выше — 400 машин, а в США почти в четыре раза выше — 750 машин на тысячу человек. Следует учитывать и такие факторы, как быстрый и стабильный рост доходов населения в стране, и сравнительно низкие риски автокредитования, и наличие уже отлаженного механизма взаимодействия между банками и салонами. Наконец, свою роль играет даже психологический фактор — стремление многих россиян обзаводиться новенькими и весьма недешевыми машинами. По данным международного аудиторско- консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers (PwC), на сегодняшний день средний размер долга отдельно взятого заемщика довольно высок и составляет от 11 тыс. до 16 тыс. долларов. Эта сумма в 96% случаев берется для покупки нового автомобиля.
Эксперты банков, активно работающих на рынке автокредитования, не сомневались в том, что 2007 год порадует финансово-кредитные структуры отличными результатами, а в 2008 году будет установлен новый рекорд по объемам займов, предоставленных на приобретение автомобиля. Основания для оптимистичных прогнозов у них были (во всяком случае, в первой половине прошлого года). Банки, занимающие лидирующие позиции на рынке, демонстрировали уверенный рост доли автокредитов в своих кредитных портфелях. Так, в ЮниКредит Банке (бывшем Международном Московском банке) по состоянию на лето прошлого года выдавалось в среднем за месяц около 4200 автокредитов. Объем автокредитов банка «АК БАРС» за 9 месяцев 2007 года вырос в 2,2 раза по сравнению с показателем, зафиксированным за аналогичный период 2006 года. В Номос-Банке портфель автокредитов с августа по ноябрь 2007 года вырос на 59%, в BSGV за тот же период увеличился на 30%.
Наблюдалась на рынке и другая тенденция: рост конкуренции и стремление «выделиться» на рынке заставляли финансово-кредитные структуры идти на смягчение условий кредитования. Как поясняет заместитель председателя правления Русфинанс Банка Людмила Богушевская, разрабатывались новые программы, предусматривающие более «длинные» сроки кредитования, гибкую систему льгот и скидок при определении окончательной стоимости кредита, ускоренную процедуру рассмотрения кредитных заявок. Большинство банков стало крайне лояльно относиться к клиентам с положительной кредитной историей и к клиентам, берущим повторный кредит в их банке. В общем, все делалось для того, чтобы создать условия для быстрого и главное бесперебойного развития этого направления деятельности российских банков.
Кто-то уйдет, кто-то отступит…
В общем, ситуация складывалась очень благоприятно и для финансовых участников рынка автокредитования, и для существующих и потенциальных заемщиков. Возможно, именно поэтому беда подкралась незаметно. Складывается впечатление, что постепенное «закрытие» внешних рынков капитала, начавшееся в середине 2007 года, участников рынка автокредитования поначалу не слишком встревожило. Было ясно, что нелегко придется ипотеке. Однако, как признаются аналитики, никто тогда не думал, что российские финансово-кредитные структуры будут отлучены от «длинных денег» на несколько месяцев (а возможно, и на год-полтора) и что в результате у банков могут возникнуть проблемы с секьюритизацией портфелей автокредитов и с размещением еврооблигаций на сроки 3,5 и более лет. То есть с привлечением «длинных» ресурсов, которые необходимы для фондирования их деятельности на рынке автокредитования.
У многих банков — причем не только мелких и средних, но даже крупных — из-за подобных «перебоев со средствами» возникают проблемы, несовместимые с дальнейшим осуществлением автокредитной деятельности, утверждают участники рынка. По словам Максима Чубака (Русь-Банк), такие случаи пока не носят массового характера, однако, что называется, имеют место быть. «В условиях удорожания привлекаемых финансовых ресурсов банки вынуждены либо пересматривать условия, чтобы сохранить хоть какую-нибудь доходность, либо, соответственно, «замораживать» программы до лучших времен», — поясняет специалист.
С Максимом Чубаком согласна и Людмила Богушевская (Русфинанс Банк). «В нынешних непростых условиях банкам, действительно, приходится выбирать оптимальную для себя стратегию: кто-то сейчас предпочтет перенести центр тяжести в своей кредитной политике с автокредитов на другие виды кредитования, кто-то ужесточит условия, кто-то модернизирует «линейку». Нельзя, по словам эксперта, исключать и того, что некоторые финансово-кредитные структуры временно откажутся от предоставления автокредитов вообще — во всяком случай, на тот период, пока не найдут альтернативных источников привлечения «длинных средств», или пока не получат снова доступ к внешним рынкам капитала.
Впрочем, с версией о начале «исхода» с рынка автокредитования тех или иных банков согласны далеко не все эксперты. Так, начальник отдела автокредитования Банка Москвы Анна Боговалова считает, что пока нет оснований говорить о «сворачивании» деятельности в этом сегменте кем-либо из ключевых игроков. «Однако следует признать, что банки, по-видимому, не исключают для себя изменения условий предоставления кредитов — ужесточения требований к заемщику, повышения процентных ставок и т.д. Своего рода сигналом для рынка в этом смысле может стать повышение Сбербанком ставок по рублевым автокредитам», — подчеркивает специалист.
Автобанки — равные среди равных или потенциальная угроза?
Если что-то и может утешить участников рынка в сложившейся ситуации, так это то, что не реализовался их недавний страх перед выходом на российский рынок так называемых автобанков — финансовых «дочек» мощных международных автоконцернов. В оценке первых шагов их деятельности и того влияния, которое «пришельцы» оказывают на рынок, эксперты едины. На сегодняшний день, по их словам, нет никаких оснований опасаться того, что автобанки будут демпинговать по ценам при предоставлении кредитов или будут отбирать себе наиболее лакомые кусочки рынка автокредитования.
«Автобанки у нас в принципе пока не очень заметны», — отмечает Анна Боговалова (Банк Москвы). «Влияние на рынок собственных банков автопроизводителей пока практически не ощущается, — соглашается с ней Максим Чубак (Русь-Банк). — Необходимо понимать, что такие банки являются узкоспециализированными и претендуют на действительно большую долю рынка автокредитования только своих марок и моделей. Российские банки в этом плане куда более универсальны, а значит и конкурентоспособны». С этой оценкой согласна и Людмила Богушевская (Русфинанс Банк). По ее словам, ставки, по которым работают автобанки, на сегодняшний день практически не отличаются от ставок, по которым работают обычные участники рынка. А начальник отдела автокредитования Банка Москвы Анна Боговалова, со своей стороны, отмечает, что иначе и быть не может. «Автобанки сталкиваются с теми же проблемами при привлечении средств, что и российские банки. При этом трудности с ликвидностью накладываются у них сейчас на трудности адаптационного периода. Так что они, в каком-то смысле, оказываются даже в более сложном положении, чем «старые» участники рынка из числа российских банков, у которых уже создана необходимая инфраструктура для выдачи кредитов», — подчеркивает эксперт.
Иначе оценивает положение автобанков и перспективы их деятельности заместитель начальника управления потребительского кредитования банка «Союз» Ольга Никитина. «На мой взгляд, приход на наш рынок банков международных концернов — «Тойота Банка» и «ДаймлерКрайслер Банк Рус» — стал одной из ключевых тенденций 2007 года, — говорит специалист. — По-прежнему пользуются большим спросом специальные программы Ford, Nissan, Renault. VW Group планирует выйти с новой кредитной программой».
Все это, по мнению эксперта, в среднесрочной перспективе может изменить лицо рынка. «Приход на рынок автобанков обернется для нынешних игроков потерей доли рынка новых автомобилей и подтолкнет их к освоению автокредитования на вторичном рынке», — считает аналитик. «Это связано с увеличением числа автомашин с пробегом, которые были реализованы официальными дилерами два-три года назад — было продано около двух миллионов иномарок. Рост благосостояния людей и частое обновление модельного ряда привели к тому, что средний срок пользования новым автомобилем в 40% случаев сократился до двух-трех лет. Уже в ближайшие год-два рынок подержанного транспорта увеличится вдвое», — прогнозирует Ольга Никитина (банк «Союз»).
Перспективы — среднесрочные туманны, долгосрочные прекрасны
Итак, кризис не пощадил никого: трудности с привлечением долгосрочного фондирования возникли практически у всех без исключения банков, и всем им без исключения, как считают эксперты, придется наступить на горло своей песне — повысить ставки, ужесточить условия предоставления займов и т.д. В результате, как считает управляющий директор блока «Розничный бизнес» Национального банка «ТРАСТ» Елена Речкалова, темпы роста автокредитования в 2008 году могут оказаться существенно ниже, чем в 2007 году. В среднем они могут упасть на 25–30%. «При этом понятно, что работать на прежних условиях банки уже не смогут, им придется не только повышать ставки и ужесточать условия кредитования, но и заниматься тем, что они до последнего времени игнорировали — разработкой четких стратегий риск-менеджмента», — прогнозирует специалист. На фоне бурного роста рынка последней проблеме финансово-кредитные структуры уделяли не слишком много внимания, считает Елена Речкалова (Национальный банк «ТРАСТ»).
Достаточно пессимистично оценивают среднесрочные перспективы рынка автокредитования и другие эксперты. «Перспективы представляются, к сожалению, не слишком ясными: проблемы с внешним фондированием, безусловно, затрагивают банки, работающие в этом сегменте. Дело не в том, что национальные финансово-кредитные структуры утратили полностью доступ к внешним займам: они по-прежнему привлекают их, однако стоимость этих займов значительно повысилась. Это обусловлено еще и тем, что никто не хочет сейчас предоставлять кредиты сроком на три–пять лет, а ведь именно это фондирование является наиболее востребованным среди банков, занимающихся автокредитованием», — говорит Анна Боговалова (Банк Москвы).
«Маловероятно, что в ближайшей перспективе ситуация переменится: до окончания кризиса пройдет еще немало времени, — подчеркивает Максим Чубак (Русь-Банк). — Поэтому можно прогнозировать дальнейший рост стоимости собственных программ автокредитования банков. Хочется верить, что совместные проекты банков и автопроизводителей (или дилеров) с пониженной процентной ставкой, получившие широкое развитие в последнее время, несколько сгладят возникшую ситуацию, так как дополнительно субсидируются партнером банка, заинтересованным в увеличении продаж своих автомобилей».
Однако пессимизм, который эксперты демонстрируют при оценке среднесрочных перспектив рынка автокредитования, тут же исчезает, когда речь заходит о «прекрасном далёко». В том, что это «далёко» действительно прекрасно, похоже, никто из участников рынка всерьез не сомневается. «Автокредитование — очень перспективный рынок, кредиты здесь обеспечены залогом, поэтому риски являются регулируемыми», — уверена Людмила Богушевская (Русфинанс Банк). Финансово-кредитные структуры не откажутся от него, даже несмотря на возникающие у них сейчас трудности с привлечением «длинных денег».
Начать дискуссию