Руководство банков использует видеонаблюдение в бэк-офисе порой не только в целях безопасности, но и для контроля за дисциплиной. Система безопасности в большинстве банков нацелена на выявление как внешних, так и внутренних врагов. Именно с целью обнаружения последних неусыпное око видеокамер следит за происходящим в бэк-офисе. Таким образом можно обнаружить не только мошенников, но и злостных тунеядцев.
ВСЕвидящее око
Установленными повсюду видеокамерами сегодня трудно кого-то удивить. Особенно банковских работников — профессия, что называется, обязывает. Но порой объективы видеокамер появляются там, где их вовсе не ожидаешь увидеть. Так, один из сотрудников банка поведал, что в западной «дочке», где он трудился, камеры были повсюду, даже … в туалете, более того, для надежности еще и громкоговоритель был подключен. Теперь уже бывший работник со смехом вспоминает, как начальство подавало голос, если происходящее в туалете его не устраивало. «Сначала сотрудники шептались о нарушении прав человека, потом просто плюнули и забыли. Иногда заклеивали камеру жвачкой…», — резюмировал рассказчик. Что руководство банка надеется засечь в столь специфическом месте, для многих, наверное, останется загадкой.
Обычно банки ограничиваются требованиями МВД и устанавливают камеры над входом в банк и в кассово-операционном отделе. Наличие камер в бэк-офисе не является обязательным — операции с наличными средствами там не совершаются, а значит, объект преступлений как таковой отсутствует. В таком случае необходимость устанавливать дорогостоящую аппаратуру вроде бы отпадает.
«БО» попыталось выяснить, как часто банки используют в своей практике внутреннее наблюдение и с какой целью они это делают. И чтобы информация была полной, а оценка объективной, поинтересовалось мнением людей по обе стороны экрана: руководства, непосредственных служебных лиц и сотрудников банка.
В ряде банков заверили, что внутреннее видеонаблюдение у них отсутствует. Начальник службы безопасности Городского ипотечного банка Игорь Карельский пояснил: «Видеонаблюдение в банке используется исключительно для обеспечения безопасности. По общепринятой практике в кассах установлены камеры, которые фиксируют факт передачи денег. Все материальные ценности можно выносить из банка только по оформленному соответствующим образом пропуску. Учет же рабочего времени сотрудников ведется с помощью системы контроля доступа, которая позволяет определить время нахождения сотрудника в офисе, а также отследить его перемещения по банку. Полнота сведений зависит от конструктивных особенностей офисного помещения и количества установленных считывателей (контроллеров, обеспечивающих открытие дверей). Единственный недостаток этой системы заключается в том, что мы не можем сказать, чем сотрудник занимался на своем рабочем месте, а только констатируем его присутствие».
Аналогичную точку зрения высказали в Росевробанке. Руководитель пресс-службы Ирина Сафьянова подтвердила, что камеры в бэк-офисе банка установлены для безопасности. И за картинкой наблюдает, соответственно, служба безопасности. Эффективность же труда оценивают непосредственные руководители отделов по своим параметрам. «Камеры не могут заменить человека с опытом, — констатирует Ирина. — При приеме на работу проводится строгая проверка данных соискателя, и в том числе в ней участвует и служба безопасности. Был случай, когда удалось пресечь внутреннее нарушение, но опять же благодаря бдительности и грамотности сотрудников банка. А с помощью системы видеонаблюдения потом собирали доказательства».
Данную точку зрения поддержал и советник по безопасности Ассоциации российских банков Олег Казакевич, который считает, что устанавливать систему видеонаблюдения в офисе бессмысленно. Эффективность от установленных повсюду камер будет очень низкая, а средства потребуется вложить серьезные. Для контроля за работой сотрудников есть начальники департаментов и отделений. Это входит в их непосредственные обязанности. Но если наблюдение все-таки необходимо, то наиболее оптимальный вариант — «жук», то есть прослушивающее устройство. Г-н Казакевич объяснил: «Система видеонаблюдения не позволит выявить преступления. Чаще всего нечестные сотрудники пытаются подделать документы. Например, указывается другой номер расчетного счета банка. Так, недавно были задержаны несколько руководителей филиалов, которые выдавали кредиты по подложным документам на несуществующие организации. Этот обман технически невозможно обнаружить при помощи системы видеонаблюдения».
Слово «звездам» экрана
Чтобы узнать мнение второй стороны — объектов наблюдения, журнал «БО» совместно с порталом «Банкир.ру» провел опрос: «Используется ли видеонаблюдение в банке для контроля за сотрудниками», в котором приняли участие пятьсот человек.
В результате выяснилось, что более 70 % из принявших участие в опросе считают, что видеонаблюдение для контроля над сотрудниками ведется либо во всех, либо в большей части офисов. Эта цифра несколько противоречит официальной версии «большей части банков», согласно которой камеры устанавливаются только в местах особого риска с целью обеспечения безопасности. Необходимо, однако, сделать поправку на то, что опрос проводился анонимно и некоторые из отвечавших не знают наверняка о существовании видеонаблюдения, а только предполагают или догадываются.
Половина из тех, кому довелось находиться под прицелом камеры, и тех, кто знает о подобных случаях, отметили, что наблюдение ведет служба безопасности. Четвертая часть отвечавших склонна предполагать, что картинка попадет к руководству банка. Надо отметить, что многие сотрудники банков достаточно спокойно относятся к контролю над их деятельностью. Более половины из них ответили, что «привыкаешь, а потом безразлично». Однако на дисциплину наличие камер (или подозрений об их существовании) влияет только в случае применения серьезных штрафных санкций за нарушения (50,6 % опрошенных). А еще 10 % признались, что научились обманывать камеру. Некто Lola даже оставила такой комментарий: «У меня камера в кабинете стоит так, что не видно, что на мониторе. Я в обед переписывалась по «аське» с подружкой, долго и усердно печатала))). Начальник позвонил и говорит: «Ты че не обедаешь? Заработалась, бедненькая, совсем, все че-то печатаешь, пошли в кафетерий, я тебя, как самую работящую, угощаю… . И от камер бывает польза)))))».
Но такой оптимизм присущ не всем. Пользователь под именем «Сотрудница банка» настроена куда категоричней: «Работала в банке, где у руководства только эта картинка и была — как ни зайдешь в кабинет! Смотрел и думал: «Работайте, рабы! Работайте!» И его не интересовала никакая безопасность! Все банковские деньги тратились только на камеры (вместо ремонта помещения)… Бежать надо от такого начальства, иначе нервов не хватит».
Там, где заканчивается частная жизнь…
Понятно, что тотальный контроль в течение восьмичасового рабочего дня не вызывает особых восторгов у сотрудников. Но и работодатели часто не в состоянии без специальных технических средств проконтролировать, чем занимаются на рабочих местах сотни, а то и тысячи человек. На чьей же стороне правда, а точнее, закон?
В идеале, подписав трудовой договор, сотрудник от звонка до звонка (с перерывом на обед) должен трудиться на благо фирмы, а за оказанные интеллектуальные услуги получать материальное вознаграждение. Опять же в идеале, на рабочем месте сотрудник не должен заниматься решением личных вопросов, неправомерно использовать имущество хозяина и, конечно, не отвлекаться на «неуставные» взаимоотношения. И Трудовой кодекс в данном вопросе на стороне работодателя. В части 1 статьи 91 определено: «Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации относятся к рабочему времени…».
Но как оценить эффективность труда, чтобы не получилось, как в анекдоте: работаем от сих и до обеда. Если существует норма выработки или можно увидеть конкретные финансовые показателям, то задача существенно упрощается. Но как оценить качество выполнения текущей работы? Вывод напрашивается сам собой — проконтролировать.
В Конституции закреплено неотъемлемое право гражданина на неприкосновенность частной жизни: «…сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается». Примерно также гласит и Федеральный закон от 27.07.2006 №149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если оное не предусмотрено федеральными законами».
Можно было бы поспорить: какая частная жизнь на рабочем месте? Однако Европейский суд по правам человека заключил, что даже в публичной сфере существует зона взаимодействия человека с другими людьми, которая может относиться к сфере частной жизни. Например, человек может ответить на домашний звонок или перекинуться парой слов с коллегой.
Как известно, на каждое действие есть противодействие. Выход из данной ситуации обозначен в самом законе: «помимо воли гражданина». То бишь надо, чтобы сотрудник добровольно дал свое согласие на осуществление контроля за его деятельностью. Это подтвердил и Игорь Карельский (Городской ипотечный банк): «В принципе система видеонаблюдения может использоваться для контроля за действиями сотрудников. Но в таком случае дополнительные камеры в рабочих помещениях устанавливают открыто, а сотрудники предупреждаются, что ведется видеонаблюдение с записью. Правда, для оценки полученной информации требуется серьезный анализ (просмотр записей), который достаточно трудоемок».
Нередко в банках можно увидеть предупреждающие таблички: «Вас снимает видеокамера», «Ведется видеонаблюдение» и т.п. Однако, как поясняют правоведы, данного предупреждения недостаточно. И мотивируют это тем, что осуществление внутреннего контроля за работником — это сфера правил внутреннего трудового распорядка (статья 189 ТК РФ), а потому наличие видеонаблюдения должно быть закреплено в соответствующем локальном нормативном акте или в трудовом договоре, под которым в знак согласия сотрудник обязательно должен поставить свою подпись.
Но это с точки зрения закона и порядка. На практике все выглядит гораздо проще. Сотрудник, устроившийся на работу в престижный банк, вряд ли начнет переживать по поводу того, что служба безопасности банка или руководство вторгается в его личное пространство, и побежит отстаивать свои права в суде. Поставить крест на своей карьере желающих найдется немного. Поэтому после недели другой шептания по углам страсти обычно утихают, и работа входит в свой привычный ритм.
Начать дискуссию