Кредитование

Автокредиты открыли массам дорогу в премиум-класс

Общение с экспертами рубрики «банковское страхование» показало: разделить движения на рынке автокредитов и автостраховок уже невозможно. Именно автокредиты стали локомотивом банкострахования, а цепочка банк–страховщик ширится за счет дилеров-диктаторов и начинающих поглядывать на российских рынок иностранных автоконцернов с их собственными кредитными и страховыми программами.

Самый «живой» сегмент кредитования быстро реагирует на изменения в обществе, да и сам начинает формировать тенденции

Общение с экспертами рубрики «банковское страхование» показало: разделить движения на рынке автокредитов и автостраховок уже невозможно. Именно автокредиты стали локомотивом банкострахования, а цепочка банк–страховщик ширится за счет дилеров-диктаторов и начинающих поглядывать на российских рынок иностранных автоконцернов с их собственными кредитными и страховыми программами.

Останется ли автострахование вечным двигателем розницы?

АвтоКАСКО уверенно лидирует на рынке банкострахования — его вклад в структуру взносов, собранных страховщиками по банковскому каналу, в прошлом году составил 58%. По данным «Эксперт РА», рынок банкострахования вырос больше чем на 75% именно за счет розницы, в которой наибольшие объемы поступают по автострахованию.

Причины однозначного лидерства вполне прозрачны — программы автокредитов практически всегда требуют страхования транспортного средства. «А по всем остальным видам розничного кредитования, за исключением ипотеки, доля кредитов, обеспеченных застрахованным имуществом, будет только снижаться, — считает Павел Пицик, заместитель начальника управления разработки и внедрения розничных продуктов РусьБанка. — В потребительском кредитовании обеспечением по кредитам все чаще становится поручительство, поэтому необходимость в страховании отпадает. Банки постоянно увеличивают суммы кредитов, выдаваемых без обеспечения, — это тоже уменьшает объемы необходимого страхования. Резонный вывод из этого один: именно автострахование останется лидером розничного страхования».

Правда, некоторые эксперты считают, что тенденция эта будет актуальна недолго. Уже в 2009 году развитие сегмента розничного автострахования постепенно будет замедляться. По мнению заместителя генерального директора Страхового Дома ВСК Евгения Уфимцева, это связано с проблемой ликвидности банков и с тем, что многие банки значительно повысили ставки по кредитам, что, в свою очередь, приводит к снижению потребительского спроса, а следовательно, сокращению числа выданных автокредитов.

Постепенное смещение акцентов с автокредитов становится более очевидным: увеличиваются объемы и доля страхования по ипотеке, а также страхования жизни и здоровья заемщиков по потребительским кредитам, в том числе держателей кредитных карт. «В сегменте розничного страхования, как и на всем цивилизованном рынке, доля автострахования уменьшится, вместе с тем доля медицинского страхования и страхования личного имущества увеличится», — такие данные приводит Людмила Салигина, директор департамента розничного бизнеса Московского кредитного банка.

Новинки автострахования

  • Программа страхования ретроавтомобилей и кабриолетов. В летний период (в сезон вождения) машину страхуют по тем же рискам, что и современное авто (КАСКО), а в несезон — как имущество.
  • Программа для владельцев ТС, чей годовой пробег не превышает 8 тыс. км. Срок страхования один год или восемь тысяч километров пробега с момента заключения договора страхования.
  • Программа «Коэффициент» привязана к страховой истории водителя, а не автомобиля. Безаварийная езда позволит водителю получать скидку при переходе в другую страховую компанию.
  • Программа для водителей, не использующих ТС в зимний период. При условии хранения авто зимой на охраняемой автостоянке клиент получает скидку 30%.
  • Программа для тех, кто желает застраховать свой автомобиль на короткий период времени. Страховая защита действует сто дней. Предоставляется скидка 5% за безаварийность.
  • Программа для женщин, возможен понижающий коэффициент 0,92. По статистике, женщины являются более аккуратными водителями, но вынуждены чаще обращаться за квалифицированной помощью на дороге. Более низкая убыточность позволяет страховщикам вводить дополнительные сервисные функции.
  •  Программа «Тест-драйв» предусмотрена для водителей с хорошим навыком вождения. Клиент проходит тест на знание правил и уровень квалификации вождения и при положительном результате получает более низкий тариф. Без ограничений по возрасту и стажу.

 Она отмечает еще одну тенденцию, которая может негативно повлиять на лидерство автостраховок: по ряду кредитных программ по подержанным авто банки стали допускать неполную страховую защиту, а иногда и полностью отменять требование страхования, немного повысив процентную ставку по кредиту. Правда, пока эти программы не являются массовыми, так как немногие клиенты знают об их существовании.

С другой стороны, удержать высокие позиции автострахования может разработка новых и адаптация имеющихся программ: некоторые СК уже готовятся к этому в связи с высказыванием премьер-министра Владимира Путина. Он предложил внести изменения в Налоговый кодекс, отменяющие повторное взимание НДС при продаже дилерами подержанных автомобилей, приобретаемых у граждан в счет новых. Если это приведет к активизации рынка автокредитования через трэйд-ин, то и страховые продукты, несомненно, начнут более активно развиваться в этом направлении.

Вслед за ипотечным рынком в автокредитовании стали появляться программы рефинансирования автокредитов — многие автовладельцы ждали такого предложения уже давно, особенно те, кто хочет поменять автомобиль, ранее приобретенный за счет кредитных средств, а также все желающие улучшить условия по ранее взятому кредиту, уменьшить платежи и общий объем переплаты.

Смещение в премиум-класс

Москвичи и гости столицы ненасытны, они хотят машину красивее, больше, престижнее, дороже — многие специалисты отмечают явное смещение автокредитования в премиум-класс. Начинается оно, само собой, с центра, и пока наблюдается именно в Москве и крупнейших региональных центрах. Георгий Аликошвили, генеральный директор компании ИНТАЧ-Страхование, связывает это с тем, что люди в целом чаще обновляют автомобили и естественным образом переходят в более дорогой сегмент автокредитов и автострахования. Эконом-класс насыщается за счет прихода новых покупателей, бизнес-класс тем временем плавно переходит в премиум в связи с ростом доходов населения.

Помогают этому сравнительно низкие риски автокредитования, наличие уже отлаженного механизма взаимодействия между банками и салонами, те же длинные кредиты, позволяющие при максимальном сроке платить приемлемую сумму за машину, о которой раньше клиент особо и не мечтал. Смещают клиентов в сегмент более высокого класса и уже упоминавшиеся трейд-ин и программы рефинансирования.

Ирина Велиева, руководитель службы рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА», отмечает, что «люди, делая выбор между авто за 30 тыс. долларов без кредита и возможностью приобрести авто за 60 тыс. долларов, воспользовавшись банковской программой, все чаще предпочитают именно второй вариант. В ближайшие годы ситуация не изменится, хотя на средней величине кредита данная тенденция вряд ли отразится — очень динамично также растет сегмент кредитования подержанных автомобилей, где размер кредита, безусловно, гораздо ниже».

Страховщиков такие тенденции только радуют: не секрет, что премиум-сегмент наиболее лакомый кусок для страхования и автокредитования. Но пока что это смещение не может слишком влиять на статистику. Ольга Лезова, начальник управления по работе с партнерами Промсвязьбанка, считает, что пока говорить о лидерстве кредитов премиум-сегменту рано, так как в целом лидируют такие марки, как Chevrolet и Ford, представляющие автомобили эконом- и бизнес-класса. По данным Банка Москвы, первое место по продажам в кредит уверенно занимают авто стоимостью от 15 тыс. до 30 тыс. долларов, на втором — дорогие автомобили и премиальные бренды стоимостью от 30 тыс. до 150 тыс. долларов.

Дилеры в лидеры

«Из-за возросшей конкуренции между банками и между страховыми компаниями автосалоны пытаются диктовать свои условия, — констатируют банкиры в лице Павла Пицика (РусьБанк), — желающих купить автомобиль все больше, ввиду чего между автосалонами существенной конкуренции нет. Им все равно, где кредитуется и страхуется клиент, а вот для банка и страховой компании очень важно, чтобы автосалон предложил клиенту именно их услуги».

Ольга Лагутова, старший менеджер по кредитованию «Ауди Центр Варшавка», соглашается с тем, что всю систему взаимоотношений определяет автосалон, являясь негласным лидером в цепочке взаимодействия. В этом ему помогает и то, что в автосалонах присутствует отдел прямого урегулирования убытков по крупнейшим страховым компаниям, что позволяет при наступлении страхового случая решать все проблемы через салон оперативно и быстро, тем самым сохраняя лояльность клиента. Причем иногда не страховой компании, а именно автосалону. Нередко доходит до того, что дилер диктует банку процент одобряемых кредитов и даже структуру кредитного продукта. Зачастую дилер диктует страховой компании условия по загрузке собственных автосервисов, а также цены на ремонт автомобилей.

Некоторые считают, что эта ситуация может измениться после того, как банки начнут более активно развивать продажи автокредитов через собственные офисы, но в самом ближайшем будущем этого не произойдет — основная часть клиентов приобретает новые автомобили (а следовательно, автокредиты и страховые полисы), обращаясь напрямую в автосалоны. Изменение данной ситуации потребует от ведущих банков значительных ресурсов.

Основным камнем преткновения между банками и страховщиками остается франшиза, которую банкиры никак не желают включать в договор страхования. Она снижает стоимость страховки, но ведет к снижению стоимости и залогового имущества, и в случае дефолта заемщика может помешать реализовать авто из-за мелких повреждений, которые не были устранены из-за включения в договор франшизы.

Ольга Лезова (Промсвязьбанк) уверена, что, несмотря на активную агитацию страховщиков в пользу франшизы, банки вряд ли в ближайшее время изменят свое мнение. В ЮниКредит Банке франшизу допускают только в рамках отдельных акций. Практика «Ауди Центра Варшавка» показывает, что включать франшизу чаще настроены покупатели машин эконом- и бизнес-класса, те же, кто приобретает машину премиум-класса, редко бывают против 100-процентной страховки от всех рисков.

И все же некоторые банки начинают осознавать необходимость в снижении объема страхового покрытия за счет применения франшизы, а соответственно, и создания более привлекательного для многих клиентов (особенно в эконом-классе) продукта. Пока данные программы находятся в разработке из-за большого объема работы, в том числе по оценке банком своих рисков.

«Банки, действительно, понемногу смягчают требования и к заемщикам, и к страховым продуктам, допуская применение условных франшиз. Мелкие убытки, особо не влияющие на стоимость залога и кредитоспособность заемщика, остаются на удержании заемщика. Но если ущерб превысит размер франшизы, страховщик платит в полном объеме, — отмечает Роман Воробьев, член правления Райффайзенбанка. — Однако некоторые требования или рекомендации банков в отношении страхового покрытия были, наоборот, ужесточены: сроки выплаты возмещения, неагрегатные страховые суммы, места ночных стоянок. Не все страховые компании готовы пойти на это».

Автоконцернов не боятся, но слегка опасаются

Кто-то ждет их с нетерпением, кто-то с легким опасением, но пока что панических настроений на рынке активизация финансовых структур автоконцернов не вызывает.

Спорный момент

Страхование жизни и автокредит—тест на совместимость

Из-за увеличения предельных сроков по автокредитам до семи лет, некоторые из банков стали предлагать своим клиентам застраховать жизнь и здоровье, чтобы избежать разнообразных житейских рисков. Воспринимается это мягкое предложение пока с прохладцей как будущими автовладельцами, так и конкурентами. К тому же автокредитные продукты до семи лет не имеют большого практического распространения, в портфелях банков они составляют не более 5%. Наталья Алымова, директор департамента розничных продуктов и услуг ЮниКредит Банка, считает, что страхование жизни хорошо вписывается в схему продаж банковских продуктов, в том числе и автокредитов, хотя этот процесс только набирает обороты. Пока страхование жизни — возможность и личное дело заемщика, а не требование к нему. К тому же здесь банк всегда имеет ликвидный залог — автомобиль, так что дополнительного страхования жизни заемщика чаще все же не требуется. Также непонятно, как будет решаться вопрос, если у клиента уже есть страховой полис жизни, но в пользу другого кредитора, например, банка, где у него оформлен ипотечный кредит.

 «Программы кредитования от финансовых компаний автоконцернов, с одной стороны, будут оказывать значительное конкурентное давление на рынок, а с другой — стимулировать продажи, — говорит Ирина Велиева («Эксперт РА»). — За счет «пакетных» предложений и комплекса услуг выигрывать будут потребители. Сопровождать экспансию автоконцернов могут не только кредитные организации, но и страховщики, и лизингодатели. Совместные усилия помогают им предлагать более интересные, с точки зрения клиента, условия приобретения и обслуживания автомобилей. Банкам, занимающимся автокредитованием и не являющихся «дочками» автоконцернов, трудно будет выдержать конкуренцию».

И конкуренция может усилиться серьезно, ведь банки, работающие в сегменте автокредитования, в первую очередь стремятся получить от этого бизнеса прибыль. А финансовые компании автопроизводителей основной задачей ставят создание максимально выгодных условий кредитования с целью увеличения продаж автомобилей, производимых компаниями их группы.

Но пока, по мнению директора департамента комплексных продаж «ВТБ Страхование» Максима Воробьева, «влияние на рынок собственных банков автопроизводителей практически не ощущается. Такие банки являются узкоспециализированными и претендуют на действительно большую долю рынка автокредитования только «своих» марок и моделей. Российские банки в этом плане куда более универсальны, а значит, и конкурентоспособны. Что же касается возникновения при автопроизводителях, наряду с кредитными структурами, страховых компаний, думаю, что пока этого происходить не будет».

Подтверждая его мысль, Олаф Найтцш, президент Тойота Банка, опроверг информацию о создании собственной страховой компании: «Рынок автокредитования в России продолжает активно развиваться, и потенциал его развития еще не исчерпан. Он далек от насыщения, поэтому дает возможность успешно работать всем участникам рынка. Но информации о планах развивать направление по страхованию Тойота Банком у нас нет». Зато интересным в этой связи кажутся появившиеся в прессе сообщения о покупке одним из крупнейших автодилеров, компанией «Рольф», банка «Капитал Москва», с дальнейшим увеличением объемов автокредитования и возможностью последующей продажи его автоконцерну Mitsubishi Motors.

В краткосрочной перспективе, по мнению большинства экспертов, сложившаяся ситуация сильно не изменится, даже если вслед за банками на наш рынок будут выходить и страховые компании. Не ждут от автобанков и демпинговых акций, которые могли бы сделать конкуренцию более опасной. «У автобанков есть свои преимущества, — считает Анна Боговалова, начальник отдела автокредитования Банка Москвы, — это более низкая ставка и оформление всей документации в салоне, но есть и недостатки: недостаточно развитая региональная сеть, слишком узкая специализация и отсутствие широкого выбора партнерских программ со страховыми компаниями». К тому же продукты мало отличаются от уже существующих на рынке по сервисной составляющей.

И все же в результате выхода таких банков (и, теоретически, страховщиков) может произойти заметное перераспределение рынка, а также сегментация по брендам, а в дальнейшем — по странам-производителям. Toyota может создать свои финансово-страховые подразделения и предложить услуги всем японским производителям работать через них, — размышляет заместитель генерального директора СГ «Межрегионгарант» Александр Варенцов, — а, например, BMW предложит аналогичное партнерство немецким компаниям. И как только будут нивелированы повышающие нагрузки, тарифы на полис КАСКО от автоконцернов могут снизиться до 5–6%, что спровоцирует стремительный рост продаж. Приток клиентов будет обеспечиваться не только из-за привлекательных тарифов, но также за счет отличного сервиса. В итоге значительный процент российских автовладельцев начнет пользоваться финансовыми сервисами, организованными автоконцернами».

Мнение эксперта 

Павел Башнин, заместитель генерального директора ЗАО «ГУТА-Страхование»

Условия автокредитов становятся более прозрачными для потребителя, поскольку банки сейчас, как правило, декларируют реальную ставку кредитования. Здесь важную роль играет Федеральная антимонопольная служба, которая эффективно защищает конкуренцию в рамках кредитных программ. Кроме того, важен переход банков от экспресс-кредитования при покупке автомобиля к классическим схемам. Это связано с более высоким качеством кредитного портфеля при классическом кредитовании. Вместе с тем сейчас на рынке в большом количестве предлагаются якобы беспроцентные кредиты, которые на самом деле отнюдь не бесплатны: цена автомобиля, который покупают по такой схеме, заметно выше рыночной.

Думаю, что автострахование по-прежнему будет удерживать лидирующие позиции по причине более высокой стоимости полиса автокаско — тарифы на этот вид страхования в десятки раз выше, чем, например, тарифы на страхование имущества. Увеличение доли автомобилей, приобретаемых в кредит, обусловливает увеличение спроса на автострахование. К тому же это наиболее популярный страховой продукт.

Учитывая то, что сегодня спрос на автокредитование сместился в регионы РФ, а доходы физических лиц в регионах заметно ниже столичных, пока основной спрос на автомобили сформирован на авто эконом-класса. Однако доля продаж автомобилей бизнес- и премиум-класса ежегодно увеличивается.

Отдельной тенденцией стоит развитие так называемого «прямого» страхования, позволяющего приобретать полисы автоКАСКО по цене заметно более низкой, нежели чем при классической схеме продаж. Это достигается посредством исключения из алгоритма продаж посредника — агента.

Евгений Уфимцев, заместитель генерального директора Страхового Дома ВСК

Наибольшую динамику развития по автокредитованию и автострахованию показывает региональный рынок. Еще в 2006 году 56% всех новых иностранных автомобилей приходилось на московский рынок, в 2008 году — всего 40%. Прежде всего это связанно со значительным смещением продаж автомобилей в регионы. Это, в свою очередь, приводит к резкому развитию автокредитных программ региональными банками и к экспансии в регионы. Самые интересные предложения на страховом рынке связаны прежде всего с сервисом, который предлагает страховая компания клиентам и партнерам. Поэтому сейчас лидируют компании, которые предоставляют качественные, профессиональные услуги.

Если говорить об автоконцернах, то российский рынок автокредитования привлекателен непосредственно для самих автопроизводителей, нежели для их финансовых подразделений. Вывод на российский рынок собственных финансовых подразделений потребует от компаний значительных ресурсов, которые будут необходимы для создания эффективной региональной сети и развитых банковских инструментов. Поэтому для создания привлекательного кредитного продукта для клиентов большинство автопроизводителей предпочитают реализовывать свои продукты через российские банки-операторы. То же самое можно сказать и про создание страховых продуктов под брендами автопроизводителей. Очевидно, что работа будет вестись через российских игроков, так как создание страховой компании под конкретную марку автомобилей малоцелесообразно.

Максим Воробьев, директор департамента комплексных продаж «ВТБ Страхование»

Рост рынка банковского автострахования напрямую связан с ростом продаж автомобилей в кредит. В условиях повышения благосостояния российских граждан и бурного развития автопрома рост рынка банковского автострахования можно оценить примерно в 40% в год. При этом среди страховых компаний конкуренция не только не снижается, но и заметно возрастает, причем борьба за клиента переходит из ценовой категории в категорию страхового сервиса, развивать и реализовывать который намного сложнее.

Значительных изменений в структуре розничного банковского страхования не произойдет. Безусловно, лидером в этом сегменте в 2008 году останется страхование автокредитов, в силу большого ажиотажа на автомобильном рынке, и по-прежнему с большим отрывом.

Да, объемы страхования ипотечных и потребительских кредитов растут, однако в ближайшее время это не приведет к существенному увеличению доли этих услуг в розничном банковском страховании.

Виталий Княгиничев, директор департамента комплексного страхования ОСАО «Ингосстрах»:

В условиях бурного роста продаж автомобилей, наблюдающегося последние несколько лет, а также увеличения средней цены приобретаемого в кредит автомобиля, рынок автокредитования будет занимать лидирующие позиции в банкостраховании. Однако возможно некоторое смещение акцентов в сторону ипотечного страхования по мере преодоления кризиса ликвидности, а также в сторону страхования малого и среднего бизнеса ввиду роста их финансирования и развития лизинговых программ.

Выход на российский рынок автокредитования финансовых структур концернов-автопроизводителей может в ближайшие два-три года вытеснить универсальные банки в более рисковый сегмент кредитования отечественных авто и подержанных автомобилей иностранного производства. Основным преимуществом банков концернов-автопроизводителей является их присутствие в салонах всех официальных дилеров соответствующей марки и возможность некоторым образом влиять на продажи своих кредитных продуктов. И все же на данном этапе деятельность финансовых структур концернов-автопроизодителей ограничена, в частности для реализации кредитных продуктов существует необходимость привлекать банк-посредник для проведения операций по текущим счетам клиента. В части страхования возможен выход и страховых институтов автоконцернов, однако в краткосрочной перспективе вряд ли это радикально изменит расстановку сил на страховом рынке. Наиболее актуальной на сегодняшний день выглядит реализация кобрендинговых продуктов, когда российский страховщик совместно с представительством автоконцерна разрабатывают продуктовую линейку для реализации в салонах дилеров.

Начать дискуссию