IFG готова участвовать в развитии российского рынка факторинга

В работе IV Ежегодной конференции «Факторинг-2008: новые горизонты» активное участие принял генеральный секретарь международной факторинговой ассоциации International Factors Group (IFG) Эрик Тиммерманс, выступивший с докладом по теме «Тенденции и вызовы в международном факторинге». По просьбе корреспондента Издательского дома «Регламент» он ответил на вопросы, интересующие читателей журнала «Факторинг и торговое финансирование».

В работе IV Ежегодной конференции «Факторинг-2008: новые горизонты» активное участие принял генеральный секретарь международной факторинговой ассоциации International Factors Group (IFG) Эрик Тиммерманс, выступивший с докладом по теме «Тенденции и вызовы в международном факторинге». По просьбе корреспондента Издательского дома «Регламент» он ответил на вопросы, интересующие читателей журнала «Факторинг и торговое финансирование».

 — Эрик, Вы уже второй раз присутствуете на такой конференции. Какие новые тенденции Вы почувствовали на российском рынке факторинга?

— У меня было не так много времени, чтобы адаптироваться. Но наиболее важной тенденцией, которую я заметил, безусловно, является самый впечатляющий рост, который мне довелось наблюдать за последнее время в той или иной стране мира. И поэтому-то мы проведем наше годовое собрание в октябре следующего года в Петербурге.

Вторая тенденция, которую я заметил, — это двуполярность развития факторинга в России на данный момент. На одном полюсе — факторинговые компании, которые делают реальным факторинговый сервис. На втором полюсе — банки, оказывающие факторинговые услуги. Но банки при этом все-таки рассматривают факторинг больше как инструмент торгового финансирования, а не как самостоятельный бизнес. И это отчетливо прослеживается на рынке.

Банки, конечно, вправе идти по такому пути. И Россия в этом отношении не одинока. Но все-таки, на мой взгляд, это несколько ограниченный путь развития факторинга, хотя, повторяю, он имеет право на существование.

— Как Вы прогнозируете развитие членства IFG в России на ближайшие годы? Как повлияет конференция, которая будет проходить в следующем году в Петербурге, на количество членов, на их качество? И каким образом IFG может помочь развитию рынка факторинга в Российской Федерации с точки зрения решения проблем персонала, его качества, ИТ-решений для факторинга и методов управления рисками, то есть тех проб-лем, которые, как мы выяснили из материалов конференции, являются проблемами не только российскими, но и общемировыми?

— У нас нет конкретных задач, предусматривающих, чтобы какое-то количество членов обязательно присоединилось к IFG. Но я хотел бы сказать, что IFG будет необходима всем тем факторинговым компаниям, которые хотят иметь стабильный международный бизнес с определенными международными стандартами. Поэтому я считаю, что эти компании должны обязательно присоединяться к IFG. И мы будем способствовать этому.

Что касается возможной помощи IFG развитию рынка, то здесь, безусловно, могли бы быть организованы какие-то образовательные проекты. И чем больше членов нашей организации в той или иной стране, тем больше локальных инициатив мы можем проявлять в ней. Например, презентация Ричарда Хаукинса (Atlantic Risk Management) относительно риск-менеджмента в факторинговой сфере, представленная на нынешней конференции, может быть трансформирована в двухдневный курс. Этот курс можно с помощью либо национальной ассоциации, либо «Эксперт РА», либо компании «ФАКТОРинг ПРО» продвинуть уже как русскоязычный курс. И этот курс будет, несомненно, востребован рынком.

— Как Вы относитесь к такому современному и модному инструменту рефинансирования факторинговых операций или транз-акций, как секьюритизация? Мы имеем первый пример, осуществленный компанией «Еврокоммерц» с Дойче Банком и ВТБ. Сейчас об этом размышляет «Траст», и опять с теми же участниками. Какая практика применения такого рода инструмента имеется за рубежом? И какие риски Вы видите в такого рода сделках?

— Я позитивно отношусь к такому инструменту. Хорошо, что у вас уже есть два таких опыта. Можно сказать, что Россия, если не впереди, то в определенном смысле идет в авангарде применения этого продукта. Есть опыты и у Фортиса, и в США по такому применению секьюритизации. Но тут важно понимать, что это актив, который находится в движении. И здесь надо ориентироваться на очень хорошее качество этого актива. Надо уметь контролировать этот актив, потому что, безусловно, его нельзя сравнивать с ипотечными кредитами или с автокредитами. Это совершенно другая специфическая область. Но инструмент, о котором идет речь, хороший, полезный и нужный.

— Долго ли еще продлится пауза с ликвидностью по поводу секьюритизации?

— Я не оракул, чтобы дать определенный прогноз. Но еще раз отмечу, что два удачных опыта секьюритизации — это очень хорошо. Посмотрим, что будет дальше, как будет развиваться этот процесс. Безусловно, это не инструмент для маленьких факторинговых компаний, и поэтому, на мой взгляд, такая секьюритизация не должна получить очень широкого распространения. Она годится для крупного, стабильного, хорошо диверсифицированного бизнеса.

— А что Вы скажете по поводу синдикации между факторинговыми компаниями? Ведь был уже опыт синдикации между британским банком Lloyds и американскими факторинговыми компаниями, есть и другие примеры. Может ли этот опыт найти применение в России? Это продукт только для развитого рынка или он годится и для молодого российского рынка?

— Почему бы и нет? Действительно, есть такой опыт и у британских компаний. Они находятся в кооперации с американцами, очень активно над этим работают. Вопрос в том, что размеры клиентов растут постоянно. И тут логично делить риск, организовывая сделку, потому что не все готовы взять на свой баланс такие большие объемы, как 500 миллионов долларов. Безусловно, в России это тоже может быть. Участники рынка должны уметь сближаться и договариваться между собой о таких сделках. Но, безусловно, это позитивно, и это будет развивать рынок.

— Компания «Еврокоммерц» объявила о создании commercial finance компании. Как Вы считаете, не рано ли еще России в это играть?

— Тут главный вопрос — терминология. Можно одни и те же вещи называть разными именами. Конечно, опыт Америки, Великобритании несколько специфичный и не- сколько пионерский. Я не знаю в точности, что хочет сделать «Еврокоммерц». Я не знаком в подробностях со спецификой российского законодательства, кредитной дисциплины и т.д. Но если компания хочет себя продвигать именно как факторинговую, как занимающуюся решением проблем клиента, а факторинг предлагать как комплексную услугу, то я могу это только приветствовать. И если у них получится, то это будет хорошо.
— Сколько, на Ваш взгляд, проходит времени после создания рынка факторинга в той или иной стране до формирования индустрии сервис-провайдеров или тех, кто окружает факторинг: ИТ, кадровики, медиаресурсы? Пришло ли время в России сформироваться такой индустрии или еще нет?

— На мой взгляд, как раз сейчас и наступило такое время, потому что индустрия рас-тет, индустрия нуждается в профессионализме, в том, чтобы быть организованной, в том, чтобы ей кто-то помогал решать те вопросы, которые она сама не может решить. Поэтому очень важно, чтобы сейчас эти сервис-провайдеры стали появляться. И тут, наверное, основополагающим могло бы стать создание транснациональной ассоциации, которая бы организовала рынок, навела бы на нем порядок, а сервис-провайдеры уже сами под такой порядок подстроятся.

В заключение хотел бы пожелать вам расти еще быстрее, чем вы росли. Но при этом не забывать о рисках, которые есть в нашей деятельности. И не забывать о том, что факторинг — это специфическая область, и надо иметь особые качества, чтобы успешно работать на этом рынке. И, естественно, если IFG может играть какую-то положительную роль в развитии российского факторингового рынка, то мы будем просто счастливы эту роль играть. И спасибо, что нас сюда часто приглашают.

Источник: Методический журнал Факторинг и торговое финансирование

Начать дискуссию