В последние годы иностранные банки активно наращивают свое присутствие на российском рынке. Это обусловлено как растущей экономикой страны, так и политической стабильностью.
Однако, развивая бизнес в России, иностранные кредитные учреждения сталкиваются с вопросами соответствия банковских информационных систем российским стандартам и требованиям регулятора. Адаптация IT-стратегии банка к российским реалиям и поиск долгосрочных локальных партнеров становится насущной необходимостью любого западного банка, приходящего в Россию. С другой стороны, активизация иностранцев подталкивает российские банки к ускоренному внедрению информационных технологий.
IT-СТРАТЕГИЯ: НЕ ПРОСТО СЛОВА
Для мировых игроков, выходящих на российский рынок, разработка IT-стратегии - это вопрос успешного развития бизнеса. Иностранные банки приносят в Россию не только инновационные бизнес-модели, новые стандарты обслуживания и новые линейки продуктов. Они приносят также новые технологии и стандарты использования IT для оптимизации бизнес-процессов. IT-стратегия банка - это долгосрочная программа, жестко сопряженная с поставленными бизнес-задачами, и ее воплощение в жизнь носит эволюционный, поступательный характер. Реализация IT-стратегии направлена на обеспечение успешного развития на основе наиболее современных IT-решений. Вот только далеко не всегда решение, идеальное для работы на Западе, оказывается жизнеспособным в нашей стране. Проблема в противоречиях между западными и российскими стандартами.
ИНТЕГРАЦИЯ: РЕАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Прежде всего речь идет о несоответствии АБС западного производства российским стандартам бухгалтерского учета. В существующих системах не заложены особенности российского учета, изза чего их использование в России без дополнительных доработок просто не имеет смысла. Однако западные производители не спешат с обновлениями программного обеспечения. Иностранный банк зачастую вынужден параллельно использовать две системы учета: западную - для формирования отчетности по МСФО для головного офиса, и российскую - для отчетности по РСБУ для регулирующих органов. Очевидно, что эта практика рано или поздно себя исчерпает, что обуславливает поиск других путей.
На наш взгляд, оптимальный выход заключается в интеграции централизованной АБС и системы учета, учитывающей российские стандарты. Главное преимущество этого пути заключается в удовлетворении требований отечественного банковского законодательства и возможности формирования сводной отчетности по РСБУ и МСФО на основе единого хранилища данных. Кроме того, повышается управляемость бизнеса, что немаловажно с учетом бурного роста бизнеса практически любого западного банка в России.
Примеры подобных проектов уже есть. В частности, на данный момент «ТехноСерв А/С» ведет первый в России проект по внедрению системы формирования отчетности на МСФО на основе продуктов SAP BW и SAP SEM PA для российского банка, недавно вошедшего в одну из международных финансовых групп.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОСТА. КАКОЙ ПУТЬ ВЫБРАТЬ?
IT-обеспечение роста бизнеса порой становится настоящей головной болью для западного банка. Рассчитывая на среднегодовой рост бизнеса головного банка за рубежом, российский филиал нередко сам себя загоняет в угол. Выделенных IT-ресурсов просто не хватает для удовлетворения всех требований к информационным системам: надежность, безотказность, производительность и др. Перед банком встает выбор: либо развивать инфраструктуру своими силами, либо отдавать вычислительные мощности на аутсорсинг - в зависимости от стратегии банка. На наш взгляд, оба эти варианта имеют свои плюсы и минусы, но объединяет их целесообразность сотрудничества с системным интегратором.
Наращивание IT-ресурсов требует от банка серьезных компетенций в области логистики и сервисного обслуживания, поэтому в данном случае банки предпочитают не заниматься этим самостоятельно, а привлекают для этого локальных системных интеграторов, способных обеспечить закупку и доставку оборудования, проектирование, внедрение и сервисное обслуживание IT-инфраструктуры. Так, «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК» доверил «ТехноСерв А/С» создание катастрофоустойчивой системы хранения данных банка. Теперь сотрудники российского филиала банка делятся опытом со своими коллегами за рубежом. И это наглядный пример экспорта российского опыта и экспертизы.
Нельзя не отметить, что иностранный банк, как правило, требует высочайшего уровня сервиса по принципу «24 х 7» - двадцать четыре часа семь дней в неделю. Это накладывает на интегратора особые обязательства в части качества и сроков выполнения работ. Цена таких услуг довольно высока, но и их важность для бизнеса имеет критичное значение. Поэтому и структура бизнеса при работе с банком будет несколько отличаться от российской практики: доля сервиса в ней будет несколько выше.
Еще одно отличие международных банков от российских заключается в том, что они охотно отдают IT-инфраструктуру на аутсорсинг профессиональным поставщикам услуг. На сегодняшний день в России существует достаточное количество интеграторов, предлагающих услуги аутсорсинга и аутстаффинга иностранным и российским банкам. Результат - снижение издержек на IT и, как следствие, повышение прибыльности банка.
IT-БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОБЛЕМА, АКТУАЛЬНАЯ ВСЕГДА
По нашим оценкам, политика западных банков в области IT-безопасности пока довольно неоднозначная. С одной стороны, иностранцы не склонны обсуждать вопросы обеспечения безопасности со сторонними исполнителями. А с другой - они не обладают опытом работы с системами, основанными на российских стандартах. Эта ситуация стимулирует иностранные банки привлекать опытных и солидных локальных интеграторов к проектам в области информационной безопасности, но пока что говорить об активном развитии этой тенденции было бы не совсем верно.
НЕ ТОЛЬКО ПРИБЫЛЬНОСТЬ
Повышение прибыльности - лишь одна из задач, которую иностранные банки решают с помощью грамотного управления IT. На западе внедрение ITсистем и прежде всего бизнес-приложений - фактор, напрямую влияющий на капитализацию банка. В этом отношении российский рынок еще далек от совершенства. До сих пор многие российские банки внедряют локальные IT-системы, что на фоне отсутствия четкой IT-стратегии приводит к существенному увеличению стоимости IT-инфраструктуры, снижает ее устойчивость и производительность. В конечном счете это приводит к падению прибыли и снижению инвестиционной привлекательности.
В то же время иностранному банку, намеренному выйти на российский рынок, гораздо легче обсуждать возможное приобретение российского кредитного учреждения, имеющего высокий уровень информатизации. Так, например, де-факто стандартом для западного банка является наличие ERP-системы от одного из лидеров рынка бизнес-приложений SAP или Oracle. Именно ERP-система обеспечивает высочайший уровень управляемости бизнеса, его прозрачности и прогнозируемости. Это реальный инструмент для повышения привлекательности бизнеса. Поэтому активное внедрение этих систем - ожидаемый шаг от российских банков.
Начать дискуссию