Банки

Риски реальные и надуманные

Российскому финансовому рынку нужна четкая стратегия развития. Она должна учитывать интересы участников не только банковского, но и фондового рынка, интересы компаний и частных заемщиков. Но самое главное - она должна дать простые и понятные ответы на те спорные вопросы, по которым вот уже несколько лет банковское сообщество не может прийти к консенсусу с властными структурами.

Только грамотная реализация стратегии использования свободных госсредств приведет к росту российской экономики

Российскому финансовому рынку нужна четкая стратегия развития. Она должна учитывать интересы участников не только банковского, но и фондового рынка, интересы компаний и частных заемщиков. Но самое главное - она должна дать простые и понятные ответы на те спорные вопросы, по которым вот уже несколько лет банковское сообщество не может прийти к консенсусу с властными структурами.

ПРОБЛЕМА НА ВСЕ ВРЕМЕНА

На XVII Международном банковском конгрессе, прошедшем в начале июня в Санкт-Петербурге, состоялся широкий обмен мнениями по различным сторонам деятельности банков. К этому располагало и название форума: «Банки в системе финансового посредничества: состояние и перспективы».

Дискуссия развернулась уже на пленарном заседании. Центральной проблемой, которая не оставила равнодушными ни руководство Банка России, ни представителей крупнейших отечественных банков, как и прежде, стало увеличение ресурсов банков и расширение на этой основе кредитования.

После выступления председателя ЦБ РФ Сергея Игнатьева, его первого заместителя Георгия Меликьяна в обсуждение вопроса включился президент АРБ Гарегин Тосунян. Свою точку зрения высказал также президентпредседатель правления ВТБ Андрей Костин. С пленарного заседания дискуссия «перетекла» на сессии конгресса.

Оживленный спор вызвал известный посыл руководства Банка России: кредитование на внутреннем рынке надо сдерживать, поскольку оно провоцирует инфляцию. В частности, Георгий Меликьян в своем докладе настаивал на том, что высокий темп кредитования, наметившийся в 2008 году, является чрезмерным и может вызвать негативные явления. Такой же позиции, как известно, придерживается другой заместитель председателя ЦБ РФ - Константин Корищенко. Он неоднократно утверждал, что в стране наблюдается «перегрев» экономики и в этих условиях необходимо снизить объем кредитования. В противном случае, по его мнению, будет нарастать инфляция. И член совета директоров ЦБ РФ Алексей Симановский в одном из своих последних интервью довольно резко критиковал предложения АРБ по расширению кредитования, утверждая, что темпы его роста должны сохраниться на уровне 40%. О возможном их снижении до 30-40% в год говорил Сергей Игнатьев.

Безусловно, беспрецедентный рост объемов кредитования (только за первые четыре месяца текущего года он превысил 14%) производит впечатление. И если спрос на заемные средства сохранится, то к январю 2009 года рост может составить около 50%.

ЧЕМ ВЫЗВАН КРЕДИТНЫЙ БУМ?

Для того чтобы понять, насколько данная тенденция опасна, нужно ответить на три вопроса: чем вызван кредитный бум, где банки взяли деньги на кредиты и к каким последствиям приведет увеличение объема рынка кредитов?

Совершенно очевидно (и статистика это подтверждает) - наблюдаемое увеличение спроса на заемные средства вызвано реальными потребностями субъектов хозяйствования в инвестициях, ежегодным увеличением ВВП на 7-8%. Кроме того, мировой кризис и, как следствие, сокращение доступа к международным финансовым ресурсам для российских корпоративных клиентов подтолкнуло их к сближению с местными банкирами.

Надо ли удивляться? Нет, это закономерно. Правда, такое, мягко говоря, неожиданное внимание поставило перед банками трудную задачу: удовлетворить возрастающие аппетиты за счет собственных средств или потерять клиента? Банкиры, надо признаться, приняли верное решение. Они стали предъявлять более жесткие требования к заемщикам, но предоставлять большие, чем прежде, суммы кредитов. О правильности такой политики и свидетельствует рост объемов кредитования.

И все же надо ослабить чрезмерную зависимость российских банков от иностранных кредитов. Об этом говорит опыт осени 2007 года, когда международный кризис ликвидности заставил банки сдерживать кредитование. Особенно ярко видно это на примере Казахстана, где внешний долг банковского сектора вырос с 2002 года по первое полугодие 2007 года с $1,4 млрд до $46 млрд. В результате теперь банки Казахстана испытывают значительные трудности.

В то же время, когда кредиторы банков - население и бизнес - воочию убедились в эффективности и осторожности политики кредитных организаций, это повысило их доверие к финансовым посредникам и привело к естественному (хотя и недостаточному) увеличению объемов депозитных вкладов. Остальные ресурсы, которые составили примерно пятую часть роста кредитов, получены за счет межбанковского кредитования, краткосрочных кредитов РЕПО и других краткосрочных средств.

Конечно, при такой ситуации риск ликвидности возрастает. Но для того чтобы избежать даже намека на предпосылки кризиса ликвидности или кризиса доверия, запрещать или ограничивать кредитование - экономически неправильно. Государство, наоборот, должно найти долгосрочные ресурсы, которые, кстати, у него есть, и поддержать банки в их стремлении расширять кредитование. Последствия кредитного бума будут зависеть от мудрости и правильного поведения государственных органов, «дирижирующих» движением денежных ресурсов на внутреннем рынке.

АКЦЕНТ

Весь комплекс проблем по расширению ресурсной базы кредитования и улучшению организации кредитования надо поднять на государственный уровень.

ОГРАНИЧЕНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ ОПАСНО

На наш взгляд, главная задача состоит в том, чтобы не сдерживать кредитование, не ограничивать приток средств в развитие производства, в промышленный и аграрный секторы экономики. Если ограничение все же произойдет, то замедления темпов экономического роста не избежать. За этим последуют, естественно, увеличение объемов импорта, снижение конкурентоспособности отечественного производителя, закрытие или частичная остановка ряда предприятий, возможное их банкротство, сокращение рабочих мест и: разгон инфляции. Вот это действительно опасно!

При этом угроза «перегрева» экономики, о котором так часто упоминает Банк России, на наш взгляд, надуманна. Есть отдельные болезненные явления, есть высокая инфляция. С ними надо бороться, но не остановкой производства, а экономически грамотным его развитием.

В последние годы Центральный банк и Минфин непрерывно заверяют, что, осторожно используя средства государственных резервов, они обеспечивают их сохранность, ликвидность и доходность. Но возникает вопрос: почему данные задачи выполняют с помощью иностранных банков? Известно ведь, что зарубежные компании и банки доверяют нашей стране и вкладывают значительные ресурсы в российскую экономику ради получения высоких доходов.

Заметим также, что размещение средств в зарубежных активах не всегда эффективно и надежно. Ипотечные компании в США, в чьи ценные бумаги вложены российские золотовалютные резервы (около $100 млрд) несут большие убытки, причем доходность бумаг в долларовом исчислении составляет 5-6%. Конечно, Центральный банк следит за сохранностью этих средств, но тем не менее риск дефолта эмитента все же существует.

Включение свободных государственных ресурсов в кредитный оборот, к чему призывает АРБ, отнюдь не означает банальное их перекладывание из казны в банковские пассивы. Использование государственных средств требует создания системы ответственного и заинтересованного управления ими.

АКЦЕНТ

НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ РАБОТЫ В БАНКАХ:

  • принятие законодательных и организационных мер по обеспечению возвратности кредитов;
  • улучшение управления кредитными рисками;
  • организация работы по координации усилий банков с целью объединения кредитных ресурсов на решающих направлениях и прежде всего развития синдицированного кредитования;
  • общегосударственная политика развития секторов, отраслей экономики и регионов, формирования надежных потребителей, инвестиций, энергичного развития бухгалтерского учета и отчетности, делающие деятельность компании прозрачной.

КАКИЕ ШАГИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РЕСУРСАМИ НАДО ПРЕДПРИНЯТЬ

Сейчас речь должна идти о сохранении в нашей стране хотя бы сложившегося темпа роста кредитования.

Только так мы сможем приблизиться к соотношению между активами банков и ВВП развитых стран. В настоящее время по этому показателю Россия отстает в 5-6 раз.

Проанализируем дискуссию последнего времени по этому вопросу. Многие экономисты, в том числе и на Петербургском банковском конгрессе, предлагают как можно быстрее разработать механизм, который бы позволил пустить часть государственных финансовых резервов на долгосрочное кредитование.

Для этого, конечно, надо определить цели, стратегию и структуру их использования, выделить некую сумму резервных средств, которая в любом случае должна быть сохранена действительно как госзапас на случай падения цен на нефть.

На государственном уровне может быть создана «команда», которая займется разработкой механизмов и методов решения проблем, информированием об этом общественности. В стране должна быть создана система управляющих компаний, которые на частной или частно-государственной основе могли бы ответственно и эффективно управлять доверенными им деньгами.

Некоторые шаги в этом направлении делаются. Банк развития сейчас сосредотачивает усилия на кредитовании непосредственно инвестиционных проектов национального значения. Но помимо этого требуются механизмы кредитования банков. Причем не только из первой десятки, но и средних кредитных организаций.

Использование средств, направляемых в кредитный оборот, должно быть диверсифицированным. В частности, необходимо выделить ресурсы, так сказать, быстрого возврата на развитие малого бизнеса. Эти средства могут дать отдачу за достаточно короткое время и не приведут к росту инфляции. И более того, даже помогут ее существенно снизить, насыщая рынок товарами. Другая часть накопленных госрезервов должна пойти на долгосрочные цели - развитие инфраструктуры. Конечно, средства могут вкладываться и в зарубежные активы, но в разумных пределах.

Разрабатывая стратегию использования госсредств, а де-факто развития финансовой системы, надо, конечно, исходить из того, что банковский сектор и фондовый рынок - это два родственных сектора. При этом последний из них по каким-то причинам недостаточно развит.

Сегодня государство изымает у экспортеров сверхдоходы в бюджет, направляет их через стабилизационный фонд за рубеж. Тем временем потребность в кредитах внутри страны удовлетворяется за счет займов там же. В результате средств на капитализацию фондового рынка не остается. Включение только части резервных ресурсов (особенно «стабилизационных» фондов) в кредитный оборот позволит постепенно сформировать инвестиционные компании, расширить фондовый рынок.

Недостаточно задействован и такой источник банковских ресурсов, как депозиты населения и юридических лиц. Более того, в 2008 году темпы прироста депозитов населения сократились. Банкам предстоит развернуть информационную деятельность по повышению доверия населения.

Этому будут способствовать их реальные успехи, устойчивость, надежность и обеспечение необходимых доходов по депозитам.

НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ - УЛУЧШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ДЕЛА

Увеличение объемов кредитования неизбежно должно сопровождаться улучшением организации всего кредитного дела в банках. Это важнейшее условие успешного пополнения кредитными ресурсами банковского сектора, при котором дополнительные ресурсы в кредитном обороте не вызовут каких-либо негативных процессов.

Возникает необходимость значительно улучшить организацию кредитной работы в банках.

Пожалуй, самым главным направлением в этой сфере должно стать принятие законодательных и организационных мер по обеспечению возвратности кредитов. Нельзя повторить горький опыт западных банков, «погоревших» на невозврате ипотечных кредитов. Особое значение здесь имеет улучшение залогового законодательства.

Существенное расширение кредитования требует коренного улучшения управления кредитными рисками. Сегодня одни банки продвинулись вперед по внедрению Базеля II, другие существенно отстают. С тем, чтобы привести отчетность всех кредитных организаций к единообразию, необходима конкретная организационная и методическая помощь, в том числе со стороны АРБ и Банка России.

Банковский конгресс в Питере: оживленная дискуссия об увеличении ресурсов банков продолжалась и после пленарного заседания

Следующим направлением работы по улучшению организации кредитного дела должна стать координация усилий банков с целью объединения кредитных ресурсов на решающих направлениях. Речь идет прежде всего о развитии синдицированного кредитования. Здесь имеется большой резерв. За шесть последних лет объем финансирования такого рода вырос в 17 раз и достиг $63 млрд на начало 2008 года.

Средняя сумма синдицированного кредита в 2007 году увеличилась до $470 млн с $350 млн в 2006 году. Тем не менее объем синдицированных кредитов в России составляет около 1,5% мирового рынка. Для сравнения: на долю Германии приходится 9%, США - 45%. Для развития этого направления банковского бизнеса предстоит улучшить законодательство, создать систему соответствующих стимулов, расширить подготовку кадров.

Активность использования кредитных ресурсов повышается при развитом межбанковском кредитовании. Пробивает дорогу идея, выдвинутая на XIX съезде АРБ, по созданию межбанковской биржевой торговой площадки. И наконец, непременным условием успешного развития кредитования является формирование надежного и эффективного заемщика. Сейчас постоянно можно слышать жалобы банкиров: «заемщики имеют финансовые проблемы, их деятельность непрозрачна, кредитование опасно». Решить эту задачу можно с помощью общегосударственной политики развития секторов, отраслей экономики и регионов, формирования надежных потребителей, инвестиций, энергичного развития бухгалтерского учета и отчетности, делающие деятельность компании прозрачной.

Простое перечисление названных проблем показывает, что расширение кредитования требует большой законодательной, методической и организационной работы по улучшению всего кредитного дела. С этой работой банки справятся. Но весь комплекс проблем по расширению ресурсной базы кредитования и улучшению организации кредитования надо поднять на государственный уровень.

КСТАТИ...

Директор департамента ЦБ Алексей Симановский заявил, что регулятор настроен против агрессивной кредитной политики, политики <дешевых денег> и мягкого регулирования на стадии подъема. По его мнению, сейчас у российской банковской системы есть четыре сценария. Если воплотятся только спекулятивные идеи, то ежегодные темпы прироста составят 50% и более, и банки будут жить <очень счастливо, но недолго>, а именно 1-2 года. Если не реализуется ни одна идея, банки проживут не очень счастливо более 5 лет, а если осуществятся все идеи, банки будут счастливы, но лишь 2-3 года. И лишь в том случае, если будут реализованы только конструктивные идеи банковского сообщества, то банкам светит долгая и счастливая жизнь с темпами роста 30-40% в год. Под <конструктивными идеями> Симановский, надо полагать, имеет в виду исключительно предложения Банка России, которые все чаще критикуются банковским сообществом.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год

В рамках первого совещания Ассоциации платежных агентов, которое состоялось в октябре 2024 года, прошел мастермайнд — групповой формат для знакомства участников и эффективной совместной работы.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год
1

Начать дискуссию