Бурное развитие розничного бизнеса, электронной торговли, все более широкое использование безналичных платежей открывают возможности получения прибыли — как для банков, так и для преступных лиц и организаций. Розничное кредитование подвержено таким угрозам, как оформление кредита на поддельный или чужой паспорт, на лиц без определенного места жительства, а также оформление займа при отсутствии стабильных доходов или «на друзей».
Использование Интернета расширило масштабы преступности — растет число организованных международных криминальных группировок.
Опасность мошенничества грозит не только извне, но и со стороны собственных сотрудников банков, а также со стороны работников бюро кредитных историй, торговых сетей, коллекторских агентств. В России банки научились защищаться от мошенников-одиночек, которых можно выявить относительно простыми средствами, однако перед организованными преступниками и внутренними угрозами банки все еще остаются почти полностью безоружными.
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. А.Н. Радищев
Чтобы обезопасить свой бизнес, многие финансовые учреждения используют системы мониторинга операций с целью выявления подозрительных транзакций (очень крупная сумма банковского перевода, чересчур высокая зарплата, указанная заемщиком, и т.д.), которые эффективны в случаях мошенничества со стороны физических лиц. Однако в борьбе с организованными мошенниками, хорошо знающими принципы работы подобных систем, такие средства не защищают банки от убытков. В случае сложных схем мошенничества и действий организованных преступных групп банку требуется не только оценка параметров конкретной транзакции или заявки на кредит, но и рассмотрение всей совокупности данных о клиентах, договорах, транзакциях, сотрудниках, контрагентах, изучение социально-демографического профиля клиента, его неявных связей с другими клиентами, сотрудниками или партнерами банка, работодателями.
Компания SAS разработала продукт SAS Fraud Management, который помогает выявить и пресечь подозрительные операции еще до их завершения (при оформлении кредитов, совершении платежей и переводов, в страховых случаях и пр.). В решении используется инструментарий экспертных правил, статистических скоринговых карт, средства построения и анализа социальных сетей. Разработанное с участием партнера SAS — компании Detica, мирового лидера в области оперативно-розыскной аналитики, — решение SAS Fraud Management, используя всевозможные источники информации (как внутрибанковские, так и внешние), помогает выявлять потенциального мошенника, осуществлять оценку принимаемого банком риска, создавать предупреждающие оповещения, направлять подозрительные случаи для дополнительного расследования специалистам службы безопасности.
Банк HSBC (Великобритания), который по результатам проведенного британским журналом «The Banker» исследования признан крупнейшим в Европе по рыночной капитализации, внедрил в начале 2008 года систему противодействия мошенничеству на базе SAS Fraud Management. Причиной послужили обоснованные подозрения в том, что бо’льшая часть дефолтов и просроченных долгов связана с различными видами кредитного мошенничества. Используемая в банке ранее система, основанная на анализе отдельных транзакций, оказалась неэффективной. Внедрение SAS Fraud Management принесло сразу ощутимые результаты: точность выявления мошенничества возросла в десять раз. В течение первых же двух недель эксплуатации семь специалистов службы безопасности HSBC выявили новые криминальные группы и схемы с общим потенциальным ущербом более 10 млн долларов. В результате эффективность работы службы безопасности банка по выявлению кредитного мошенничества возросла в три раза.
Этот проект является продолжением долгосрочных отношений партнеров в области страхования и риск-менеджмента.
Начать дискуссию