Финансовый кризис

Призрак «черного августа» воскрес и бродит по российскому банковскому рынку

Не надо было воскрешать в памяти 17 августа 1998 года, отмечая полтора месяца назад юбилей этого страшного дня. Сентябрьское падение фондового рынка с приостановкой торгов не вызывало бы в памяти преддефолтный обвал, а массовое неисполнение сделок РЕПО на межбанковском рынке не ассоциировалось бы с аналогичными событиями десятилетней давности.

Не надо было воскрешать в памяти 17 августа 1998 года, отмечая полтора месяца назад юбилей этого страшного дня. Сентябрьское падение фондового рынка с приостановкой торгов не вызывало бы в памяти преддефолтный обвал, а массовое неисполнение сделок РЕПО на межбанковском рынке не ассоциировалось бы с аналогичными событиями десятилетней давности.

И участников рынка меньше волновал бы вопрос, что их ждет в октябре и не пополнится ли список жертв кризиса в результате грядущих налоговых выплат.

ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА И МАССОВЫЕ «ПРОЛЕТЫ»

Как это обычно бывает, кризис подкрался незаметно. Вернее, на первый его робкий шажок никто на межбанковском рынке серьезного внимания не обратил. В первых числах сентября НОМОСБанк отказался выполнить свои обязательства по сделке РЕПО перед Руссобанком. В качестве причины было упомянуто неисполнение обязательств клиентов перед самим НОМОСом.

«Рынок воспринял эту «распавшуюся» сделку как частный случай нашего банка и НОМОС-Банка. Трейдеры между собой обсуждали ситуацию, но никто, по-видимому, не хотел признавать очевидное: «казус НОМОСа» был первой ласточкой, после которой связки на межбанковском рынке были просто обречены на распад», - пояснила НБЖ начальник управления активно-пассивных операций Руссобанка Ольга Зорина.

Слова представителя Руссобанка оказались пророческими. 16 сентября б а н к КИТ Ф и н а н с , входящий в топ-50, не сумел расплатиться в полном объеме по сделкам РЕПО с полутора десятком контрагентов, среди которых такие известные участники рынка, как ВТБ, НОМОС-Банк, Связь-Банк, Merrill Lynch, Ренессанс Капитал, Альфа-Банк и УРАЛСИБ. В результате КИТ Финанс задолжал им около 6-8 млрд руб. Ситуация вокруг банка напряглась до такой степени, что впереди замаячил страшный призрак банкротства и возникла необходимость в привлечении «внешних сил», чтобы его избежать. КИТ Финанс, судя по всему, спасут. Сделки РЕПО распадаются на рынке, как карточные домики при дуновении ветерка. По словам руководителя службы рейтингов кредитных институтов агентства «Эксперт РА» Ирины Велиевой, сам по себе факт отказа от уплаты по обязательствам на фоне плохих новостей может усугубить недоверие на российском рынке, что усложнит ситуацию на межбанке. «Причем принятое правительством и ЦБ решение о поддержки системобразующих банков вряд ли позитивно скажется на средних и мелких кредитных организациях, поскольку уже сейчас крупные игроки закрывают лимиты на мелких и даже средних контрагентов», - добавляет специалист.

СТАРЫЕ ГРАБЛИ ДЛЯ НОВОЙ ВСТРЯСКИ

Знакомая ситуация? - Да, говорят эксперты. Именно так вел себя рынок межбанка в далеком 1998 году и по тому же сценарию развивались события год назад, когда первые отголоски кризиса ипотеки subprime в США долетели до России. В обоих случаях участники банковского сектора на собственном горьком опыте убеждались: в нашей стране отсутствует рынок межбанковского кредитования. То есть формально он есть, но свою главную функцию - источника финансирования для некрупных банков - упорно не выполняет.

В роли спасателей волей-неволей приходится выступать Центробанку и Минфину. Последний провел в середине сентября очередной аукцион по размещению временно свободных средств бюджета на депозитах коммерческих банков. Только вот беда: до наиболее нуждающихся российских финансово-кредитных структур эти деньги все равно не дойдут. Потому что, как поясняет депутат Госдумы Анатолий Аксаков, участвовать в подобных аукционах могут только финансово-кредитные организации с определенным размером капитала. «В результате складываются парадоксальные ситуации: мне известно, что в одном из регионов губернатор собрал руководителей самых крупных местных банков и предложил им слиться в единую структуру: мол, в этом случае вы сможете рассчитывать на размещение на своих корсчетах бюджетных средств, а иначе «загнетесь» поодиночке», - рассказывает Анатолий Аксаков. История, конечно, почти комическая, комментируют участники рынка. Но если мировой кризис продлится еще несколько лет, а межбанк так и не выйдет из «полузамороженного» состояния, то и такое возможно.

Наверное, поэтому в минуты жизни трудные - на фоне всевозможных падений и кризисов - у участников рынка возникают самые пессимистичные взгляды на собственное будущее и будущее банковского рынка в целом. «На межбанке ходят упорные слухи, что нынешний кризис носит не только объективный, но и частично «рукотворный» характер. Пессимисты говорят, что государству он выгоден: на его фоне можно будет «зачистить» банковский сектор от игроков, увлекавшихся рискованными играми на фондовом рынке», - рассказывает представитель одного из столичных банков. При этом, по словам эксперта, основной удар может прийтись по финансово-кредитным структурам, занимающим с 30 по 100 место в рейтингах по размеру капитала, активов и т.д. «Понятно, что отнюдь не все банки, попадающие в эту категорию, серьезно пострадают: многие из них проводили весьма взвешенную политику. Но были среди них и такие, которые, что называется, рвались любой ценой в первую гильдию, и ради этого наращивали активы за счет рискованных операций с ценными бумагами», - поясняет специалист. А аналитик агентства Rusrating Надежда Пискунова расширяет список вероятных жертв кризиса: «Те банки, которые имеют существенный объем ценных бумаг (по стандартам ЦБ, если объем портфеля превышает 5% активов, то по нему рассчитывается рыночный риск) попадают в зону повышенного риска. Сюда следует также отнести мелкие и средние региональные банки, поскольку для них доступ к ресурсам (в частности, на межбанк) сегодня становится довольно затруднительным», - подчеркивает эксперт.

АКЦЕНТ

Из-за октябрьских налоговых платежей у банков может подломиться «третья ножка», на которую предлагал им в свое время опираться Алексей Улюкаев: остатки на счетах юрлиц. Если учесть, что две другие «ножки» внешние заимствования и депозиты физлиц - работают не для всех, то трехногий банковский «стул» рискует рухнуть.

КРИЗИС ЕСТЬ - КРИЗИСА НЕТ. А В ОКТЯБРЕ БУДЕТ?

Впрочем, и правительственные, и независимые эксперты пока пытаются избегать самого слова «кризис». По их мнению, несмотря на устрашающие внешние проявления, ситуация на национальном финансовом рынке является вполне управляемой. «У нас нет кризиса, - считает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. - Колебания на российском фондовом рынке наблюдаются в течение как минимум всего последнего года, проблема с ликвидностью тоже привычна, ЦБ действует адекватно». Конечно, по мнению главы АРБ, было бы наивным заявлять, что Россия совершенно защищена от событий, которые происходят сейчас на мировых финансовых рынках, и от негативных тенденций, которые, увы, складываются здесь. Однако г-н Тосунян призывает и в этом искать позитив: по его мнению, при грамотной кредитно-финансовой политике на государственном уровне Россия может выиграть, подтянув себя поближе к странам с более развитыми экономиками. «Оттолкнувшись от негатива, мы можем сыграть на повышение», - резюмирует глава АРБ.

КСТАТИ...

ПРОРОК В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ? На фоне нынешних проблем и страхов грех не вспомнить слова, сказанные главой Сбербанка Германом Грефом в прошедшем июле. «Ситуация будет, начиная с осени, значительно хуже, чем сегодня, - заявил тогда экс-министр экономического развития. - По моим ощущениям, 2009 год будет тяжелым». А Сбербанк, добавил Греф, получит передышку. «К нам приходят люди со вкладами, потому что уже не стоит вопрос высоких доходов - стоит вопрос сохранения. Приходят юрлица, потому что они понимают, что в этот период держать на счетах большие деньги нужно, чтобы хеджировать риск ликвидности».

Позицию Тосуняна разделяют и руководители крупных банков, которые также призывают не накалять страсти вокруг октября в частности и грядущих нескольких месяцев в целом. «Системный кризис российских кредитных учреждений маловероятен, - считает председатель правления ЮниКредит Банка Михаил Алексеев. - Для банковской системы в целом, с точки зрения ее классической составляющей, представленной коммерческими банками, более правомерно говорить об ожидаемом замедлении темпов роста активов и кредитного портфеля. Следует также иметь в виду, что благодаря благоприятной макроэкономической ситуации и внешней конъюнктуре Центральный Банк накопил достаточное количество ресурсов для поддержания ликвидности».

Не верит в повторение «черного августа» и начальник управления операций на финансовых рынках Русь-Банка Станислав Филиппов. «Возникновение сейчас кризисной ситуации представляется не более вероятным, чем, например, прошедшим летом. Отток капитала рано или поздно замедлится, возможность привлечения внешних заимствований сохраняется, хотя их стоимость возросла», - подчеркивает специалист.

Наверное, слова экспертов звучали бы для банков успокоительно, если бы участники рынка не жили в ожидании октября - месяца, на который должны прийтись многомиллионные налоговые платежи в бюджет. В нынешних условиях подобный отток денег может привести к тому, что у многих банков легко и непринужденно подломится «третья ножка», на которую предлагал им в свое время опираться первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев: остатки на счетах юрлиц. Если учесть, что две другие «ножки» - внешние заимствования и депозиты физлиц - работают не для всех, то трехногий банковский «стул» рискует рухнуть. Похоронив под собой те банки, которые либо слишком активно играли на фондовом рынке, либо были лишены возможности привлекать средства для поддержания ликвидности на межбанке.

ФАКТ

Одна из главных перемен за год, прошедший с начала мирового финансового кризиса до сегодняшнего дня: более сложной стала ситуация с предложением средств на денежном рынке. Денежный агрегат М2 вырос всего на 7,1% январе-июле 2008 года, а в годовом выражении - на 30,1%. Складывается интересное положение, когда, с одной стороны, при помощи увеличения норм обязательных резервов государство изымает у банков ресурсы, а с другой стороны, ссужает им деньги посредством аукционов ЦБ и Минфина.

События конца сентября показали, что финансовые власти страны вполне отдают себе отчет в реальности такой угрозы. Как пояснил глава АРБ, схема взимания налоговых платежей может быть изменена как раз с учетом нынешних неспокойных времен. «Все прекрасно понимают, что одномоментная выплата 1 трлн 700 млрд руб. - это не самый лучший способ стабилизировать ситуацию на рынке. Скорее всего, можно сделать это поэтапно, а можно и вообще задаться вопросом о том, не лучше ли ежемесячная, более равнораспределенная схема налоговых выплат», считает Г.Тосунян.

Понятно, что решение последнего вопроса - в компетенции правительства. Однако, как подчеркивают эксперты, вполне можно ожидать, что кабинет министров пойдет сейчас на временные послабления. Никому не хочется, чтобы сентябрьские неприятности обернулись октябрьской «банковской революцией» со штурмом отделений, массовым отзывом вкладов и разорением уже не одного-двух, а нескольких крупных финансово-кредитных структур.

Начать дискуссию