Дело №1
От цессии до цессии живет коллектор весело
Одним из коллекторских агентств Москвы летом этого года были приобретены права требования сразу к нескольким тысячам банковских должников, разбросанным по территории всей России. Процедура «продажи» долга весьма банальна и состоит всего из трех шагов: обсуждение условий сделки, подписание договора цессии и уведомление должника о состоявшейся уступке. На третьем шаге произошла серьезная заминка.
Дело в том, что задолженность была относительно «старой» и многие заемщики сменили место проживания, вследствие чего извещений о смене кредитора не получили.
…Простой житель черноземной глубинки гражданин С. долго не мог понять, что именно от него хотят представители «коллекторной компании». Из всех услышанных объяснений он воспринял только словосочетание «мы купили ваш долг, теперь платить нужно нам, а не банку». Осмыслив услышанное, он вызвал наряд милиции и потребовал задержать «вымогателей». Наряд ППС действительно приехал очень оперативно и весьма жестко осуществил задержание сотрудников агентства.
По прошествии некоторого времени, уже в помещении ближайшего отделения милиции, сотрудники агентства «на пальцах» пытались объяснить командиру роты патрульно-постовой службы, что вовсе они не вымогатели и задерживать нужно не их, а самого заявителя. К сожалению, юристы в погонах с термином «цессия» знакомы не были. А для освобождения коллег коллекторам пришлось обращаться за помощью к своим компетентным знакомым в правоохранительных органах.
Дело №2Финансовая грамотность за гранью добра и зла
Последние несколько месяцев весь банковский мир буквально «лихорадит» от кризиса ликвидности. Заемщик М. из подмосковных Мытищ несколько превратно истолковал данное заявление, услышанное им по радио. Недостаточность собственных средств, отсутствие «дешевых» кредитов и высокая волатильность рынка — все эти малопонятные простому обывателю М. фразы привели его к самому неожиданному выводу: платить по двум кредитам, взятым в одном из крупнейших банков страны, сейчас бессмысленно.
В ожидании светлого будущего, которое, по мнению М., должно случиться никак не позднее декабря сего года, он вначале скрывался от представителей банка, а потом и от отдела взыскания коллекторского агентства. Светлое будущее, по словам заемщика, сводится к тому, что «все они (банки) скоро рухнут и денег отдавать некому будет». При этом долг перед близкими родственниками остается священным. Именно на его погашение и был взят один из кредитов.
Самое занимательное в этой истории то, что соседи должника по лестничной клетке, узнавшие «по чью душу» и по какому вопросу приехали сотрудники агентства, были искренне удивлены. Две престарелые женщины были уверены, что сейчас, с одной стороны, «сгорели» все вклады, внесенные в российские банки, а с другой — что государство взяло на себя обязательство рассчитываться с банками за кредиты, взятые населением.
Из-за закрытой двери им вторил М., наблюдавший за происходящим на лестничной клетке через дверной глазок.
Дело №3Сколь веревочка не вейся…
В Арбитражный суд г. Москвы стали поступать иски от озадаченных контр-агентов компании «В», зарекомендовавшей себя в прежние годы добросовестным партнером. Внесудебно претензии урегулировать не удавалось. Суммы требований росли, количество исков к компании «В» увеличивалось.
Топ-менеджмент компании «В» принял решение не вдаваться в тонкости судебных процессов, а предпринять меры для того, чтобы судебным приставам после возбуждения исполнительного производства пришлось только развести руками и вынести акт о невозможности взыскания.
С сотрудниками банка, в котором у «В» были открыты несколько основных счетов, была достигнута определенная договоренность. Суть ее сводилась к тому, что на случай прихода нежданных документов от судебных приставов в рамках возбужденных исполнительных производств их исполнение «ставилось на паузу» до своевременного вывода денежных средств с арестовываемого счета. После осуществления необходимых операций для приставов составлялось письмо об отсутствии денежных средств на счете. В результате постановления о наложении ареста на денежные средства оставались бы неисполненными. (Здесь необходимо отметить, что постановления о наложении арестов не ждут прихода денежных средств, а остаются без исполнения по факту недостаточности средств и подлежат возврату отправителю.)
Тем временем два банка-кредитора обратились за помощью в коллекторское агентство. Одним из первых мероприятий, проведенных коллекторами, стал выезд к судебному приставу-исполнителю. На приеме у него представители взыскателей получили полную картину того, сколько требований было направлено приставами в банк. Параллельно аналитической группой были установлены данные о масштабах деятельности компании «В» — деятельность не прекращалась. После сопоставления информации об объемах оборотов и ответов из банка об отсутствии денежных средств появилась почва для размышлений.
Пришлось воспользоваться нестандартным методом, редко применяемым в практике работы коллекторских агентств. Было принято решение инициировать проверку банка, выдающего такие ответы приставам.
Однако до реальной проверки дело не дошло. В ходе проведения первичных мероприятий было установлено, что руководство банка абсолютно не знало о махинациях, которыми за определенное вознаграждение занимаются рядовые операционисты.
Уведомления руководства банка о планируемом обращении в надзорный орган с целью установления истины по делу оказалось достаточным основанием для проведения внутреннего служебного разбирательства. В результате был выявлен операционист, участвовавший в сговоре с компанией «В».
Дело №4 Внимание: черный ящик!
Небольшая полиграфическая компания из Московской области несколько лет назад обратилась в банк за получением кредита. В качестве обеспечения в залог было представлено оборудование, на котором, собственно, и производилась продукция предприятия. Компании был выделен кредит на сумму, эквивалентную 10 млн рублей. На протяжении года осуществлялись регулярные платежи. Сотрудники банка не менее регулярно проверяли наличие и состояние заложенного имущества. Их смущало только то, что большую часть времени оборудование простаивало, по крайней мере, в дни их приезда. Кроме того, сопровождающий их сотрудник предприятия-заемщика каждый раз менялся.
По прошествии некоторого периода времени платежи прекратились. Ответов на требования о погашении долга не поступало, телефоны молчали. Однако в ходе выезда сотрудников банка все оборудование дебитора было обнаружено на прежнем месте. Радость кредиторов была недолгой.
Большую часть времени им показывали в основном корпуса. Внутренности станков были извлечены и, судя по словам экспертов, более полугода назад. По факту мошенничества возбуждено уголовное дело.
Начать дискуссию