В чем причина недовольства государства? Как сами банки оценивают свои действия и действия коллег, получивших в октябре–ноябре госсредства? Насколько правильными и достаточными были рекомендации властей по поводу распределения выделенных банкам денег?
Андрей Хандруев, заместитель председателя правления Газэнергопромбанка:
— В октябре 2008 года Газэнергопромбанк приобрел Собинбанк, которому также принадлежат 100% акций Русского ипотечного банка и 49% акций банка «Финсервис». В результате данной сделки была образована новая банковская группа, вошедшая в число крупнейших финансовых институтов России. Совокупный размер активов банковской группы превышает 150 млрд рублей. В качестве дополнительной меры обеспечения интересов клиентов Собинбанка Центральный банк РФ разместил в Газ-энергопромбанке долгосрочный депозит. Оказание государством поддержки банку предполагает решение следующих основных задач: стабилизация его финансового положения и восстановление частично или полностью утраченной ликвидности, а также предотвращение возникновения «эффекта домино» в банковской системе в целом.
Основные наши усилия как раньше, так и сейчас направлены в первую очередь на гарантированное поддержание мгновенной ликвидности. Вторым по значимости шагом является восстановление ликвидности приобретенного нами Собинбанка в среднесрочном и долгосрочном аспектах. В рамках этой работы Газэнергопромбанк выкупил портфель кредитов Собинбанка, у которого, отмечу, качественный пул ипотечных кредитов объемом 20 млрд рублей. Начат процесс восстановления кредитных лимитов по платежным картам Собинбанка для зарплатных клиентов. Так что своевременная поддержка приобретенному банку оказывается, и мы пока довольны результатом. В настоящее время мы переходим к этапу восстановления полноценной деятельности Собинбанка. Стратегия деятельности банковской группы находится в процессе формирования.
Михаил Алексеев, председатель правления ЮниКредит Банка:
— Сложно говорить за все крупные банки. Мы со своей стороны делаем все от нас зависящее, направляя выделенные государством средства на поддержку реального сектора экономики. Кроме того, мы намерены еще активнее осуществлять поддержку местных игроков. Так, в настоящее время банк находится в процессе подписания соглашения с ЦБ РФ о компенсации Банком России расходов, которые могут возникнуть у ЮниКредит Банка в случае неисполнения банком-контрагентом своих обязательств перед банком по операциям межбанковского кредитования и РЕПО.
За последние три месяца ЮниКредит Банк привлек 70 млрд рублей от Минфина и ЦБ: 20 млрд было направлено на рынок МБК, 10 млрд — на кредитование физлиц, 40 млрд — на кредитование реального сектора.
Причин непонимания между крупными банками и государством может быть две. Первая заключается в том, что в последнее время вкладчики предпочитают хранить средства на валютных счетах, опасаясь девальвации рубля. При этом в банках нарастает объем валютных пассивов. Сейчас в России валюту разместить негде, поэтому банки стараются размещать данные средства в валютных кредитах и на депозитах иностранных банков. Отсюда вытекает вторая причина — средства, размещенные в банках-нерезидентах, считаются иностранными активами российских кредитных организаций. Подобные операции учитываются в сальдо операций с капиталом в РФ, следовательно, приводят к техническому оттоку капитала из страны. В то же время мы прекрасно понимаем озабоченность ЦБ РФ в связи с размещением средств за границей, поэтому уже сейчас существенно сократили наши размещения в банках-нерезидентах и конвертировали их в рубли, хотя и с потерей, разместив в рублевых активах.
Андрей Чураков, первый вице-президент Первого республиканского банка:
— Нам сложно оценивать действия других банков. Что касается нашего банка, то госсредства, полученные нами, были распределены на кредитование реального сектора экономики.
Полагаю, что банки подошли к вопросу распределения госсредств со всей ответственностью с учетом сложившейся рыночной неопределенности. К тому же рекомендации Банка России и лично премьер-министра четко указывают на необходимость эффективно и безотлагательно распределять полученные средства на поддержку важнейших отраслей экономики.
Если сравнивать нынешнюю ситуацию с кризисом 1998 года, то совершенно очевидна позитивная роль Банка России и государства. Действия своевременны, оперативны, и даже в случае корректировки действий банковского сектора это будет свидетельством того, что правительство «держит руку на пульсе» и контролирует ситуацию, которая развивается стремительно. Рекомендации, касающиеся распределения госсредств в реальный сектор, мы оцениваем как эффективные и правильные как для банковского сектора, так и для всей экономики в целом.
Андрей Иванов, директор департамента корпоративных финансов ИК «Файненшл Бридж»:
— Государство выполнило и выполняет свою функцию выделения средств для борьбы с кризисом. Было бы глупо всю работу делать только правительству — банкиры должны внести свою лепту в решение этих задач, включая определение отраслей и крупных получателей помощи. Без поддержки собственной ликвидности обойтись было сложно, поскольку выполнение нормативов и расшивка проблем банков, через которые поступает помощь, является техническим условием работы системы. Тезис «в экономику деньги почти не пошли» несправедлив, поскольку опирается на стереотипы массового сознания, что все уходит куда-то мимо и т. д. Общественности, конечно, трудно разобраться в этих вещах, поскольку для нее неизвестен масштаб проблемы, тем более невозможно сопоставить этот масштаб с масштабом стабилизационных вливаний. Поскольку кризис системный, кризис ссудной экономической модели, то просто деньгами — что в России, что в Европе, что в США — проблему не решить.
Очень хорошо, что все наблюдают ситуацию в очень быстрой динамике — и уже сейчас понятно то, что предложенные еще пару недель назад меры недостаточны. Но необходимы. Без «Плана Полсона» было бы хуже или лучше? Очевидно, хуже. «План Полсона» решил все проблемы? Очевидно, нет. Таким образом, мы все вместе — глобализованный мир, включающий все развитые экономики — должны бороться и выходить из кризиса, вытягивать свою экономику, помогая тем самым в том числе и мировой экономике. Запирательская позиция, изоляционизм не приведут к положительным результатам. Необходимо понять это как можно раньше.
Мы прекрасно понимаем озабоченность ЦБ РФ в связи с размещением средств за границей, поэтому уже сейчас существенно сократили наши размещения в банках-нерезидентах и конвертировали их в рубли, хотя и с потерей, разместив в рублевых активах.
Я не призываю к тому, чтобы средства российского стабфонда перетекали в другие страны. Но не признавать объективного характера этого и ряда других негативных побочных явлений нельзя.
В сложившейся ситуации банкирам не надо бояться и избегать ответственности перед государством. Это ложная цель. Наилучшим ответом в этой ситуации стала публикация Сбербанком 19 ноября Новой кредитной политики банка. В ней изложены базовые принципы работы банка, названы приоритетные отрасли, обозначены подходы к сотрудничеству. Вот, пожалуйста — если вы заемщик, особенно корпоративный, сверяйте свои потребности с подходом банкиров. Будьте адекватны в оценке своего кредитного качества, признавайте право банка на следование своей кредитной политике… Я бы поставил этому документу жирную «пятерку» — вот реальный конкретный шаг в борьбе с кризисом. Честное изложение позиции, призыв к диалогу.
Начать дискуссию