Четыре сольдо

Что такое финансовый кризис? Мы уже знаем: неплатежи, банкротства, нервное расстройство от страха потерять работу и сбережения… Но самое противное, что в этой мутной воде ловят рыбку всякого рода мошенники и аферисты.

Что такое финансовый кризис? Мы уже знаем: неплатежи, банкротства, нервное расстройство от страха потерять работу и сбережения… Но самое противное, что в этой мутной воде ловят рыбку всякого рода мошенники и аферисты.

Продолжающаяся в СМИ истерика по поводу «дефолта», а также возможных девальвации и деноминации, — лучший помощник для тех, кто пытается поживиться за счет доверчивых граждан, изыскивающих способы хоть как-то уберечь свои накопления.

Первые случаи мошенничества в связи с финансовым кризисом были зафиксированы в середине октября, когда Центробанк начал кредитовать банки, испытывающие проблемы с ликвидностью. К аукционам Банка России по беззалоговому кредитованию было допущено только 116 банков, то есть, грубо считая, каждый десятый банк. Аферисты тут же принялись обивать пороги средних и малых банков, не получивших от государства спасительной инъекции ликвидности, с предложениями поспособствовать в получении кредитов ЦБ по льготной ставке и на длительный срок. «Посредники» просили (да и до сих пор просят) за свои услуги от 5 до 10% от общей суммы кредита, а все контакты с банкирами предпочитают осуществлять в неофициальном порядке. Как следствие, появляется возможность говорить не только о мошенничестве, но и о коррупции.

К ноябрю, когда финансовый кризис достиг реального сектора экономики, «помощники» сконцентрировали внимание на компаниях, испытывающих проблемы с получением наличных денег со своих банковских счетов. Предпринимателям предлагалось без очереди получить деньги для выплаты зарплаты или взять льготный кредит. Опять-таки за 10–20% от нужной суммы. А следом мошенники пошли в народ, что еще опаснее для кошельков и вкладов населения, особенно наиболее доверчивой и в то же время самой напуганной его части — пенсионеров.

Типовая схема такова. На фоне непрекращающихся слухов о деноминации людям предлагаются услуги по выводу денег из банков, обмену по выгодному курсу или открытию нового вклада. Недавно в Москве 83-летней пенсионерке позвонила женщина, представившаяся сотрудницей Пенсионного фонда, которая сообщила, что готовится деноминация и введение новых купюр. Но (вот радость!) от этой напасти участников войны решил защитить сам мэр Москвы Юрий Лужков. По его «секретному распоряжению» (понятное дело — чтобы не создавать ажиотажа и паники) средства участников войны будут размещены на «специальных вкладах». Пенсионерка, недавно вступившая в наследство по вкладу участника войны, поверила звонившей мошеннице и отдала ей все свои сбережения. Что настораживает в этой истории, так это осведомленность аферистки: та не только знала, что у пенсионерки появился крупный банковский счет, но и легко оперировала именами, фактами и датами.

Как всегда, мошенники прекрасно осведомлены о состоянии дел потерпевших и не работают вслепую. Где искать их осведомителей? В отделениях банков? А может быть, в нотариальных конторах? Об этом пусть нам расскажут следователи. Похоже, именно на этом фронте им необходимо сегодня активизироваться.

Похожий случай был зафиксирован в Калининграде, где 78-летнему пенсионеру предложили сохранить сбережения от деноминации, временно отдав деньги на хранение «под хороший процент». Печально, что вера в честность посторонних людей, которая особенно сильна в старшем поколении, помноженная на горький опыт потери сбережений после замораживания советских вкладов, «павловского» обмена крупных купюр и дефолта 1998 года, легко приводит и без того переживших множество горестей пожилых людей в цепкие объятия жуликов.

Еще один, все шире распространяющийся вид мошенничества появился в Интернете. Выуживать рыбку из мутной воды злоумышленники пытаются при помощи «старого доброго» средства — фишинга (от англ. fishing, ловля рыбы). В целом это давно известный и хорошо изученный специалистами вид киберпреступности: при помощи фальшивых писем от банков, ведущих на умело сделанные копии банковских сайтов, из клиентов вытягиваются конфиденциальные сведения: номера счетов, пластиковых карт и ПИН-коды. Очередная эпидемия пришла к нам с Запада. Первой добычей «кризисного фишинга» стали клиенты разорившегося банка Lehman Brothers, от имени которого велась спамерская рассылка. По данным британской ассоциации Apacs (Association of Payment and Clearing Services), которая занимается безопасностью платежных систем, количество фишинговых атак увеличивается на глазах. С января по июнь в Великобритании общая сумма потерь от действий киберпреступников составила 21,4 млн фунтов стерлингов, что на 185% больше, чем в 2007 году.

Особый случай «кризисного» мошенничества с амурным флером был зарегистрирован недавно в Москве. По сообщению ГУВД столицы, москвичка Елена познакомилась с неким Вячеславом на сетевом сайте знакомств. Через неделю виртуального общения состоялась встреча, на которую мужчина пришел в костюме с безумно красивым букетом цветов. Молодой человек рассказал, что работает топ-менеджером в одном из крупнейших банков Москвы. В ответ очарованная дама призналась, что у нее есть крупная сумма денег в рублях, которую ей хочется «спасти от кризиса». Блестящий ухажер немедленно вызвался помочь, предложив, пользуясь своим положением, обменять рубли на евро по «внутреннему курсу», который будто бы действует для руководителей банка. Через пару недель знакомства Елена пригласила Вячеслава домой и отдала ему честно накопленные 300 тысяч рублей. После этого проходимец, разумеется, исчез с концами. Поймать его удалось только потому, что эту незамысловатую схему он попытался поставить на поток.

Все чаще жертвами мошенников — собственных же клиентов или сотрудников — становятся финансовые компании. Своего рода ответной реакцией на начавшиеся массовые сокращения можно назвать участившееся мошенничество работников против своих работодателей. Липовые больничные и справки о мнимой беременности (а беременных работниц, как известно, нельзя увольнять) выглядят детской шалостью — чем-то вроде прогуливания школы. Но на самом деле эти действия подпадают под статью 159 УК РФ «Мошенничество». Руководителям предприятий полезно напомнить об этом своим сотрудникам. Так, на всякий случай.

Мошенничество нельзя оправдывать никакими внешними причинами. Однако 28% опрошенных недавно россиян считают, что страховую компанию вполне допустимо обманывать путем завышения суммы реального ущерба или подавая заявления об ущербе, которого на самом деле не было. Показательная статистика, свидетельствующая: «вода» и правда мутнеет день ото дня.

Впрочем, максимальный финансовый урон от рук мошенников несут именно обыватели, которые нередко отдают последнее. Доверчивость наших сограждан и их желание дарить деньги проходимцам просто пугают. По данным МВД, за 9 месяцев 2008 года сотрудниками подразделений экономического департамента органов внутренних дел была пресечена деятельность 28 финансовых пирамид, похитивших более чем у 400 тысяч граждан свыше 40 млрд рублей! И это ведь еще докризисные данные. А что будет дальше?

Остается надеяться исключительно на «высший суд». Давно известно: те, кто наживается на людской доверчивости и наивности, считая себя великими комбинаторами и психологами, рано или поздно теряют гораздо больше, чем сумели присвоить. Это закон жизни. Посеяв ветер, пожнешь бурю. Настоящие финансы и инвестиции — всегда честные.

Поэтому, несмотря ни на что — удачных инвестиций!

Начать дискуссию