Сейчас много говорят о неминуемой консолидации банковского сектора в России. Аргументов в пользу этого немало: тут и дефицит ликвидности, и существование множества банковских организаций, которые либо выполняют функции корпоративных казначейств, либо служат ширмой для «обналички».
Адепты банковской консолидации утверждают, что России надо избавляться от недееспособных «карликов», главным образом – путем поглощения поcледних со стороны «гигантов». Однако есть и другая точка зрения: в посткризисной экономике мелкие и средние банки как раз станут играть большую роль, чем сейчас. И они будут куда более конкурентоспособными и устойчивыми, чем в последние несколько лет.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ КРИЗИСА
Обновление российской экономики, которое последует за кризисом, потребует не уменьшения, а увеличения числа банков. И вместо предполагаемой консолидации небольших и маленьких игроков мы, наоборот, должны увидеть дезинтеграцию существующих федеральных структур. Фундаментальное значение для такого прогноза имеет оценка того, как будет развиваться посткризисная экономика. Ее правила и принципы окончательно закрепятся к апрелю 2009 года, когда эффект второй волны финансового кризиса станет очевиден всем без исключения участникам рынка. Период посткризисной экономики будет продолжаться семь-восемь лет, по завершении которых экономика вернется к «перегретому» состоянию 2006 года. Основной парадигмой посткризисной экономики будет вынужденный отказ от кредитного рычага как механизма развития компаний. Мы ощутим многочисленные последствия этого отказа как для компаний, так и для граждан. Причина такого изменения правил игры – глубокий мировой финансовый кризис, вызванный обрушением финансовой инфраструктуры, основанной как раз на использовании и обеспечении кредитного рычага. Поведение компаний в эпоху посткризисной экономики будет определяться такими качествами, как консервативность, осмотрительность, осторожность. Основной бизнес компании станут делать на удовлетворении базовых потребностей людей, а также на предоставлении путей сокращения затрат. Это станет разительным отличием периода посткризисной экономики от бурного развития в 2002–2006 годах.
НА БАНКОВСКОМ РЫНКЕ ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ
Впрочем, все это не отразится на фундаментальных правилах и инструментах, существующих уже не одно столетие. Кредитно-денежное обращение никуда не исчезнет, и все современные функции банков будут востребованы и в посткризисную эру. Конечно, кредитная деятельность сильно изменится: банки начнут гораздо более пристально смотреть на своих заемщиков, стараться понять их бизнес и сопутствующие ему риски, увеличивать степень своего воздействия на управленческие решения, которые могут повлиять на возвратность кредита. Логичным развитием этого подхода станет локализация кредитных рынков, отказ банков от кредитования географически удаленных клиентов. Мы увидим банки, работающие в пределах одного московского района, одного небольшого города. В городах-миллионниках стоит ожидать конкуренции десятка-двух локальных банков, возможно, специализирующихся на отдельных отраслях или категориях клиентов-частников. Расцветут и сельскохозяйственные банки, вся деятельность которых ограничится одним федеральным образованием. Высокой ценностью в посткризисный период станут персональные контакты менеджмента банка и менеджмента заемщика. Построение доверительных отношений как с получателями кредитов, так и с держателями счетов/депозитов станет наиболее важной задачей руководства банков. Успешные финансово-кредитные организации, как кризис их не уничтожит, а посткризисная экономика создаст питательную среду для их развития и в начале прошлого века, станут работать по модели «бутик-ателье», предоставляя хорошо знакомым клиентам персонифицированные продукты и услуги. Симметрично будет устроена и работа по привлечению пассивов. Произойдет и «локализация» финансирования со стороны ЦБ – региональные отделения Банка России будут «помогать материально» только банкам своего региона. Да и инвесторы, так же как и банки, в отношении кредитования будут ориентированы на географически близкий бизнес. Изменится и депозитная работа: банки поставят перед собой, прежде всего цель обеспечить предсказуемость поведения клиента и максимизировать его остатки на счетах.
СЛОВО БИЗНЕСМЕНАМ
В пользу реализации именно такого сценария развития свидетельствует сегодняшнее поведение ряда клиентов. Например, недавно я говорил с известным московским предпринимателем, генеральным директором компании Gameland Дмитрием Агаруновым. Его компания, основанная в 1992 году, сейчас переходит на обслуживание в небольшой банк. Вот как сам г-н Агарунов описал причины такого решения и свои соображения о том, какой банк кажется ему предпочтительным: «Размер больших банков таков, что они обязаны использовать системный подход. И чем их «система» налаженнее, тем лучше. Однако у этих «систем» пока нет возможности оценивать бизнесы таких предприятий, как мое: среднего размера (наш годовой оборот составляет менее 100 миллионов долларов) и без «твердых» залогов. При этом мы являемся хорошими заемщиками – 16 лет в бизнесе, с одним и тем же генеральным директором и главбухом. У нас нет долгов, после кризиса 1998 года мы расплатились по жесткому графику. Кроме того, у нас много «дебиторки» от международных компаний – это фактически те же деньги, а риски небольшие. Малообразованный, не понимающий бизнеса клерк 25 лет от роду, стоящий на конце «системы», просто не в состоянии оценить эти возможности, риски и принять решение. Это может сделать только опытный человек. И такой человек – это как раз частный банкир, который разбирается в бизнесе, в людях и способен на этом заработать». А вот как прокомментировал идею о том, что банки будут развиваться в сторону локализации и более тесной связи с клиентом, крупнейший специалист в области банковского дела, председатель Национального банка Республики Башкортостан Рустэм Марданов: «Предложенная концепция, безусловно, имеет право на существование. Если акционеры и менеджмент небольшого регионального банка будут действительно ставить своей целью обеспечение высокого качества деятельности, то они реально смогут получить конкурентное преимущество перед крупными организациями».
БУДУЩЕЕ ЗА ДИВЕРСИФИКАЦИЕЙ, А НЕ МОНОПОЛИЗАЦИЕЙ
Вышеизложенная концепция имеет право на жизнь с одной существенной оговоркой: если региональные банки будут иметь равный доступ к ликвидным средствам в кризисные периоды, прежде всего во время кризисов ликвидности. К сожалению, сейчас это условие в значительной степени не обеспечивается. Для решения этой проблемы необходима другая модель функционирования межбанковского рынка и поддерживающая его система инструментов рефинансирования. В основе должна быть стандартизация кредитных продуктов по аналогии с тем, как АИЖК стандартизировало ипотеку. Важно подчеркнуть, что ипотечные продукты Республике Башкортостан лучше всех продавали как раз локальные банки, ибо имели и возможность, и желание персонифицировать эти продукты под нужды конкретного клиента, не снижая при этом качества портфеля. К сожалению, в условиях развивающегося экономического кризиса на первый план выходят пожарные меры, зачастую в ущерб целям долгосрочного развития. Как говорится в народной присказке – «против лома нет приема», а скоординированные действия ЦБ и правительства по выборочной поддержке банков являются именно «ломом», после применения которого стоит ожидать многократного уменьшения числа самостоятельных банков. В ближайшие месяцы мы станем свидетелями того, что на банковской арене останется лишь небольшое количество игроков – крупные федеральные банки, и существенная их часть будет контролироваться государством. Однако логика посткризисной экономики, описанная выше, неизбежно приведет к тому, что свежесозданная монолитная система начнет разваливаться на множество мелких, локальных банков. Путей, которые могут привести к такому результату, несколько:
- банки будут разбиты на локальные филиалы, а пакеты банковских акций, принадлежащие государству, будут переданы в управление региональным и муниципальным властям;
- произойдет выкуп локальным менеджментом доли в региональном филиале;
- крупные региональные компании «в складчину» приобретут долю в банке и сориентируют его на работу в регионе.
В любом случае к 2011 году начнется вымирание федеральных сетей и настанет эра локальных банков.
Начать дискуссию