КОМУ - КРИЗИС, КОМУ - РОСТ БИЗНЕСА
Осенние кризисные месяцы стали временем роста просроченных долгов и настоящего бума на рынке коллекторских услуг. Этот факт признают все без исключения эксперты отрасли. «Сейчас, в условиях дефицита ресурсов и ликвидности, банки нуждаются в быстром и радикальном решении проблемы невозвратных кредитных портфелей.
Никто, кроме коллекторских организаций, им в этом не поможет», объясняет начальник отдела методологии и контроля инкассации проблемной задолженности «Первого коллекторского бюро» (ПКБ) Николай Довгий.
Генеральный директор компании «ЭОС» Мариуш Клоска сообщил, что тенденция роста бизнеса наметилась еще в конце августа. «Число обращений банков в нашу компанию за последние два месяца повысилось примерно вдвое (речь идет как о работе по аутсорсингу, так и купле-продаже долгов. - Прим. ред.), - рассказывает гендиректор «РусБизнесАктив» Сергей Рахманин. - Так, если раньше, где-то полгода назад, мы получали от банков два-три предложения о сотрудничестве в неделю, то сейчас их может быть четыре-пять». Еще в одном из крупнейших долговых агентств НБЖ на условиях анонимности рассказали, что в первой половине 2008 года сотрудникам агентства давали на оценку до четырех портфелей в неделю, а с сентября такой же объем предлагался уже ежедневно. Таким образом, количество обращений выросло примерно в пять раз! На этом основании специалисты агентства делают вывод: глобальный кризис ликвидности получил постоянную прописку в России.
Официальных данных о том, как выглядит банковская статистика по просроченным долгам за два кризисных месяца, пока нет. «Коммерсант», обработав статистические данные по 32 банкам, делает следующий вывод: в октябре рост объемов просроченной задолженности по кредитам физлицам в среднем составил 5,9%. У ряда банков рост просрочки составляет более 10%. Так, например, у ДжиИ Мани банка (стопроцентной «дочки» американской группы GE Money) просрочка увеличилась на 126 млн рублей - до 1,4 млрд рублей (9,8%). И это еще не рекорд:
В московском ЮниКредит Банке подтверждают: серьезные проблемы испытывают в первую очередь банки, активно кредитовавшие население, в том числе выдававшие потребительские кредиты. По словам члена правления банка Эдуарда Иссопова, в самом ЮниКредит Банке, как ни странно, просрочки стало меньше: 2,5% по кредитам физлицам. Причина в консервативном подходе к выдаче кредитов, говорят в банке. А также в том, что долги по ипотеке кредиторы оплачивают куда аккуратнее, чем потребительские кредиты.
ПРОСРОЧКА ПО ЕВРОСТАНДАРТАМ
«Пока «возраст» задолженности, которую банки передают коллекторам, не изменился и в среднем составляет 240 дней и более. Вероятно, в ближайшее время он будет уменьшаться», - прогнозирует Сергей Рахманин.
А вот в компании ЭОС утверждают, что уже почувствовали стремление банков взыскивать долги как можно раньше. «Каждый банк самостоятельно, согласно внутренней политике и процедурам, определяет стратегию работы с просроченной задолженностью. И условия, на которых банки передают портфели долгов на обслуживание, различаются, - рассказывает Мариуш Клоска. - Если раньше уделом коллекторов были долги с просрочкой более 365 дней, то сегодня этот предел уже опускается до 90-180 дней. И данный факт не может не радовать: теперь в отношении срока задолженности, передаваемой на обслуживание коллекторам, рынок сбора долгов постепенно выходит на европейские стандарты».
О том, какую выгоду от продажи долгов получает банк, свидетельствует, например, работа УРСА-Банка с просрочкой. Так, согласно отчетности по МСФО, данная финансовокредитная структура в первом квартале 2008 года продала коллекторскому агентству пакет потребительских кредитов с просрочкой более 180 дней по 12,2% от номинала. Общая сумма сделки составила 1,8 млрд рублей. В результате доля «плохих» долгов (с просрочкой 90 и более дней) сократилась с 4,2% до 3,7% от общего объема выданных банком займов. А сформированные резервы стали покрывать просроченную задолженность на 101%.
Так успешно эта стратегия работала в условиях относительно благоприятной конъюнктуры начала 2008 года. Судя по динамике, описываемой агентствами, банкам выгодно продавать плохие долги и сегодня, причем даже по самым низким ценам, поскольку при этом они получают от коллекторов хоть какие-то деньги, а также избавляются от необходимости резервировать средства на покрытие просрочки.
КОЛЛЕКТОРЫ ДИКТУЮТ ЦЕНЫ
Генеральный директор ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева утверждает, что еще в начале года рынок долгов в России был «рынком продавца», на котором диктовали свои условия банки. Теперь же он стал «рынком покупателя», а потому тарифы на коллекторские услуги вполне сопоставимы с европейскими. Летом стоимость отдельных долговых портфелей доходила до 11%, в сентябре цены снизились до 5%.
Мариуш Клоска также отмечает, что цены на российском рынке подтягиваются к западным. Он убежден: стоимость средств в условиях финансового кризиса всегда является основным фактором. «На сегодняшний день цена за услуги коллекторских компаний по агентской схеме обслуживания долгов увеличилась уже на 10-15%, и эта тенденция к повышению стоимости подобных коллекторских услуг сохранится, как минимум, до конца 2008 года», - говорит специалист.
При этом цена сделок по продаже портфелей «плохих» долгов, наоборот, резко падает, сейчас она составляет от 0,5% (нижний предел) до 5-6% (верхний предел) от общего объема задолженности. Подобные изменения привели к тому, что стоимость услуг коллекторских компаний в России сравнялась с европейской, резюмирует Мариуш Клоска.
Совершенно иная позиция у представителя ПКБ. Текущие цены на коллекторские услуги он считает по-прежнему заниженными по сравнению с требованиями рынка. «По оценкам экспертов, минимальный уровень цены на услуги hard collection (работа агентства с долгом по истечении 30-60 дней) не может быть ниже 20-25% от общего объема собранных средств. Стоимость проблемного портфеля со средним сроком просрочки в один год колеблется в пределах 7-10%», - комментирует Николай Довгий. Тем не менее по сравнению с западными аналогами услуги российских коллекторов дешевле в разы, сетует он. «Заключение сделок по ценам такого уровня во многом обусловлено либо неопытностью молодых коллекторских фирм, либо связанностью коллектора и банка, что, в свою очередь, формирует у остальных потребителей услуг коллекшена превратное представление об уровне реальной цены», - убежден Довгий. По его мнению, говорить о росте цен с момента начала кризиса пока преждевременно. Но рост спроса на услуги коллекторов в совокупности с понижением платежеспособности среднестатистического должника вызовет определенное повышение стоимости данных услуг.
А вот Сергей Рахманин, который помимо собственного бизнеса возглавляет также Ассоциацию по развитию коллекторского бизнеса, утверждает, что процентные ставки, по которым работают коллекторы, пока не изменились и составляют от 15 до 30% по результатам работы. «Возможно, в ближайшем будущем будет рассматриваться вопрос об их повышении. К сожалению, о соотнесении этих показателей со стоимостью услуг европейских и мировых коллекторских агентств данных у нас нет», - резюмирует он.
ИПОТЕКА И АВТОКРЕДИТЫ БЕРУТ СВОЕ
Кризис вносит свои коррективы не только в вопросы стоимости коллекторских услуг. Меняется и структура кредитных портфелей, передаваемых на обслуживание в коллекторские агентства. Не секрет, что раньше львиную долю в них «выбирали» потребительские кредиты, и особенно экспресс-кредиты, выданные без обеспечения и по итогам упрощенной скорринговой процедуры. В сентябре-октябре, по данным агентств, среди плохих долгов существенно увеличилась доля автокредитов, а также появились первые ипотечные долги, с которыми ранее банки предпочитали работать сами.
Тема ипотечных кредитов вообще является сейчас для банков очень болезненной, признают коллекторы. Раньше большинство финансово-кредитных структур были убеждены в том, что ипотечные займы являются максимально надежными и минимально рискованными. Теперь в связи с падением цен на недвижимость (в частности, по Москве прогнозируется снижение цен на жилье эконом-класса до 20-30%, а бизнес-класса - до 40%) банки стали сомневаться в том, что они смогут в случае неплатежеспособности клиента возместить убытки. В результате практика передачи «плохих» ипотечных долгов на ранних стадиях задолженности получает все более широкое распространение.
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА КРИЗИСА
Несмотря на все описанные выше позитивные тенденции, прогнозы на 2009 год у большинства коллекторов не слишком оптимистичные. Эксперты считают, что подъем в работе коллекторских агентств, связанный с кризисом, в обозримом будущем может остановиться. «Наблюдается тенденция к снижению платежеспособности населения: одних уволили с работы, другим уменьшили зарплаты. Как это ни печально, но по ходу развития кризиса, судя по всему, ситуация будет только усугубляться. Коллекторы ничего не могут противопоставить этому. Ведь с человека, не имеющего ни работы, ни имущества, которое можно в принудительном порядке реализовать, вряд ли удастся что-то взыскать», - говорит Сергей Рахманин. Как утверждают сами коллекторы, рост цен во многом нивелирует повышение стоимости их услуг. Так, в «Секвойе» говорят о том, что причиной подъема расценок стал рост себестоимости коллекторских услуг, обусловленный увеличением текущих (инфляционных) затрат на зарплату сотрудникам агентств, почтовые и транспортные расходы, аренду офиса и т.д. По словам Елены Докучаевой, для того, чтобы добиться тех же результатов, что и до кризиса, коллекторам сегодня приходится затрачивать примерно на 10% больше средств.
Мариуш Клоска связывает подъем цен со стороны коллекторов с ростом стоимости денежных средств на рынке для всех игроков. А Сергей Рахманин прогнозирует ситуацию, при которой коллекторам придется зарабатывать за счет количества, а не за счет качества портфелей. Это, в свою очередь, повысит себестоимость бизнеса, которая и сейчас довольно высока, из-за чего на рынке останутся только наиболее крупные агентства, не испытывающие проблем с финансированием.
По прогнозу гендиректора компании «ЭОС», 2009 год станет переломным для развития коллекторского бизнеса в целом. Мариуш Клоска убежден, что будут меняться качество и спектр услуг, а также требования, предъявляемые клиентами к коллекторским агентствам. «Банки будут пробовать новые схемы взаимодействия с коллекторскими компаниями, ведь объем просроченной задолженности будет расти на фоне снижения объемов кредитования», - говорит эксперт. А выживаемость коллекторских компаний в новых условиях будет зависеть от рациональности их стратегий, правильности распределения ресурсов и доступности источников финансирования. «Таким образом, на рынке останутся только сильные игроки», - подытоживает Клоска.
А вот в ПКБ намерены использовать благоприятную конъюнктуру для того, чтобы увеличить объемы бизнеса в 1,5-2 раза. Но Николай Довгий уверен, что многое зависит от эффективности дальнейших мероприятий антикризисной политики государства. «Вливание финансовых ресурсов в банковский сектор позволит банкам самостоятельно удержать динамику роста проблемной задолженности на прежнем уровне и определит рост цен и спроса на услуги по сопровождению уже накопленных проблемных портфелей», - говорит Довгий. В зависимости от объективных экономических факторов будет определяться и дальнейшее развитие коллекторского рынка в целом: он либо пойдет по пути повышения интенсивности отработки более «старых» и сложных портфелей, либо возьмет курс на сохранение массового охвата задолженности любого уровня проблемности.
Начать дискуссию