Банки

МВФ с протянутой рукой

Еще два года назад эксперты сходились во мнении, что Международный валютный фонд (МВФ) стремительно теряет авторитет ведущего мирового финансового института. Однако раз разившийся кризис вновь поставил его в центр экстренных мер спасения экономики многих стран.

Еще два года назад эксперты сходились во мнении, что Международный валютный фонд (МВФ) стремительно теряет авторитет ведущего мирового финансового института. Однако раз разившийся кризис вновь поставил его в центр экстренных мер спасения экономики многих стран. Но и сам фонд ощущает неуверенность из-за того, что собственного капитала ему явно не хватает. Обращения за помощью зачастую натыка ются на молчание. Дефицит денег в глобальном масштабе рынки почувствовали еще год назад, но мало кто думал, что кризис достигнет нынешнего размаха. Сегодня политики уже не пытаются избегать слова «рецессия», что означает экономический спад, который сказался на ряде стран самым разрушительным образом. Сильно пострадали Исландия и Ирландия, строившие свое благополучие на развитии финансовой сферы. Запросили помощи «новые европейцы» – Венгрия, Сербия, Украина. Экстренного содействия ожидают Паки стан и Турция, столкнувшиеся с перспективой национального дефолта. Криков о помощи много, МВФ – один.

ПО ОСЕННЕМУ СЧЕТУ

Минувший ноябрь был, по-видимому, самым сложным месяцем для фонда. На вашингтонском саммите «двадцатки» представители этого мирового финансового института ощутили глубину спада, охватившего экономику не только развитых стран. Не случай но именно в ноябре объем финансовой помощи, обещанной фондом, поставил рекорд – $41,8 млрд. Как утверждает Саймон Джонсон, бывший экономист МВФ, работающий ныне в Петерсоновском институте международной экономики в Вашингтоне, «сейчас невозможно поверить, что всего шесть месяцев назад основные акционеры фонда – страны «семерки» – утверждали, что МВФ как кредитор кончился». Сегодня руководство фонда заявляет, что способно быстро реагировать на кризис, предоставляя все необходи мое финансирование. «Мы готовы использовать наши собственные ресурсы и работать с другими сторонами для привлечения дополнительных ресурсов с тем, чтобы обеспечить странам возможность получения средств, необходимых для восстановления доверия и поддержания стабильности», – заявил директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан.

Негативные высказывания в адрес фонда стали появляться из-за того, что в последние годы он сконцентрировался на кредитовании нищих стран Африки, за что подвергался резкой критике. Но когда наступали трудные времена, он вновь превращался в ведущего игрока. Так было в сентябре 2002 года, когда Бразилия получила от фонда ре кордный на то время заем в размере международный кредитор с трудом сочетает возможности с обязательствами $30,4 млрд. В 1997 году $21 млрд по лучила Южная Корея. Кроме нее в тот год заемщиками МВФ стали также Индонезия ($11,2 млрд) и Таиланд ($4 млрд). Предвидя волну заявок на кредиты, МВФ в конце октября этого года создал механизм краткосрочной под держки ликвидности. Как отмечается в пресс-релизе фонда, цель созданного механизма – быстрое предоставление финансирования странам, проводящим обоснованную экономическую политику, но у которых имеются временные проблемы с ликвидностью на глобальных рынках капитала. Страна, отвечающая условиям фонда, может получить до 500% своей квоты на три месяца. Такой возможностью она может воспользоваться максимум три раза в течение периода продолжительностью в 12 месяцев.

акцент

Пока на призыв помочь МВФ материально откликнулась только Япония, предложившая фонду $100 млрд. Остальные страны предпочли хранить молчание или дали понять, что не собираются «выворачивать карманы» ради спасения мировой экономики.

 КОМУ И СКОЛЬКО

$41,8 млрд – это одобренные креди ты МВФ четырем странам: Украине ($16,4 млрд), Венгрии ($15,7 млрд), Пакистану ($7,6 млрд) и Иcландии ($2,1 млрд). Но этим, по-видимому, дело не ограничится, так как в очереди стоят и другие государства. Простой перечень утвержденных или обсуждаемых пакетов помощи производит сильное впечатление. Так, руководство фонда уже одобрило представление трехлетнего займа Армении на сумму $13,6 млрд. $2,1 млрд получит Исландия. Этот заем был утвержден только после того, как власти этого се верного острова утрясли проблему сохранности средств иностранных вкладчиков – главным образом жителей Британии и Голландии – действовавшего в Интернете банка Icesave. Всего на спасение своей финансовой системы Исландия планирует получить порядка $10 млрд. В эту сумму войдут $3 млрд, которые в общей сложности планируют предоставить скандинавские страны, а также Польша, и примерно $5 млрд от Великобритании, Нидерландов и Германии. В начале ноября МВФ утвердил за ем Украине в размере $16,5 млрд, из которых $4,5 млрд она уже получила.

Согласованная с фондом программа предусматривает изменения в монетарной и валютообменной политике, рекапитализацию банков и оптимизацию на логовой политики. Крупный заем получит Венгрия: Евросоюз и Всемирный банк предоста вят ей совместно $25,1 млрд. В ответ стране придется сократить бюджетные расходы, в том числе по социальным программам, а также зарплаты госслужащих, что ранее считалось табу. В конце ноября правление фонда утвердило заем для Пакистана, который переживает глубокий бюджетный кризис. Стране предоставят $7,6 млрд, из которых она сразу сможет получить $3,1 млрд сроком на 23 месяца. Остальные средства будут переводиться поквартально с оценкой сделанного. Для Сербии с целью поддержания макроэкономической стабильности этой страны согласована 15-месяч ная программа stand-by размером в $516 млн. Пока идут переговоры о предоставлении помощи Республике Беларусь и Латвии. Беларусь рассчитывает получить $2 млрд в качестве «меры пред осторожности». У Латвии после обвала перегретого рынка недвижимости ожидается, что в будущем году размер ВВП сократится на 4,3%.

Это больше, чем предусмотрено бюджетом на но вый год. Пока обсуждается сумма в диапазоне от $1 до $2 млрд. Трудно проходят переговоры с Турцией, у которой в мае этого года истек срок соглашения с МВФ о кредитной линии на $10 млрд. Но теперь речь идет о более солидной сумме. Стамбул рассчитывает получить около $25 млрд в форме резервного соглашения stand-by. В будущем году этой стране грозит дефицит платежного ба ланса в размере $35 млрд, а также вы плата внешней задолженности на об щую сумму более $100 млрд. Нынешнего размера валютных резервов страны в $74 млрд явно недостаточно для того, чтобы пережить наступающий год.
акцент В ноябре 2008 года объем финансовой помощи, обещанной фондом, поставил рекорд – $41,8 млрд. В 2009 году от МВФ ожидают большей щедрости.

акцент

В ноябре 2008 года объем финансовой помощи, обещанной фондом, поставил рекорд - $ 41, 8 млрд. В 2009 году от МВФ ожидают большей щедрости.

КТО ПОМОЖЕТ?

Простой подсчет показывает, что кредитные возможности МВФ, немного превышающие $200 млрд, грозят серь езно сократиться. В рамках вашингтонской встречи главы государств и правительств «двадцатки» взяли на себя обязательство проследить за тем, чтобы у фонда было достаточно средств для займов. Пока на призыв откликнулась Япония, предложившая $100 млрд. Другие страны предпочитают хранить молчание. Премьер-министр Великобрита нии Гордон Браун обратился с призывом к странам, имеющим большие валютные резервы, пополнить кредит ные ресурсы фонда. Однако министр финансов Саудовской Аравии Ибра гим Аль-Ассаф, выступая перед журналистами в столице Омана Маскате, заявил, что государствам Персидского залива не следует «выворачивать карманы». «Если существует нужда для увеличения финансирования таких институтов, тогда Саудовская Аравия вместе со странами Персидского залива сделает вклад в том же размере, в каком это сделают и другие страны, не больше», – подчеркнул он.

Другой подход, по-видимому, готовится продемонстрировать Китай. Если судить по сообщению в гонконгской газете «Саут Чайна морнинг пост», Пекин намерен потребовать для себя увеличения роли в определении политики фонда. Ссылаясь на высокопоставленного чиновника из China Investment Corp., суверенного фонда Китая с активами в $200 млрд, газета пишет, что такое решение покажет, насколько «развитые страны го товы воспринимать Китай как круп ного игрока». В процесс сбора средств вмешалась вашингтонская администрация. Судя по сообщению в кувейтской газе те «Аль-Сейясса», в четырех странах залива были получены послания Белого дома, который, ссылаясь на глобальную финансовую катастрофу, по просил для МВФ $290 млрд. В частно сти, Саудовской Аравии предлагалось внести $120 млрд, ОАЭ – $70 млрд, Катару – $60 млрд и Кувейту – $40 млрд. Видимо, после этого саудовский министр и решил «не выворачивать карманы».

КАК БЫТЬ?

Начало года, по-видимому, покажет, какие страны откликнутся на призывы МВФ. Несомненно одно: в будущем году кредитные возможности фонда будут востребованы многими. По мнению Хаиме Вальдива, эксперта компании Emerging Sovereign Group и бывшего эксперта МВФ, уже в бли жайшее время многие страны воспользуются новым механизмом кратко срочной поддержки ликвидности. Скорее всего, среди них будут ЮАР, Индонезия, Филиппины. Уин Тин, стратег из компании Brown Brothers Harriman&Co, уверен, что уже скоро у дверей фонда выстроится очередь из представителей стран, желающих получить кредит. «Чем дольше кризис бу дет длиться, чем больше стран придут за займами», – считает он. По его под счетам, в наибольшей степени дефицит ликвидности грозит странам Восточной Европы, а также Эквадору и Венесуэле. В частности, утверждает он, у шести стран Восточной Европы – Эстонии, Венгрии, Латвии, Польши, Сло вакии и Литвы – размер краткосрочной задолженности равен или превышает размер их валютных резервов. Расчеты американского эксперта вступают в конфликт с уверенностью нового премьер-министра Литвы Андрюса Кубилюса. Представляя свою эко номическую программу в парламенте, он заявил, что не видит необходимости ни в помощи МВФ, ни в девальвации лита. Но уже новый год покажет, при дется ли Литве занимать место в очере ди за помощью МВФ.

факт

Уставный капитал МВФ составляет око ло 212,8 млрд SDR (на апрель 2004 года 1 SDR равнялся примерно 1,45 доллара США). Возможность стран-членов ока зывать влияние на деятельность фонда определяется их долей в капитале. Са мым большим количеством голосов об ладают: США – 17,5%; Германия – 5,53%; Япония – 6,3%; Великобритания – 4,98%; Франция – 4,98%; Саудовская Аравия – 3,45%; Италия – 3,09%; Россия – 2,8%. 29 стран-членов ОЭСР в совокупности имеют 60,35% голосов.

В ОЖИДАНИИ РУССКИХ ДЕНЕГ

Одним из доноров Международного валютного фонда может стать Москва. Как сообщил замдиректора департамента международных финансовых отношений, госдолга и госфинактивов Мини стерства финансов Андрей Бокарев, рассматривается возможность до конца ян варя выделить $750 млн (порядка 500 «специальных прав заимствования», SDR) на кредиты странам, испытываю щим проблемы в связи с кризисом. Обещанные Россией деньги добавятся к $640 млн, уже предоставленным фонду в ноябре.

Наша страна перестала быть заемщиком фонда с 31 января 2005 года и с тех пор является кредитором. Как и другие стра ны-кредиторы, она предоставляет ему средства на выделение кредитов государствам, обратившимся за поддержкой. Едва ли такая новость вселит глубокую уверенность в руководителей МВФ, ибо для «поправки здоровья» фонда требу ются миллиарды. Однако когда очередь стран, испытывающих дефицит платежного баланса, растет на глазах, всякая помощь приветствуется. В момент кризиса проблемы с платежами испытывают многие государства, и важность МВФ объективно возрастает. Фонд уже истратил на антикризисную поддержку около четверти своего резервного фонда в $200 млрд и сейчас ведет переговоры с рядом стран о новых займах. Правда, сумма российского содействия может быть уточнена. По словам Бокарева, многое будет зависеть от того, сколько стран обратится к фонду за поддержкой и какие программы помощи будут одобрены.

Начать дискуссию