Банки

Себестоимость банковских услуг

Клуб банковских аналитиков, вот уже более трех лет действующий на базе Финансовой академии при Правительстве РФ, уделяет много внимания проблемам менеджмента в банке. Информация, аккумулируемая им в русле этой тематики, представляет большую ценность для коммерческих банков. Мы предлагаем читателям доклад заместителя председателя правления АКБ «Пробизнесбанк» А.В. Ломова, с которым он выступил на семинаре Клуба, организованном Европейским трастовым банком.

Клуб банковских аналитиков, вот уже более трех лет действующий на базе Финансовой академии при Правительстве РФ, уделяет много внимания проблемам менеджмента в банке. Информация, аккумулируемая им в русле этой тематики, представляет большую ценность для коммерческих банков. Мы предлагаем читателям доклад заместителя председателя правления АКБ «Пробизнесбанк» А.В. Ломова, с которым он выступил на семинаре Клуба, организованном Европейским трастовым банком.

Система бюджетирования банка. «Положение о себестоимости»

Каждый банк, как и любое производство, под системой бюджетирования может понимать разные вещи. Что понимаем под этим мы? И как мы пришли к такому пониманию?

Банк не сразу выстроил некую систему. Сначала были определены ее элементы. Во-первых, индивидуальное положение по оплате труда, выделение бизнес-подразделений из бытовых продуктовых подразделений. Затем мы занялись составлением балансовых отчетов по бизнес-подразделениям, по продуктам, по клиентам. Должное внимание уделили составлению отчетов о прибылях и убытках. Это то, ради чего и проводилась работа. Любую работу нужно структурировать. Причем в процессе работы достаточно долго рождались в муках документы, без которых нормально структурировать данную работу просто нельзя. Смысл их формирования — это достижение договоренности внутри организации. Потому что в Пробизнесбанке исторически большинство вопросов решается коллегиально.

На стадии обсуждения, конечно, возможны разные варианты. Но в случае, если обсуждение закончено и приняты какие-то планы (документы), они уже становятся руководством к действию. Тогда можно с кого-то спросить. Если договоренностей нет — спрашивать не с кого.

К документам, о которых идет речь, я бы отнес положение о себестоимости, тарифное соглашение, альбом управленческой отчетности, принципы трансфертного ценообразования, положение об оплате труда (как индивидуального, так и труда подразделений), процедуру подведения итогов деятельности.

Стоимость и себестоимость

Какие подходы мы использовали при определении себестоимости? Банк традиционно старается достаточно точно просчитать себестоимость продуктов, себестоимость обслуживания клиентов, чтобы в конечном итоге сформировать корректные балансы по коммерческим подразделениям и отчет о прибылях и убытках в коммерческих подразделениях. По нашему мнению, это должно являться индикатором и мотивировать подразделения на лучшую работу.

Банк не должен забывать и о себе. Ведь кредитная организация — достаточно сложная структура. Помимо коммерческих подразделений, сотрудники которых считают, что только они зарабатывают прибыль, функционируют еще и так называемые обслуживающие подразделения, которые часто остаются как бы в тени. Задачу свою мы видели в том, чтобы вывести эти обслуживающие и управляющие подразделения из тени, чтобы их сотрудники почувствовали себя тоже важными людьми. Поэтому нам нужно было решить задачу распределения всех затрат: прямых, косвенных, производственных и непроизводственных.

Цена складывается из непосредственно прямой себестоимости, из расходов, связанных со сбытом, и из маржи банка. То есть огромное количество факторов влияет на формирование конечной стоимости. Какие-то факторы увеличивают стоимость, какие-то уменьшают. А вот как все эти факторы учесть?

На начальном этапе легко распределить прямые затраты, которые находятся на поверхности. Это заработная плата, арендные платежи. Естественно, при условии, что подразделения четко распределены по территориям и можно разделить все арендуемые площади на ровные квадратики, посчитать стоимость. Но также образуется большое количество непрослеживаемых затрат, которые тяжело отнести на конкретные подразделения. Дело в том, что любое подразделение всегда будет защищать свои интересы. Как в такой ситуации подразделениям договариваться между собой? У нас договариваются следующим образом. Составляется тарифное соглашение, устанавливаются соответствующие коэффициенты. В частности, определяется коэффициент участия по клиентам. Делать это нелегко. Особенно на первых порах. Но мы идем по этому пути. И хотя путь бесконечен, что-то нами на этом пути уже достигнуто.

Необходимость переноса стоимости

Далее. О том, каким образом производится разнесение стоимости. Предположим, задача состоит в том, чтобы в конечном итоге первоначальные затраты, которые можно прямо либо косвенно отнести на обеспечивающее подразделение, потом разнести по коммерческим и бытовым подразделениям. В этих целях рассматриваются прежде всего следующие данные: стоимость аренды, расходы на внедрение технологий, фонд оплаты труда, затраты управления информационных технологий. Вполне понятно, что управление изначально получается самым дорогостоящим. В его интересах покупается оборудование, аккумулируются огромные расходы, связанные с оплатой каналов телекоммуникаций. И сначала все эти расходы аккумулируются именно на те подразделения, которые являются инициаторами приобретений.

О том, как отслеживают расходование средств. Существуют разные пути. Один из них предусматривает, что по расходным материалам ведется четкий учет распределения через формирование заявок. В конечном счете точно известно, кто сколько, например, израсходовал картриджей и т.д. Все это уже автоматически формируется в стоимость любого подразделения, которое чем-либо пользуется.

Однако существуют расходы, которые нет возможности зарегистрировать. Поэтому в банке договариваются по поводу того, что вся стоимость управления информационных технологий, которая осталась после распределения прямых затрат, распределяется пропорционально.

Те процентные ставки, которые приходятся на отдел коммерческого кредитования, кредитования малого бизнеса и т.д., — это предмет договоренности. Разумеется, для каждого банка они будут разными. И подразделения будут разными. Но подход к распределению именно такой.

Конкретно такой подход А.В. Ломов продемонстрировал на примере бухгалтерии и кредитно-экономического отдела. По его словам, в банке разнесение затрат по бухгалтерии происходит не в полном объеме. Дело в том, что в этой кредитной организации бухгалтерия является не только обеспечивающим подразделением, но еще и управляющим.

Что в Пробизнесбанке понимают под словом «управляющее»? В банке есть обеспечивающие процессы и управляющие процессы.

Управляющие процессы — это те процессы, без которых банк существовать в принципе не может, хотя, возможно, для бизнеса они не очень и нужны. Однако от банка требуют составлять отчетность, заполнять какие-то карточки в Пенсионный фонд. Нужно выполнять огромное количество работы. И все чего-то в этом роде от бухгалтерии требуют, начиная от банковских подразделений и заканчивая надзорными органами, аудиторами. Именно поэтому банк изначально исходит из того, что в интересах самого существования его бизнеса часть стоимости бухгалтерии должна в любом случае оставляться им «на себя», а не разноситься на подразделения. В результате расходы на бухгалтерию ложатся на плечи непосредственно банка. Естественно, они отражаются в его балансе, в который входят все обеспечивающие подразделения.

Теперь о том, что касается кредитно-экономического отдела, который создан для обеспечения деятельности кредитных подразделений. Его стоимость разносится в полном объеме. При этом опять-таки все делается на основе договоренностей. Если есть возможность зарегистрировать распределение по каким-то показателям через данные бухгалтерских систем, через данные систем по внутреннему документообороту, то можно распределять по операциям. У одного подразделения, например управления кредитования малого бизнеса, такое-то количество операций и такие-то трудозатраты. У другого подразделения, например управления кредитования корпоративных клиентов, количество операций другое и соответственно другие затраты. Можно разносить затраты либо по операциям, либо на основании договоренностей, которые жестко фиксируются в тарифном соглашении.

Взаимодействие подразделений. Механизм балансирующих инструментов

Для чего это все делается? Кому-то может показаться данная работа бесполезной. Но это не так. В конечном итоге в банке необходимо подсчитать эффективность каждого подразделения, а также эффективность и настоящую стоимость каждого банковского продукта. И работа по разнесению стоимости обеспечивает это.

Взаимоотношения, рассматриваемые в данном контексте, можно поделить условно на две части.

Рассмотрим взаимоотношения казначейства и продуктовых подразделений, которые непосредственно сами заключают сделки. Казначейство же — это некая структура, которая распределяет ресурсы внутри банка. Сама она никаких сделок на внешнем рынке не заключает, но благодаря налаженной в банке внутренней системе регистрации сделок имеет возможность заключать сделки с коммерческими подразделениями, где казначейство по определенной стоимости либо продает ресурсы подразделению, либо покупает. Это первый вариант.

Во втором варианте казначейство никаких сделок с подразделениями не заключает, но потом на основании определенных нормативов, договоренностей строит балансирующие активы и пассивы по каждому подразделению отдельно. Приведу пример, который позволит понять, что имеется в виду под балансирующими инструментами. Если взять баланс банка, то в нем активные операции проводились под 20%, пассивные — под 15%. В каждом банке рано или поздно встает вопрос: как делиться деньгами, которые заработало кредитное подразделение? В данном случае арбитром выступает именно казначейство: путем использования трансфертных цен. Эти цены можно применять как в отношении клиентов, так и в отношении каждого подразделения. Дело в том, что первоначальное закрепление и распределение клиентов, разнесение стоимости, доходных и расходных статей в Пробизнесбанке тоже идет через клиента.

Каким образом формировать балансирующие активы? В банке определили, сколько за каждым подразделением числится неких пассивов. Сразу же формируются резервы по нормативам, установленным ЦБ РФ, — 9% (если это будут вклады физических лиц в рублях, будет другая цифра). То есть формируется текущее обязательство в размере 9%. И существует определенный норматив, в каком объеме должны находиться в банке кассовые активы. Эти кассовые активы тоже распределяются на подразделения, попадают в баланс подразделений. В частности, если взять баланс вексельного отдела, который занимается привлечением, то в этом балансе будет в том числе и ФОР, и касса.

Каким образом организовать взаимодействие подразделений? Есть продуктовое подразделение, которое непосредственно продает продукт. А есть гонцы, которые ходят во все концы и приводят клиентов. Они считают, что благодаря им достигнуты те или иные доходы. В таких ситуациях распределение результатов деятельности идет через коэффициенты участия. При приеме на обслуживание клиентов управление маркетинга определяет, какой коэффициент участия будет у бытового подразделения. И тогда этот клиент является курируемым клиентом.

По принципу «всем сестрам по серьгам»

В реальности есть клиенты, которые курируются, и есть клиенты, которые не курируются. Вся доходность по клиентам, которые не закреплены за подразделениями, относится непосредственно на банк либо на соответствующие операционные подразделения.

Для примера возьмем несколько продуктов и несколько балансовых статей. На первоначальном этапе идет распределение требований и обязательств по соответствующим подразделениям. Определяется, как на эти подразделения будет разноситься стоимость обеспечивающих и управляющих подразделений. И по каждому подразделению определяются балансирующие активы и пассивы. Такой способ позволяет потом распределить и отчеты о прибылях. Через казначейство идет перераспределение доходов и расходов. В конечном итоге, как говорится, достается «всем сестрам по серьгам». И по себестоимости продукта. Себестоимость продукта мы рассчитываем путем переноса на производственные операции стоимости и функций операционных продуктовых подразделений. Если имеется возможность четко зарегистрировать через операционные системы те действия, которые производят операционные подразделения, то стоимость распределяется через регистрацию путем анализа учетных записей. Если это невозможно, то определяется, какая функция и каким образом на какой продукт повлияла. Это предмет договоренности.

Может быть, этот вариант не самый лучший и технологичный, считает А.В. Ломов, но если все подразделения в банке между собой договорились, «всегда найдется предмет для разговора, чтобы сформировать планы и потом подвести итоги».

Аналитический журнал
"Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке",
№ 4/2004

Комментарии

1
  • Хранитель_врат
    Получается, что деньги зарабатывают в банке одни кредитники и вклады. А юристы, например, только тратят на госпошлины и не всегда одобряют сделки самих кредитников, т.е. "вставляют палки в колеса"... А раз не зарабатывают, то ничего и не получают.

Налоговые поручения Путина, безопасный вычет НДС, как платят налог английские принцы в обзоре

События в налоговой сфере.

МРОТ повысят до 22 440 рублей. 💸 «Ночной бухгалтер» № 1731

Минимальную зарплату поднимут на 16,6%, а в изменениях по налогам на 2025 год есть даже позитив (не все же нам вас пугать и расстраивать).

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

🔥 Все включено! Онлайн-курсы, вебинары, разборы, консультации + онлайн-доступ к V Всероссийской бухгалтерской конференции в подписке «Клерк.Премиум»

Подписка «Клерк.Премиум» стала еще выгоднее! Вы можете повышать квалификацию на онлайн-курсах, следить за изменениями в законодательстве по разборам и актуальным вебинарам, задавать вопросы нашим экспертам на консультациях, а также посещать ВСЕ конференции «Клерка» в онлайн-формате без дополнительной оплаты.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Право

📝 Договоры в бизнесе: подробное руководство 📚

Что такое договор. Как его можно заключить. Что нужно знать о договоре. Как вы окажетесь стороной договора, ничего не подписывая.

📝 Договоры в бизнесе: подробное руководство 📚
Валютный контроль

Названы страны-лидеры, куда незаконно вывозят валюту

ФТС выявила незаконное перемещение валюты гражданами на сумму свыше 922 млн рублей. Наиболее часто деньги вывозили в Турцию, ОАЭ и Азербайджан.

Для МСП упростили подключение к платежному сервису «Долями»

Небольшие торговые предприятия смогут установить на своих кассах оплату «Долями». Это позволит увеличить средний чек.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Валютные операции

Станет дороже купить юани у брокера Райффайзенбанка

Клиенты «Райффайзен Инвестиции» заплатят 1,9% за покупку китайской валюты. Комиссия за продажу останется прежней — 0,3%.

НДПИ

В НК скорректировали рентные налоги

Федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025, внес поправки в том числе по НДПИ и НДД.

Банки

ВТБ: банки подверглись DDoS-атаке

Зарубежные хакеры атаковали российские банки. Некоторые клиенты столкнулись с ограничениями в работе мобильных приложений.

Бесплатно с Налоговые требования

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона

ИФНС из другого региона требует представить информацию. Имеет ли право налогоплательщик проигнорировать требование?

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона
Счета-фактуры

Как исправить счет-фактуру

Счет-фактура — важный документ, на основании которого покупатель принимает предъявленные продавцом товары, работы или услуги, а также имущественные права. В этой статье рассмотрим, что делать, если в счете-фактуре допущена ошибка.

Как исправить счет-фактуру

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом

Популярность цифровых сервисов в управлении персоналом растет с каждым годом. По данным аналитического агентства Smart Ranking, по итогам 2022 года российский HR-tech рынок вырос на 21,8%, причем лидером роста стал сегмент КЭДО. Одно из передовых решений в этом сегменте сегодня — цифровой личный кабинет. Этот инструмент помогает компаниям взаимодействовать с сотрудниками на разных этапах: от приема на работу до различных кадровых процессов. 

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом
АУСН

Спецрежим АУСН усовершенствовали

В рамках основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы в нормы федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ о специальном налоговом режиме «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН, АвтоУСН) внесено множество изменений, улучшающих этот спецрежим.

Криптовалюта

Законопроект о майнинге прошел первое чтение

Центробанк займется созданием экспериментальной площадки для международных расчетов в криптовалюте.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: чеснок и арбуз подорожают, глава Wildberries разводится с мужем, а АвтоВАЗ будет продавать подержанные автомобили

Подготовили обзор главных событий дня — 24 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Трудовое право

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд

65% всех трудовых споров в 2023 году были связаны с выплатами работникам. Из 111 тыс. дел на них пришлось 73 тысячи. При этом суды удовлетворили 90% исков и взыскали с работодателей почти 7 млрд. рублей. Колоссальная сумма, особенно сейчас, когда компании снижают расходы. О каких выплатах спорят работники и какие ошибки допускают работодатели? Разберем 3 основные причины обращений в суд.

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд
Блокировка счетов

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться

Банки будут чаще блокировать переводы. С 25 июля 2024 года финансовые организации должны проверять все переводы клиентов и блокировать операции с признаками мошенничества. Рассказываем, как это будет работать. 

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться
6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Общество

В больницах отдаленных пунктов разрешат продавать лекарства

В небольших поселках без стационарных аптек продавать лекарства будут в участковых больницах.

Интересные материалы

НДФЛ

👓 Основные изменения по НДФЛ по новому закону

23 июля Госдума окончательно приняла федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025. И большая его часть посвящена изменениям и новшествам по НДФЛ.