Банки

Рейтинговые агентства набирают обороты

Цена допуска банков к беззалоговым кредитам Центробанка снизилась в три раза. Примерно такова разница в стоимости услуг иностранных и отечественных рейтинговых агентств.

Цена допуска банков к беззалоговым кредитам Центробанка снизилась в три раза. Примерно такова разница в стоимости услуг иностранных и отечественных рейтинговых агентств.

В конце ноября Банк России впервые в своих документах признал рейтинги двух российских агентств — «РусРейтинга» и «Эксперт РА». Теперь и те банки, которые не имеют рейтингов иностранных агентств, но имеют рейтинг не ниже ВВ– в «РусРейтинге» и не ниже В++ в «Эксперт РА», тоже могут претендовать на кредиты ЦБ без обеспечения. Правда, всего лишь на кредиты до пяти недель. Для получения кредитов на более длинные сроки все равно нужно иметь иностранные рейтинги.

Но и это — настоящий прорыв в признании отечественных подходов к транспарентности и оценке надежности банков. Месяцем раньше рейтинги национальных агентств признал ВЭБ.

«РусРейтинг» исторически развивал свой бизнес на оценке надежности контрагентов на межбанке и держит в портфеле 45 рейтингов банков. Из них пять банков не имеют иностранных рейтингов и имеют рейтинг ни ниже ВВ–, то есть как раз проходят по новому допуску ЦБ. Рейтинги «Эксперт РА» имеют более 40 банков и из них около 30 проходят по новому фильтру ЦБ, то есть, не имея иностранного рейтинга, имеют уровень рейтинга «Эксперт РА» не ниже В++. Итого, благодаря решению Центробанка и усилиям двух агентств, еще 35 банков получили возможность обращаться за беззалоговыми кредитами в ЦБ. Дополнительно к тем 120 банкам, которые имели такую возможность благодаря рейтингам иностранцев.

Ричард Хейнсворт, генеральный директор РА «Рус-Рейтинг»:

— На протяжении семи лет, чтобы завоевать доверие к нашим рейтингам, мы работали и доказывали, что умеем присваивать рейтинги и что они соответствуют реальности. Мы заработали доверие международных агентств. Сегодня для нас важнейшей задачей является оправдать и оказанное доверие Центрального банка России. Мы также верим, что скоро будут признаны и другие рейтинговые агентства, такие как AK&M и НРА.

И хотя банки с достаточными российскими рейтингами не могут приникнуть ко всему беззалоговому инструментарию ЦБ (кредиты на длительный срок им еще недоступны), зато и заплатили они за рейтингование в три раза меньше. Округленно контракт на рейтингование в иностранном агентстве стоит от 50 тыс. долларов и выше, в российском — 10–15 тыс. долларов. Понятно, что этот продукт оказался востребован прежде всего средними и региональными банками, которым иностранные рейтинги без нужды (на мировые рынки капитала такие банки в большинстве своем не обращаются), а возможность прокредитоваться в ЦБ по беззалоговой схеме не помешает.

В России есть еще рейтинговые агентства, которые могли бы претендовать на признание их рейтингов. Это прежде всего Национальное Рейтинговое Агентство, рейтинги которого уже признаны ВЭБом наряду с рейтингами «РусРейтинга» и «Эксперт РА», и рейтинговое агентство AK&M. Они также заметно активизировали свою деятельность. И хотя в этих агентствах остаются вопросы по принципам выбора именно «Эксперт РА» и «РусРейтинга», но в целом менее удачливые коллеги признают, что это все равно первая ласточка и важный шаг — впервые госорганы на таком серьезном уровне признали национальные рейтинговые методики.

Действительно, логично предположить, что рано или поздно перечень процедур, в которых государство признает отечественные рейтинги, расширится. Так, в «Эксперт РА» полагают, что отечественные рейтинги могли бы приниматься в ломбардном списке ЦБ при оценке ценных бумаг корпоративных эмитентов, при выделении субординированных кредитов нефинансовым компаниям, при предъявлении различных требований к страховым и перестраховочным компаниям по передаче и принятию рисков, участию в тендерах и, наконец, при определении дифференцированных ставок для исчисления взносов банков в систему страхования вкладов.

Наблюдая гигантский скачок в развитии национальных рейтинговых институтов, нельзя забывать и о проблемах. На первом месте стоит, как ни странно, не коррупция, которая в этой сфере может быть выражена в коммерчески мотивированной симпатии рейтингового агентства по отношению к банку, который оплачивает контракт. На эту тему говорят много лет, но ведущие агентства, как правило, дорожат репутацией и всячески демонстрируют рынку свои механизмы анализа. На первом месте стоит все-таки острая нехватка аналитиков нужного профиля. Именно эта проблема сейчас сдерживает развитие этого рынка и, теоретически, закладывает возможность ошибок в рейтинговании. И если где-то на других участках фронта аналитиков выкашивает кризисом, то здесь — welcome! (Уволенным финансовым аналитикам на заметку.)

И вторая по значимости проблема — методики. Как известно, самые именитые американские рейтинговые агентства прокололись именно на тех бумагах, которые дали старт кризису, — ипотечных. В «РусРейтинге» считают, что системной защитой от ошибок должно быть развитие механизмов рейтингования, повышение прозрачности рынка, чему будут способствовать и рейтинговые агентства, в том числе новые.

В «Эксперт РА» указывают, что главной ошибкой американских агентств была принципиально некорректная модель, заложенная в процедуру оценки рисков по ипотечным и иным производным бумагам. Во-первых, возникал моральный риск, конфликт интересов, связанный с тем, что агентство, которое консультировало оригинатора этих бумаг, оценивало и рейтинговало те же бумаги. Во-вторых, были ошибки и явно некорректные допущения в методиках оценки деривативов и перспектив ипотечного рынка США. «В России таких проблем нет, — отмечает генеральный директор «Эксперт РА» Д. Гришанков, — а гарантией объективности должна стать полноценная процедура контроля и мониторинга деятельности агентств со стороны гос­органов — регуляторов финансового рынка, и соблюдение агентствами всех процедур и методик».  Прямая речь 

Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА»:

— Интерес со стороны банков, конечно, многократно возрос. Хотя и раньше мы проводили достаточно активную маркетинговую политику и к ноябрю уже были крупнейшим российским агентством по числу контактных индивидуальных кредитных рейтингов банков: по состоянию на 1 ноября — более 30 рейтингов. Сейчас это более 40 банков с опубликованными рейтингами. За последний месяц к нам обратилось более 100 банков. Причем не только некрупных, но и входящих в топ-50. Мы расширили штат аналитиков, автоматизировали работу и надеемся, что справимся с возросшим потоком. Хотя при этом лишних обязательств на себя не будем брать — в частности, быстрее, чем за одну неделю, мы не выносим решение по рейтингу. Мы всегда проводим рейтинговые комитеты, встречи с руководством банков и готовим рейтинговые отчеты. Для нас соблюдение процедур, методик и качество работ — главное. Это важнее краткосрочной прибыли. Мы анализируем предоставленную банками отчетность за три года, включая МСФО, и не выставляем рейтинги на дистанционной основе, как другие российские агентства, поскольку такие рейтинги очень субъективны.

Согласно полученному реестру обязательств, сумма страхового возмещения Тюменьэнергобанка оказалась одной из самых крупных в истории АСВ. Она составляет около 4,9 млрд рублей. За выплатами могут обратиться более 30 тыс. вкладчиков.

А что до цен, то можно ожидать снижения цен у иностранных агентств (особенно если власти расширят сферу применения отечественных рейтингов). И повышения — у отечественных. Тем более что сейчас активно лоббируются, в том числе самими банками, вопросы о расширении долговых инструментов ЦБ, для которых признаются рейтинги отечественных агентств, а также о признании этих рейтингов Минфином.

Начать дискуссию