Кредитование

Банк и лизинговая компания:общий бизнес, общие интересы

Для нашего банка работа с реальным сектором экономики и прежде всего с предприятиями малого и среднего бизнеса стала сегодня основным стратегическим направлением. Кредитный портфель по этому сегменту рынка достигает почти $25 млн., а ежемесячный прирост обЪема выданных займов составляет 10-15%.

Александр ЯСТРИБ,
первый вице-президент "Пробизнесбанка"
по корпоративному бизнесу

Опубликовано:Журнал "Банковское дело в Москве" N 9 2002

Для нашего банка работа с реальным сектором экономики и прежде всего с предприятиями малого и среднего бизнеса стала сегодня основным стратегическим направлением. Кредитный портфель по этому сегменту рынка достигает почти $25 млн., а ежемесячный прирост обЪема выданных займов составляет 10-15%.

Обсуждая перспективы развития в банке лизингового направления, мы исходили из того, что в кредитовании и лизинге немало общего. И тот и другой бизнес предусматривают получение прибыли от размещения капитала. И там, и здесь основное значение приобретает порядок принятия решений: кого и как финансировать, каким образом структурировать сделку. Немало схожих технологий, созданных с участием западных партнеров, а также своих оригинальных. Во многом едины и трудности, связанные прежде всего со средой, в которой существует бизнес, - она не только многофакторна, но и непрогнозируема. Достаточно назвать традиционные болевые точки в оценке кредитоспособности потенциального заемщика или лизингополучателя.

Прежде всего, конечно, недостоверность финансовой отчетности, особенно предприятий малого и среднего бизнеса. Поскольку небольшим фирмам трудно найти специалистов, способных квалифицированно вести отдельно учет налоговый и бухгалтерский, надежда на получение своевременной, обЪективной и достоверной информации невелика.

Много сказано о необходимости кредитных бюро или агентств, способных охарактеризовать заемщика, но воз и ныне там. Между тем известно, что лишь 30% вновь организуемых предприятий малого бизнеса преодолевают трехлетний рубеж, остальные не выживают. Следовательно, работа с этим сегментом рынка изначально предусматривает более высокие риски. Та же картина с валютными рисками - предприятия малого и среднего бизнеса обычно ориентированы на внутренний рынок и рублевый оборот. В августе 1998 года многие успешно работавшие фирмы не смогли справиться с убытками, понесенными в результате резкой девальвации рубля, и оказались не в состоянии погасить валютные кредиты.

На фоне постоянных деклараций о необходимости государственной поддержки малого бизнеса реальной помощи практически нет. Даже те средства, которые предусмотрены федеральным или московским бюджетами по программе малого бизнеса, получить исключительно сложно. А от многочисленных круглых столов c участием специалистов, ответственных работников и различных фондов пользы немного. Такова реальная обстановка, в которой банкам приходится кредитовать предприятий малого и среднего бизнеса.

Любой бизнес подразумевает определенную системность, а порядок принятия решений определяется рентабельностью связанных с этим издержек. Поскольку суммы кредитов малому бизнесу чаще всего не превышают $100-150 тысяч, детальное обсуждение аспектов сделки или проблем заемщика становится непозволительной роскошью. Чем дольше и тщательнее вы рассматриваете заявку, чем больше в этот процесс вовлечено подразделений и консультантов, тем дороже становится процедура.

Опыт кредитования малого бизнеса позволил вывести следующие параметры: размер наиболее эффективных сделок - $100 тысяч, минимально приемлемых - $45 тысяч, средний срок кредитования - 12 месяцев. Естественно, чем больше сумма, тем выше рентабельность кредитной сделки.

Проанализировав практически все известные не только в России, но и за рубежом кредитные технологии, пригодные для работы с малым бизнесом, мы пришли к выводу, что какого-либо "золотого сечения" здесь не существует. Для оценки кредитоспособности заемщика целесообразно разрабатывать собственные модели, исходя из своей практики. Мы, например, взяли за основу рейтинговую систему и базировались на подходах, разработанных содружеством аудиторов Великобритании. Эта система дискриптивна, учитывает различные факторы и включает два блока. Первый характеризует деловую активность предприятия, второй - экономические и финансовые показатели его деятельности.

Важно отметить, что деловая активность как малых, так и большинства средних предприятий определяется прежде всего мотивацией владельца. Западная методика предполагает несколько видов мотиваций. Первая связана с желанием предпринимателя быть свободным от обязательств перед работодателем и обеспечить себе минимальный доход. В таких случаях человек приобретает АЗС, мойку, маленький магазинчик, получает небольшие доходы и чувствует себя в собственном бизнесе полностью независимым. Предприниматели другой категории нацелены на реализацию мечты, скажем, открыть салон по тюнингу автомобилей. Бизнес не слишком доходный, поскольку преобладает ручная и индивидуальная работа. Тем не менее позволяет воплотить в жизнь амбиции конкретного индивидуума.

И наконец, третья группа: предприниматели, использующие форму малого бизнеса для извлечения серьезного дохода. Их личностные амбиции ориентированы на создание капитализированной стоимости и - в долгосрочной перспективе - развития бизнеса не только для себя, но и для своих детей. Пожалуй, именно эта категория наиболее интересна как с точки зрения кредитных операций, так и с точки зрения лизинга.

Существуют и дополнительные факторы оценки, связанные прежде всего с кадровой политикой. Предположим, в фирме часто меняются специалисты или руководство - это сигнал: возможно, людей не устраивает работа, а может быть, они не видят перспектив развития дела... В составе рейтинговой оценки этого блока в среднем - около 50% значений. Если итоговое значение стремится к нулю, уже по одним этим признакам предприятию следует отказать в кредитовании.

С точки зрения надежности и устойчивости на рынке оценить предприятие позволяет анализ подхода его владельцев к организации рабочих мест, системе управленческого учета, контролю принятия решений.

При рассмотрении финансовых результатов мы использовали методики, рекомендованные нам в свое время ЕБРР и компанией "Дельта-Капитал". Мы принимаем во внимание как доходы, отражаемые в публичной бухгалтерской отчетности, так и те, которые не отражаются. Самое сложное - возможность предприятия (точнее, его собственников) привлекать займы со стороны: нужно "вычислить", не наберет ли заемщик помимо банковской ссуды других займов, обЪем которых поставит его, а следовательно и банк-кредитор в сложную ситуацию.

Рекомендованная западными специалистами технология основывается на расчете собственного капитала предприятия (активы минус кредиторская задолженность). Но в наших условиях она не всегда срабатывает: с одной стороны, есть активы, которые не стоят на балансе, а с другой - сомнительная дебиторская задолженность и сомнительные активы. Поэтому при анализе мы выделяем значимые блоки, связанные реальными участвующими в процессе производства или оказания услуг, активами. И смотрим их "живьем" - есть ли они, работают ли. Так же тщательно анализируем дебиторскую задолженность: насколько она реальна, оборачивается или постоянно "висит". То же и с "прочими обязательствами" компании - если они существенны, и предприятие не может обЪяснить, как они были сформированы и как будут погашены, этот фактор уменьшает совокупную рейтинговую оценку.

Максимальный балл наших рейтинговых оценок - 128, и если заемщик набирает менее 60, мы ему в кредите отказываем. Конечно, порой получается "несправедливость", и отказ получает предприятие, возможно, вполне способное погасить ссуду. Но решения приходится принимать исходя не из эмоций, а из юридической практики. Всем известно, насколько длительная и сложная процедура - взыскать долг с физического лица. Немногим проще обстоит дело и с лицом юридическим.

Полагаю, что сказанное в равной степени относится как к кредитованию, так и к лизинговым операциям. Многие лизинговые компании уже столкнулись с типично "банковскими" проблемами. Вывод очевиден: наибольший эффект может дать сотрудничество лизинговых компаний и коммерческих банков. Во-первых, банк, как правило, располагает довольно внятной информацией о финансовом состоянии и динамике развития своих клиентов. Если предприятие получало в банке кредит, значит, есть кредитная история и есть уверенность: клиент знает, что такое заемные деньги и что такое исполнение обязательств в договорные сроки.

Во-вторых, когда речь идет о добросовестном, по мнению банка, заемщике, лизинговая компания может рассчитывать, что в проблемной ситуации предприятие может воспользоваться банковским кредитом для исполнения своих обязательств по лизингу.

И наконец еще один взаимовыгодный момент. Из-за неувязок законодательства, из-за сложности оформления подобных сделок банку сегодня не слишком выгодно заниматься лизингом самому. Зато он вполне может кредитовать лизинговую компанию под определенную сделку. Постоянная, отлаженная работа с банком позволяет лизинговой компании получать краткосрочные кредиты под запланированных платежей от лизингополучателей. Эти средства компания может использовать на другие цели или непосредственно на организацию новых сделок.

Начать дискуссию