Валютный рынок

Претензии доллара на роль глобальной валюты несостоятельны

В прошлом году какой-то юморист опубликовал эскизы банкнот, уверяя, что это глобальная валюта, которая уже напечатана и негласно распространяется по всем континентам.

В прошлом году какой-то юморист опубликовал эскизы банкнот, уверяя, что это глобальная валюта, которая уже напечатана и негласно распространяется по всем континентам.

Это, как легко понять, было шуткой. До реального же воплощения замыслов, которые лелеяли многие видные экономисты (в том числе «отец» евро, лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Манделл), дело не доходит. В немалой степени потому, что доллар США, до недавнего времени казавшийся очевидным кандидатом на роль глобальной валюты, в последнее время явно «сбоит».

ДОЛЛАРИЗАЦИЯ БЕЗ ГАРАНТИЙ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Договориться о единой синтетической валюте, не принадлежащей ни одной стране, политикам за последние сорок лет не удалось. Ею может стать только уже существующий резервный актив – региональный лидер. Хотя претензии доллара на роль глобальной валюты за пределами США кажутся очевидными, дела обстоят гораздо сложнее. Глобальное лидерство начинается с малого. В 1999 году главный экономист Института Фрейзера (Канада) Герберт Грубел предложил создать североамериканский валютный союз и единую денежную единицу США, Канады и Мексики – амеро. Чем закончилось предложение экономиста? Левоцентристские политические силы Канады собрали многочисленное движение против «глубокой интеграции» с соседом, а министр финансов поспешно заверил сограждан в том, что общая североамериканская валюта означала бы для Канады переход на доллар США и приспособление под американскую денежно-кредитную политику. «Канада потеряла бы контроль над внутренней инфляцией и процентными ставками, что абсолютно неприемлемо», – без обиняков заявил глава финансового ведомства страны. Действительно, глобальная валю та требует проведения единой денежно-кредитной политики, учитываю щей интересы всех стран-участников валютного объединения. Однако США далеки от мысли поделиться денежно кредитным суверенитетом с кем бы то ни было.

Вспоминаются события после Азиатского финансового кризиса в 1999–2001 годах, когда на доллар США в одностороннем порядке пере шли Сальвадор и Эквадор. Казначейство США подготовило список стран, которые из-за валютной нестабильности могли быть заинтересованы в отказе от своих валют в пользу доллара. В основном в перечне значились страны Центральной и Южной Америки, однако, что примечательно, в списке присутствовала и Россия. Переговоры, которые состоялись между Казначейством США и латиноамериканскими правительствами, ни к чему не привели – во многом потому, что казначейство США и ФРС США соглашались на долларизацию без обязательств, гарантий и обещаний со своей стороны. В результате участники переговоров разбежались в разные стороны и долларовый союз не состоялся. Позиция властей США недвусмысленна: если вы хотите единой валюты, то присоединяйтесь к нам. Ни о каком совместном управлении денежно-кре дитной системой (как в Европе) речь не идет.

В 2006 году это однозначно дала понять республиканская партия США. Представители Конгресса от 43 штатов заявили, что не видят смысла в объединении с кем-либо. И сегодня регуляторы в США не рассматривают да же теоретической возможности целенаправленного формирования валютного союза вокруг доллара. Если поднять все публикации специалистов ФРС США, по которым можно отследить новые веяния в американской денежно-кредитной политике, то ни в одной из них мы не найдем упоминания о «глобальном» долларе. Современная долларовая зона влияния представляет собой разнородную и неустойчивую группировку. В нее входят страны Азии, Латинской Америки и ряд государств с переходной экономикой. Большое число мелких стран, либо находящихся под политическим влиянием США, либо территориально близких к ним, в одностороннем порядке провело официальную долларизацию. Остальные страны фиксируют обменные курсы к доллару не столько по политическим, сколько по экономическим причинам.

 

АКЦЕНТ

Позиция властей США недвусмысленна: если вы хотите единой валюты, то присоединяйтесь к нам.

 

ЕВРОПА ВСЕМ ПОМОЖЕТ?

Европейская зона влияния строится по другому принципу. Ядро образуют все страны, входящие в еврозону, а также страны, стабилизирующие обменные курсы своих валют по отношению к евро. Преимущественно это страны Цен тральной и Восточной Европы, недавно вступившие в Европейский союз и рассчитывающие присоединиться к еврозоне, и страны, входящие в состав африканской валютной зоны французского франка. Таким образом, европейская валютная зона цементируется политическими силами, и ее не так-то легко разрушить. В перспективе ареал влияния единой европейской валюты гораздо более устойчив, в то время как зона доллара нестабильна и подвержена регулярным изменениям в своем составе. Европейский центральный банк рассматривает еврозону как многосторонний валютный союз, сформированный членами Европейского союза, имеющими общие обязанности и взаимную ответственность. По той же причине, почему разросся ареал влияния американской валюты – поддержание макроэкономической стабильности, – долларовая зона может заметно сократиться в результате обесценения доллара. Долгосрочные перспективы доллара выглядят не слишком благоприятно, хотя американская валюта, конечно же, сохранит за собой статус одной из ключевых валют. Если поли тика нулевых ставок окажется неэффективной, ФРС США придется перейти к прямому таргетированию компонентов денежной базы (что с переменным успехом делал Банк Японии в 2000-х годах).

Говоря по-простому, накачивать деньгами американскую экономику до тех пор, пока не появятся при знаки ее оживления. Рост цен будет способствовать решению проблем американского бюджета, банков, корпораций и обесценению долга. Всем остальным странам, фиксирующим курсы к доллару, придется нелегко. Импорт инфляции заставит их отказаться от доллара, чтобы сохранить ценовую стабильность. Регионализация и формирование местных валютных союзов является
естественным и объективным ответом на долларовую проблему. Не вижу здесь никаких издержек для внешней торговли. Валютные союзы образуются всегда на базе торговых союзов и ориентируются на наиболее стабильные местные валюты. Для России создание зоны руб ля пойдет только на пользу. Среди многочисленных доводов «за» можно на звать минимизацию издержек торговли за счет исключения доллара из обменных операций, снижение волатильности экспортных доходов, увеличение размеров банковского сектора благодаря рос ту иностранных обязательств в рублях, развитие рынка срочных контрактов, финансирование рублями дефицита торгового баланса и др. Отрицательные стороны рублевой зоны могут создать проблемы, когда использование местной валюты за рубежом превышает ее применение во внутренней экономике, в результате чего государство теряет контроль над рынком.

Однако пока использование рубля за пределами России невелико, можно с уверенностью говорить о том, что российские граждане, компании и банки только выиграют от развития рублевого финансового рынка и рублевой внешней торговли. Сосуществование нескольких круп ных валютных зон является более устойчивой и сбалансированной моделью, нежели биполярная система, которая до минирует сейчас. При наших прапрадедушках мир уже жил в условиях нескольких параллельных валютных зон – золотого и серебряного монометаллизма, биметаллизма и триметаллизма. Это продолжалось до тех пор, пока политики не договорились, что доллар будет главным. Но история возвращается на круги своя. С разрастанием валютных зон глобальная экономика может вновь вернуться к миру из нескольких валют.

КСТАТИ

В январе 2009 г. МВФ опубликовал результаты исследования «Блок иены или блок юаня: анализ валютных соглашений в Восточной Азии». В нем оценивается, какая валюта может лечь в основу азиатской валютной зоны. Эксперты фонда пришли к выводу, что валютная интеграция с Китаем оказывается более выгодной, чем с Японией или США. Несмотря на то что Япония доминирует в экономике Азии, китайский юань выглядит все более привлекательной якорной валютой в свете растущей доли Китая в региональной торговле.

Начать дискуссию