Интернет-банкинг

Стратегия электронного бизнеса банка

Большинство современных коммерческих банков в числе своих стратегических задач называют универсализацию услуг и расширение клиентской базы. Динамичность рынка и усиление конкуренции ставят банки перед необходимостью диверсификации бизнеса, поиска новых ниш и постоянной работы в направлении расширения спектра предоставляемых услуг.

Сергей Жуков,
директор Тройка Диалог>.

В настоящее время обЪемы реальных сделок в секторе B2B российского рынка невелики, но положительная тенденция его развития - налицо. Только в 2001 - 2002 годах произошло более чем двукратное увеличение числа корпоративных торговых площадок. А поскольку электронные банковские услуги являются неотЪемлимой частью электронного бизнеса, то и интерес со стороны клиентов к различным формам электронного банковского обслуживания (информационное обслуживание, электронные платежи и расчеты, депозитно-ссудные, валютные и фондовые операции, совершаемые электронным способом) неуклонно растет. По мере же создания необходимой инфраструктуры и оформления нормативной базы интернет-торговли и расчетов в Сети этот процесс будет только набирать обороты.

В сложившихся условиях для банка чрезвычайно важно уже сегодня предоставлять своим клиентам перспективные электронные сервисы, занимая тем самым ключевые позиции в инфраструктуре их электронного бизнеса.љ

Понимая это, многие банки, тем не менее, не спешат даже с внедрением такой популярной банковской услуги, как интернет-банкинг. Причина подобной неспешности - необходимость серьезных затрат банка, обусловленных повышенными требованиями безопасности, надежности, защищенности и быстродействия, предЪявляемыми к системам интернет-банкинга. Внедрение в банке системы интернет-банкинга с самым стандартным функционалом обязательно повлечет за собой увеличение затрат на поддержку и администрирование программно-аппаратного комплекса банка.

Не менее серьезной причиной отношенияљ к электронным финансовым услугам является осознание того факта, что не может быть построена каким-либо одним, даже самым крупным банком с развитой региональной сетью. Контрагенты по сделке, как правило, обслуживаются в различных банках и поэтому для ведения электронного бизнеса им необходимы единые , единые стандарты безопасности, единые механизмы гарантии сделок, единые форматы документов.

В сентябре 2001 года система Faktura.ru выступила инициатором построения инфраструктуры электронного бизнеса в России на базе единой технологической платформы. Faktura.ru функционирует на рынке третий год и представляет собойљљ высокопроизводительный, защищенный межбанковский процессинговый центр электронных документов, предоставляющий комплекс финансовых и информационных услуг в области электронной коммерции. Доступ предприятий к сервисамљ Faktura.ru осуществляется только через Расчетные банки.љ

Статус Расчетного банка Faktura.ru позволяет банкам выдавать цифровые сертификаты и подтверждать электронно-цифровые подписи своих клиентов, что является необходимым условием использования всех сервисов системы и отвечает требованиям законодательства РФ.љ

Согласно Федеральному Закону , вступившему в силу 10 января 2002 года, построение юридически правомерной системы электронного документооборота невозможно без использования электронных цифровых сертификатов. Цифровой сертификат - это электронное удостоверение клиента, подтверждающее, что соответствующее юридическое лицо зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством, имеет юридический адрес и счет в банке.

Процедура получения цифрового сертификата предусматривает предоставление документов, аналогичных тем, которые требуются при открытии банковского счета. Для юридических лиц - нотариально заверенные копии учредительных документов (устав, учредительный договор), так же нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и карточка с образцами подписей уполномоченных должностных лиц и оттисками печатей. Для физических лиц - удостоверение личности, как правило, паспорт.
Выдавая цифровой сертификат, банк удостоверяет, что клиент прошел проверку в соответствии с действующими нормативными актами. Использование цифрового сертификата при передаче электронных документов клиента через Интернет гарантирует контрагентам клиента, что:

  • документ заверен клиентом;
  • документ не претерпел изменений с момента его отправки клиентом;
  • любая возникшая конфликтная ситуация будет разрешена третейским судом или рассмотрена в суде.

Фактически, получение предприятием электронного цифрового сертификата открывает ему путь в электронный бизнес, а банк, выдавая сертификат, становится важнейшим системообразующим элементом электронного бизнеса своих клиентов.

Это значит, что банки, подключившиеся к процессинговому центру, получают возможность предоставлять своим клиентам такие сервисы, как интернет-банкинг, организация защищенного внутрикорпоративного электронного документооборота,љ выставление и получение электронных счетов, агрегирование финансовой информации, создание корпоративных торговых площадок, web-представительств и многое другое .

По сути, подключение банка к процессинговому центру Faktura - это возможность расширения спектра своих сервисов и получения безрискового комиссионного дохода, без значительных инвестиций в приобретение программного обеспечения и создание систем безопасности.

Технологически подключение кредитной организации к процессинговому центру осуществляется путем установки в банке программного обеспечения и проведения интеграции этого модуля с АБС банка. Необходимое программное обеспечение предоставляется бесплатно. В настоящее время модули сопряжения созданы для систем всех основных поставщиков банковских систем на российском рынке в том числе , R-Style, , , , и других.

На 1 сентября нынешнего года инфраструктуру процессингового центра Faktura.ruљ использует для предоставления электронных сервисов своим клиентам 81 банк из 33 регионов Российской Федерации.

Начать дискуссию