Настало время банкам пересмотреть свою любовь к валюте, иначе российские кредитные организации сами спровоцируют массив кредитных дефолтов и новую волну кризиса.
Понять банки, которые скупают валюту, наверное, можно. Ведь прибыль от подобных операций может значительно превышать прибыль от кредитования реального сектора. И как разрешится это противоречие, интересно мне самому.
Но есть понимание, что, по сути, это противоречие между сегодняшним и завтрашним днем, между тактикой и стратегией банка, между выживанием и работой на перспективу. И понятно, что в сегодняшней ситуации тактика банков естественным образом противостоит их стратегическим позициям. Для большинства очевидный тактический образ действий был и остается таким: уходить на валютный рынок, естественно, не думая, о решении задач государственного масштаба.
Но есть простое соображение: пора задуматься о том, что даст банку накопление капитала в долларах? Я глубоко убежден — и иначе быть не может, — что рано или поздно наступит момент, когда рубль пойдет вверх. Тяготение к доллару, которое мы наблюдаем сегодня, делает его якорем мировой экономики не потому, что Америка так сильна и так сильна ее валюта. Это происходит только потому, что когда мировая экономика нуждается в якоре, доллар становится основным вариантом этого якоря. А когда придет волна снижения курса валют, вызванная кризисом доверия к доллару, у тех, кто сегодня ушел в валюту, начнутся проблемы. Банк останется с долларами, которые нужно будет продавать по низкому курсу. Тем самым он обречет себя на очевидные потери.
Когда на рынке была полная неопределенность, скупка валюты была разумным действием, но до бесконечности продолжать ее неправильно и безнадежно.
Да, в данный момент тактические маневры с уходом в валюту выгодны. Но в стратегическом плане сидеть в валюте и не кредитовать – это лишь виртуально выгодная позиция. Выгодна она только в случае, если есть уверенность, что тенденция падения национальной валюты и укрепления доллара будет продолжаться очень долго. В любом случае банк получит реальную выгоду только тогда, когда начнет продавать доллары. Но приступив к активным действиям, он может обнаружить, что большая часть этого виртуального капитала растает на глазах из-за изменения курса.
Мне трудно встать в позицию частного банкира, но я понимаю одно: в тот момент, когда на рынке была полная неопределенность и нужно было любым способом защищаться от набега вкладчиков и других негативных последствий кризиса, скупка валюты была разумным действием. Но до бесконечности продолжать эту политику неразумно. Следование только краткосрочным интересам для меня странно. Стремление к максимальной рентабельности, которая формируется на основе виртуального капитала, — это неправильная и безнадежная позиция. Решения, которыми банкиры руководствовались в начале кризиса, были своевременными, но сегодня они теряют перспективность и их пора пересматривать.
С государственной позиции я вижу, что банки сейчас выбрали для себя неправильный принцип: не кредитовать или кредитовать по очень высоким заградительным ставкам, чтобы сделать кредиты недоступными. Таким поведением они создают стимул для провала в экономике. И если эта позиция не изменится, хотя бы по отношению к предприятиям, которые имеют хорошие показатели на внутреннем рынке, экономика не сможет продержаться в кризисный период.
Волна дефолтов среди российских компаний, о которой много говорят и которую ждут, в итоге будет спровоцирована самими банками. Ведь всем понятно, что рыночная экономика без кредитов сегодня жить не может. Деньги, которые предприятия должны вкладывать в оборотные средства, для них сегодня не доступны, особенно учитывая сокращение экспорта. Раздавая этим предприятиям деньги, государство берет на себя роль банков, которую те, по сути, играть отказываются. Соответственно, мы опять приходим к вмешательству государства, к национализации экономики, что влечет за собой целую волну негативных последствий.
Я думаю, банкам необходимо понять, что если их сегодняшняя позиция не изменится, это может обернуться крахом для экономики России. Мы придем к серьезному обострению кризиса, в результате которого не поздоровится самим же банкам.
Если позиция банков не изменится, это будет крах для экономики, будет обострение кризиса, и в результате не поздоровится самим же банкам.
Поэтому сегодня те, кто должен кредитовать реальный сектор, должны начать мыслить более масштабно и перспективно, не бросаться во все тяжкие, не переводить все активы в валюту, а начинать умеренно снижать процентные ставки по кредитам. Необходимо, чтобы краткосрочный интерес превратился в долгосрочный, чтобы исчез стадный инстинкт, а банки начали думать не только о себе, но и о рынке, на котором они работают и от которого, в конце концов, полностью зависят.
Комментарии
1ЦБ и МинФин должны были сделать так, что бы банкиры кредитовали реальный сектор, а не рассовыали по карманам сконвертированную валюту.
А то сейчас нам сказки рассказывают "вот не дали бы тому то и тому-то банку деньги и наступил бы полный и всеобщий облом. .."