Банки

Идет Базель-III

Российские финансовые регуляторы в пылу борьбы с кризисом могут (возможно, и неожиданно для себя) родить новую модель регулирования банковского и финансового рынков — более современную и эффективную, чем Базель-II.

Российские финансовые регуляторы в пылу борьбы с кризисом могут (возможно, и неожиданно для себя) родить новую модель регулирования банковского и финансового рынков — более современную и эффективную, чем Базель-II.

Прежние методы оценки надежности финансовых институтов строились вроде бы на оценке рисков. По крайне мере, слова и термины, так или иначе связанные с оценкой рисков, в базельских принципах фигурируют часто. Например, устанавливались подходы к оценке надежности через призму финансовой отчетности (транспарентность — сверхидея базельских принципов 1.0). Или через отношения рисков, принятых банком, к его капиталу (риско­ориентированные оценки — сверхидея базельских принципов 2.0).

Все это укладывалось в финансовое регулирование — не важно, что ты делаешь — важно, какие у тебя EBITDA и кредитный рейтинг. С одной стороны, это имеет смысл, но с другой — несколько уводит нас от материального мира, который уже не дается нам в ощущениях. Кризис заставил усомниться в корректности и работоспособности таких подходов.

Но вроде бы и раньше эффективность была во главе угла? Так, но и не так. Простой пример: недавно банки подвергались критике за масштабную скупку валюты. Они действовали, исходя из собственных интересов — повышали рентабельность, снижали риски своих активов (потому что альтернатива валюте — кредитование — на порядок более рискованная и менее прибыльная вещь сейчас), в общем, работали на повышение своей кредитоспособности и качества баланса.

С точки зрения прошлых принципов регулирования банки делали все абсолютно правильно. А вот экономика от этого проигрывает. Аналогично и в других странах — вплоть до пресловутых ипотечных кредитов в США и производных ипотечных бумаг, которые породили кризис. Банкам было очень удобно и выгодно (пока деньги были дешевы) выдавать и выдавать ипотечные кредиты, затем скидывать их со своего баланса через секьюритизацию (опять же работая на повышение рентабельности и кредитного качества активов). Доходило до абсурда — кредиты буквально «впаривали» тем, кто даже и не помышлял о них. Заманивали, говорят, даже бесплатными печеньями (из серии «возьми кредит — получи печенье бесплатно»). В итоге кредиты выдавались тем, кому нужны были не дома, а бесплатная еда. Но! В масштабах всей системы финансовая отчетность (очень прозрачная, заметим) показывала отличные результаты до определенного момента. То есть с отчетностью и оценками риска проблем не было.

В каждой стране сейчас в муках вырабатываются новые принципы регулирования и стимулирования банковского рынка. При этом и в Америке, и в России подход совершенно новый: банковские и финансовые институты рассматриваются теперь не сами по себе, а как фундамент экономики. И с этой точки зрения устойчивость финансовых институтов, их рентабельность уже не вещь в себе, а вещь для экономики. То есть эффективность банковской системы отныне оценивается интегрально — с точки зрения ее функций в национальной или мировой экономике.

Пока еще мало кто заметил, но это радикально другой подход к банковско-финансовой системе. Это приземление ее на грешную и осязаемую почву реального сектора и домохозяйств. И такой подход говорит, что банковская система не просто должна быть, но должна быть полезной.

Какие новации рассматриваются в России? Первая: решение проблемы «плохих долгов» или, если угодно, «активов под стрессом» (так более политкорректно, да и звучит приятнее). Разные способы здесь возможны — от создания специального фонда аккумулирования таких активов до широкого применения госгарантий, рефинансирования и рекапитализации банков. Однако основная идея заключается в привлечении государства как некоего важнейшего передаточно-гарантийного элемента в кредитной системе — для снижения системных рисков и снятия избыточного давления на банкиров. И это большая новаторская идея не только для России — для всей мировой практики — ответить на «провал рынка» в банковской сфере новой институциональной моделью. Государство станет активным игроком, но не как кредитор или распределитель ресурсов, а как гарант и посредник. Например, можно организовать государственную систему «клубов кредиторов» для урегулирования задолженности и создания дополнительных гарантий, решения вопросов реструктуризации долгов — чтобы этот груз не давил на банковскую систему.

Потребуются новые принципы оценки надежности, устойчивости и рисков такой системы, к которым прибавятся, возможно, политические, и уж конечно — коррупционные.

Второе: более широкое участие государства — без замещения банков чиновниками — возможно еще и путем предоставления десяти-, двадцати-, и тридцатилетних субординированных кредитов, включаемых в расчет капитала второго уровня. Государство станет квазиакционером многих частных банков — почему нет? Выход из кризиса, по всей видимости, будет осуществляться по двум направлениям: развитие инфраструктурных проектов (государственное финансирование через институты развития и инфраструктурные облигации — чисто кейнсианская штуковина) и через новую фазу рекапитализации и рефинансирования банковской системы, а через нее — и реального сектора. Здесь очень важен факт «сращивания» государственного, банковского и промышленного капитала. Классики учили нас, что это не есть хорошо, но, похоже, что именно оно и даст импульс к быстрому росту. Это и не госкапитализм в чистом виде, и не госбанкинг — это какой-то «тотальный банкинг» — когда вся экономика пронизана банковскими и финансовыми услугами, но при этом государство играет активнейшую роль, а вместо «транспарентности» — реальное понимание рисков инвестиций и кредитных потоков.

В результате мы получим очень интересную модель: гораздо более сильную вовлеченность государства в финансовый рынок, но не замещение государством функций кредитных учреждений и не прямое распределение бюджетных ресурсов. Эта система будет одновременно более устойчивой и конкурентоспособной. Конечно, для этого потребуются новые принципы оценки надежности, устойчивости и рисков такой системы, к которым прибавятся, возможно, политические, и уж конечно — коррупционные. Формат регулирования в некоторой степени будет похож на принципы Базеля-II, но отчасти должен будет продвинуться дальше.

Многие удачные и эффективные решения иногда рождаются в стрессовых ситуациях и спонтанно. Кто знает, может быть, именно в нашей стране антикризисные меры сложатся в образцовую модель развития финансового рынка, на который будут ориентироваться другие страны?

Начать дискуссию

В базе «Клерка» больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
IT-компании

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Интересные материалы

НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.