Банки

Золотое дно рынка обезличенных металлических счетов

19 февраля в Связь-Банке под эгидой Международного банковского клуба «Аналитика без границ» прошел круглый стол «Обезличенные металлические счета как финансовый инструмент в условиях кризиса. Мировой рынок драгоценных металлов», посвященный реалиям и проблемам российского рынка ОМС и реалиям мирового рынка драгоценных металлов. Данная публикация обозначает основные темы, рассматривавшиеся на круглом столе, и проблемы данного рынка.

 

19 февраля в Связь-Банке под эгидой Международного банковского клуба «Аналитика без границ» прошел круглый стол «Обезличенные металлические счета как финансовый инструмент в условиях кризиса. Мировой рынок драгоценных металлов», посвященный реалиям и проблемам российского рынка ОМС и реалиям мирового рынка драгоценных металлов. Данная публикация обозначает основные темы, рассматривавшиеся на круглом столе, и проблемы данного рынка. 

На российском рынке обезличенных металлических счетов (ОМС) на сегодняшний день, по данным Банка России, работают около сотни банков, в числе лидеров — Сбербанк РФ, НОМОС-банк, Росбанк, Банк Москвы, Газпромбанк, «УралСиб», ВТБ, МДМ-Банк.

Объем рынка ОМС за десять месяцев прошлого года вырос более чем в два раза (см. рисунок).

Рост рынка ОМС говорит о том, что в условиях кризиса физические и юридические лица, пытаясь сохранить свои денежные средства, надеются не только на две главные мировые валюты, но и на то, что, по идее, должно их обеспечивать, — золото (по оценкам экспертов, порядка 88–90% ОМС — «золотые», т.е. привязаны к котировкам золота, остальные 10–12% — это серебро, платина, палладий).

В феврале под эгидой Международного банковского клуба «Аналитика без границ» и Связь-Банка прошел круглый стол, посвященный реалиям и проблемам российского рынка обезличенных металлических счетов. На круглом столе выступили Сурен Левонович Аракелян, начальник отдела работы с драгоценными металлами Связь-Банка, ведущие специалисты других коммерческих банков.

Первое, на что обратил внимание г-н Аракелян, это давно известное и пикантное в условиях мирового кризиса обстоятельство: еще в далеком 1971 году США отказались от привязки своей национальной валюты к золоту.

Ставить данное обстоятельство исключительно в вину американцам нельзя — в настоящее время ни одна мировая валюта не привязана к золоту. И тем не менее, в сущности, факт отсутствия привязки к золоту сделал мировую валюту «номер один» не более чем продвинутой с точки зрения полиграфического исполнения бумажкой, напечатанной финансовой системой одной из стран мира, пусть даже и самой экономически развитой. С позиции здравого смысла курс этой банкноты должен напрямую зависеть от состояния здоровья ее национальной экономики. Однако здравый смысл и действительность далеко не всегда пересекаются, и, наверное, поэтому сегодня наблюдается обратная связь: состояние экономики США постоянно ухудшается, курс доллара неуклонно растет. Этому, конечно же, есть вполне рациональное объяснение — элементарная всеобщая (т.е. всемирная) привычка к доллару и желание видеть в нем способ сбережения. И данное явление можно равно как отнести к массовому психозу, так и классифицировать как здоровый инстинкт самосохранения.

Рост рынка ОМС в 2008 году

Чем на самом деле является тяга народных масс к доллару США, не является предметом данной статьи, поэтому вернемся к нашему вопросу обезличенных металлических счетов и не менее сильной тяге народных масс к золоту и другим драгоценным металлам.

Начальник отдела работы с драгоценными металлами Связь-Банка отметил в своем выступлении, что поведенческая модель Федеральной Резервной Системы США в условиях мирового кризиса — поддержать доллар как мировую резервную валюту. В результате печатный станок работает сегодня в три раза быстрее, чем в докризисный период. И вся эта денежная наличная масса в сущности ничем не обеспечена, поскольку ни запасов золота США, ни даже мировых запасов драгоценного металла явно недостаточно для этого (по примерной оценке докладчика, у США — 7,5 тыс. тонн золота, а мировые запасы составляют около 28 тыс. тонн).

Коснувшись техники открытия и ведения обезличенных металлических счетов, г-н Аракелян отметил, что фактически клиент, открывая металлический счет, вкладывает свой рубль в золото, котируемое на Лондонской бирже в долларах США. Банк устанавливает свои котировки. При этом на самом деле рядовой клиент — физическое лицо вряд ли сможет существенно заработать на разнице курсов покупки-продажи, а вот крупная инвестиционная компания при грамотной политике сможет это сделать.

Выступившие затем представители других коммерческих банков отмечали, что золото и другие драгоценные металлы являются товаром, поэтому ОМС на текущий момент не считаются банковскими счетами, соответственно средства на них не застрахованы Агентством по страхованию вкладов (АСВ). Банк России уже больше года пытается инициировать изменения в Гражданском кодексе. Если это произойдет, тогда средства на ОМС будут застрахованы, а банкам предстоит делать страховые отчисления в АСВ по металлическим счетам.

Что касается целесообразности вложений средств на обезличенные металлические счета, то очевидно, что спрос на ОМС вызван нестабильным поведением (а частично и необоснованностью роста американской валюты) доллара и евро, и инвесторы хеджировали свои риски. Сейчас на рынке можно наблюдать много стратегий инвесторов. Вложения в золото сегодня представляются наиболее выгодными, поскольку котировки золота на Лондонской бирже идут в долларах США и цена золота растет. Таким образом, российские инвесторы извлекают двойную выгоду.

Но рынок золота достаточно узок и не застрахован от коллапса. По справедливому мнению многих специалистов, если кто-то из крупных инвесторов изменит свою стратегию и захочет вывести с этого рынка свои средства из золота в другие активы, то золото как товар ожидает резкое снижение цены, а владельцев счетов ОМС соответственно — снижение доходов или даже убытки. Единственно правильный выход для клиентов — диверсифицировать свои вложения (евро, доллар, золото).

Что же касается техники операций с обезличенными металлическими счетами, то, когда банк продает клиенту золото, он должен «перекрыться», то есть физически приобрести золото либо у Сбербанка, либо у иностранного банка, что в итоге цепочки платежей приводит к операции с физическим золотом.

В общем случае ОМС могут быть использованы для:

- сохранения денежных средств;

- приумножения денежных средств;

- торговли;

- покупки более сложных инструментов (опционов).

Журналисты, присутствовавшие на круглом столе, поинтересовались возможностью физической покупки золота клиентом в банке и порядком его обратного выкупа банком у клиента. Специалисты пояснили, что и то, и другое, конечно же, возможно, но есть как минимум два «но».

Во-первых, при получении золотого слитка на руки возникает НДС (18%), что, безусловно, является тормозом на пути развития рынка физической продажи золота клиентам банков.

Во-вторых, согласно действующему законодательству Российской Федерации, российские банки имеют право работать только с золотом, соответствующим ГОСТам, поэтому малейший дефект золотого слитка, предъявленного клиентом банку, может стать причиной отказа в его покупке.

Начать дискуссию