Банки

Защита активов и консолидация

На съезде АРБ 3 апреля, председатель правления банка «Уралсиб» Андрей Донских выдвинул новую идею: предложил принять программу защиты банковских активов. По мнению А. Донских, государство должно также стимулировать процессы консолидации, так как только сильные и крупные частные банки могут создать достойную конкуренцию госбанкам. «БО» публикует выдержки из выступления А. Донских на съезде АРБ.

На съезде АРБ 3 апреля, председатель правления банка «Уралсиб» Андрей Донских выдвинул новую идею: предложил принять программу защиты банковских активов. По мнению А. Донских, государство должно также стимулировать процессы консолидации, так как только сильные и крупные частные банки могут создать достойную конкуренцию госбанкам. «БО» публикует выдержки из выступления А. Донских на съезде АРБ.

Благодаря усилиям правительства и Центрального банка удалось в целом преодолеть этой осенью кризис ликвидности непосредственно в банковской системе. Сейчас на повестке дня более важным вопросом является ухудшение качества кредитных портфелей и необходимый рост капитализации банков.

С формальной точки зрения предполагаемые меры можно разделить на два класса. Во-первых, это временная — на период кризиса — корректировка регуляторных требований Центрального банка и иных законодательных актов. Во-вторых — меры, требующие дополнительного финансирования со стороны государства.

Временная корректировка регуляторных требований не приводит к отвлечению средств господдержки и дает банкам дополнительную гибкость и пространство для маневра в работе с просроченной задолженностью, а также возможность пополнять капитал.

К наиболее важным действиям в этом ряду я мог бы отнести уменьшение норматива достаточности капитала с 10 до 8%. Можно рассматривать эту меру как промежуточный шаг российской банковской системы к нормам Базеля-II. Такое решение не приведет к снижению капитализации, но даст отдельным кредитным организациям инструмент и время для восстановления капитализации, потерянной в период кризиса.

Другая мера — это неисключение из капитала банка акций и долей участия, приобретенных в процессе реструктуризации суммы задолженности. Переход предмета залога под контроль залогодержателя в настоящее время законодательно укреплен. Возможности, предоставленные законодательством, необходимо закрепить на уровне нормативных актов Банка России. Также хотел бы отметить аналогичную дополнительную меру: неисключение из капитала банков вложений в капиталы дочерних компаний, которые создаются специально для работы с залоговыми активами, перешедшими под контроль банка, — так называемых торговых домов по реализации залогов.

Предложенные меры могут носить временный характер. Они не должны рассматриваться как попытка ослабить надзорные требования. Это, прежде всего, адекватная реакция на кризис и способ поддержать банки в их работе по сохранению качества активов. В череде такого рода мер хотел бы также предложить снятие ограничения на увеличение доли субординированных кредитов, учитываемых при расчете капитала, до 100% от капитала первого уровня.

Вторая группа мер требует дополнительных денежных вливаний в банковскую систему со стороны государства. Реализация этих мер уже начата через программу субординированного кредитования от ВЭБа на увеличение капитала второго уровня.

Среди необходимых мер в этом направлении стоит отметить следующие. Первое: пересмотреть ограничения размеров субординированных кредитов от ВЭБа с 15% от капитала на первое октября 2008 года до 60% от капитала на последнюю квартальную отчетную дату. Второе: изменить соотношение акционеров и государства по программе кредитования ВЭБом с нынешней пропорции «1 к 1» на пропорцию «1 к 4». Мы также предлагаем увеличить срок размещения средств Фонда национального благосостояния в ВЭБе до 2039 года. Таким образом можно будет увеличить сроки субординированных кредитов, выдаваемых ВЭБом. Эти меры, по нашему мнению, необходимо утвердить поправками в закон 173 ФЗ — необходимо сделать это в ближайшее время.

Такой подход, без сомнения, оказывает давление на государственный бюджет и ресурсы правительства — их средств может оказаться недостаточно для того, чтобы поощрить кредитование реального сектора. Если кризис будет продолжительным, банки могут проесть капитал очень быстро, и впоследствии потребуется дальнейшая капитализация системы.

Поэтому отдельным блоком хотелось бы выделить необходимую рынку программу защиты активов. Для снижения давления растущей доли проблемных активов можно использовать предоставление госгарантий по проблемным активам на возмездной основе, что приведет к сокращению активов под риском и снизит нормативное давление на капитал. Эта мера предусматривает разработку программы распределения убытков между банком и третьей стороной, например, правительством. Банки остаются при этом полноправными участниками процесса на любом уровне потерь, что позволит сохранить адекватную заинтересованность банков в работе с проблемными долгами самостоятельно. Такой комплекс мер сейчас реализуется в отношении банков Великобритании, в отношении отдельных банков США, в частности Citigroup и Bank of America. Этот механизм повышает уверенность рынка и страхует от дальнейшего ухудшения качества активов, снижает требования к капиталу банка формально и не требует денежных вливаний правительства в момент запуска механизма.

Для снижения давления растущей доли проблемных активов можно использовать предоставление государственных гарантий по проблемным активам на возмездной основе.

Программа защиты активов обладает относительно низкой сложностью организации, не требует много времени и не исключает другие пути финансирования и увеличения активов. Для запуска этой программы в России необходимо предпринять следующие шаги. Во-первых, создать рабочую группу в составе представителей Центробанка, Минфина и коммерческих банков. Необходимо оценить и отобрать классы активов, наиболее подверженных ухудшению и негативному влиянию на реальный сектор экономики. Это прежде всего касается ипотечных кредитов, потребительских кредитов, кредитов малому и среднему бизнесу. Необходимо оценить объем проблемных кредитов на текущий момент и оценить динамику качества активов на следующие 24 месяца. Также необходимо разработать механизм предоставления госгарантий и критерии отбора банков-участников системы. И подготовить необходимые изменения нормативно-правовой базы, для того чтобы эта система была легитимна. Таким образом, внедрение данной системы может быть реализовано в конце III квартала текущего года, то есть достаточно быстро. И это может быстро принести существенный положительный эффект.

Есть еще один аспект, на котором хотелось бы остановиться. Очевидно, что государству будет сложно оказывать адекватную помощь всем банкам, осуществлять рекапитализацию всех существующих на данный момент кредитных организаций. К тому же такой подход делает трудным, а то и невозможным качественный контроль за использованием госпомощи. Поэтому помимо государственных мер по оздоровлению банковской системы и выведению ее из кризиса существует еще одно необходимое условие для оздоровления рынка — это консолидация банковской системы.

Наверное, в программе антикризисных мер государство могло бы более четко выразить свое намерение содействовать консолидации в российской банковской системе.

Существует целый ряд фундаментальных предпосылок к консолидации в России. Во-первых, это высокий потенциал роста и прибыльности банковской системы Российской Федерации.

По сравнению с другими странами коэффициент проникновения банковских услуг, который рассчитывается как активы, деленные на душу населения, Россия в десятки раз отстает от стран Западной Европы и в несколько раз от стран Восточной Европы. При этом прибыльность банковской системы до кризиса была очень высокой, что создает дополнительную заинтересованность. Высокая концентрация государственных банков требует адекватных по размеру и силе коммерческих банков, которые могли бы на равных конкурировать с госбанками, усиливая конкурентное поле в целом на рынке.сть инвесторов в посткризисный период.

Во-вторых, концентрация банковской системы в России остается по-прежнему низкой. По сравнению с зарубежными рынками банковская система Российской Федерации очень сильно фрагментирована. Основу банковской системы — по сути, 80% ее активов — составляют 50 ведущих банков. В то время как во всех основных развитых странах их количество меньше почти вдвое. И, наверное, ни одна из стран не может похвастаться таким огромным количеством малых и средних банков.

Также в России есть еще одна особенность — это очень высокая доля государственных банков. До кризиса она составляла 47%, на первое февраля доля госбанков выросла до 53% и, по нашим оценкам, такая тенденция сохранится в 2009 году. Без сомнения, столь высокая концентрация государственных банков требует адекватных по размеру и силе коммерческих банков, которые могли бы на равных конкурировать с госбанками, усиливая конкурентное поле в целом на рынке.

Нет сомнений, что в сложившейся ситуации именно государство может и должно взять на себя роль арбитра и стимулировать консолидационные процессы. Необходимо изменить законодательство для упрощения и поддержки консолидации. И, безусловно, необходимы меры по финансовым гарантиям, тем более что инструмент для этого у нас уже есть — это Агентство по страхованию вкладов, которое можно весьма успешно для этого использовать. Программа консолидации должна быть детально прописана, чтобы возникла цельная и ясная картина действий и ожидаемых последствий, в том числе ясное представление о сроках и схемах возврата средств государственной поддержки. Если мы будем последовательны, то на выходе из кризиса мы получим принципиально иную структуру российской банковской системы — сильную, концентрированную и конкурентную. Может быть, это будет меньшее количество банков, но они будут крупными и равносильными, они усилят конкурентное поле и улучшат предложение клиентам.

Начать дискуссию