Банки

Банки без государства не справятся

Взаимные неплатежи в реальном секторе и просрочка по выплатам корпорациями кредитов приведут к новому обострению экономической ситуации осенью 2009 года. Наилучшие позиции сохраняют госбанки, но и они не избегут роста просроченной задолженности.

Взаимные неплатежи в реальном секторе и просрочка по выплатам корпорациями кредитов приведут к новому обострению экономической ситуации осенью 2009 года. Наилучшие позиции сохраняют госбанки, но и они не избегут роста просроченной задолженности.

Кризис и неплатежи

Проблема неплатежей стала дестабилизирующим фактором для целых отраслей и, на наш взгляд, обусловлена трудностями рефинансирования долгов российскими компаниями, а также возникновением системы неплатежей в некоторых отраслях, в результате чего компании сталкиваются с проблемой ликвидности. В наибольшей степени проблема неплатежей и рост уровня просроченной задолженности коснулись строительного сектора, машиностроительной отрасли, угольного и металлургического секторов, а также электроэнергетики.

Мы ожидаем, что строительный сектор больше остальных пострадает от финансового кризиса в 2009 году, и это негативно отразится на возможностях компаний расплачиваться с кредиторами. Наиболее тяжелая ситуация складывается в секторе жилищного строительства. Нестабильность на мировых кредитных рынках существенно ограничила доступ российских банков к кредитным ресурсам, а российских заемщиков — к ипотечным продуктам, что крайне негативно отразилось на платежеспособном спросе. Определенную поддержку способен оказать выкуп жилья государством в рамках реализации социальных программ, однако значительное снижение стоимости недвижимости, которое порой уже достигает 30–40%, мы считаем неизбежным.

Неплатежи и снижение платежеспособности угрожают стабильности выплат по займам компаний в секторе электроэнергетики. Причиной неплатежей между контрагентами в этом секторе стал порядок оплаты электроэнергии сбытовыми компаниями и их клиентами. Сбытовые компании расплачиваются с генерацией четыре раза в месяц, а клиенты «сбытов» — один-два раза в месяц. В результате у «сбытов» возникают кассовые разрывы, которые ранее ликвидировались за счет краткосрочных кредитов в банках. Сейчас банки отказываются предоставлять такие краткосрочные кредиты. В итоге просрочки платежей «сбытов» перед «генераторами» обрастают штрафами и пени. Кроме этого некоторые компании-потребители задерживают платежи сбытовым компаниям. Спрогнозировать объем и величину неплатежей невозможно, поскольку острота проблемы будет зависеть от того, насколько быстро произойдет реформирование текущей системы платежей и будет предоставлена финансовая поддержка сбытовым компаниям.

Негативная кредитная конъюнктура вкупе с нарастанием неплатежей характеризуют и сектор металлургии. Мы считаем, что спрос на продукцию металлургической отрасли останется низким в 2009 году, и это приведет к дальнейшему снижению цен на металлургическое сырье. Обвал спроса на стальную продукцию уже заставляет металлургов отказываться от приобретения угля по ранее оговоренным ценам. Сталепроизводители форсируют пересмотр ранее заключенных соглашений, не имея возможности эффективно использовать сырье. Угольные компании оказались в кризисном положении, которое усугубляется развитием неплатежей. Факт обращения в правительство основных угольных компаний Кузбасса является дополнительным подтверждением сложного положения в отрасли. Все перечисленные негативные факторы отрицательно скажутся на возможности предприятий сектора расплатиться с кредиторами.

Тем не менее мы предполагаем, что государственные меры по кредитованию наиболее пострадавших секторов экономики позволят ослабить напряженность. Важным фактором стабильности также служат масштабные государственные резервы, позволяющие обеспечивать нормальное функционирование экономики в условиях сложной мировой конъюнктуры. В частности, для поддержки машиностроения государство предоставило государственных гарантий по кредитам на общую сумму до 60 млрд рублей. Данная мера позволила привлечь автомобилестроительной отрасли необходимые для пополнения оборотного капитала средства под приемлемую процентную ставку, а также частично решить проблему неплатежей. Кроме того, можно отметить принятый недавно план поддержки реального сектора в объеме 555 млрд рублей в рамках антикризисной программы правительства, средства будут выделены кредитным организациям в виде субординированных кредитов.

Доля «плохих» кредитов растет

Снижение качества кредитного портфеля стало главной негативной тенденцией в российском финансовом секторе. С начала сентября 2008 года просроченная задолженность увеличилась более чем вдвое и достигла 2,4% (на начало февраля). А по данным Центробанка, на 1 марта 2009 года уровень просроченной задолженности в банковском секторе составил 3,1% по кредитам нефинансовому сектору и 4,1% по кредитам физическим лицам.

Тем не менее есть основания полагать, что ситуация в банковском секторе выглядит существенно хуже статистики Центробанка, и уровень реальной просрочки может оказаться значительно выше. Более негативную оценку министр финансов объясняет тем, что банки обычно завышают свои финансовые показатели. Прежде всего, это возможно за счет использования особенностей банковского учета и рефинансирования ряда кредитов.

Поддержку рынку способен оказать выкуп жилья государством, однако значительное снижение стоимости недвижимости, которое порой уже достигает 30–40%, мы считаем неизбежным.

По прогнозам директора департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексея Симановского, уровень просроченной задолженности в банковском секторе по итогам 2009 года может достичь 10%. Несколько более оптимистичны прогнозы официальных представителей госбанков, считающих, что до конца 2009 года доля просроченной задолженности может достигнуть 8–10% совокупного кредитного портфеля.

Принимая во внимание прочные капитальные позиции российского финансового сектора и системообразующих банков, мы полагаем, что просроченная задолженность на уровне 10% не станет критичной для системы в целом. При этом отдельные банки могут испытывать серьезные проблемы. В частности, глава АСВ Александр Турбанов ожидает проведения санации как минимум в 20 банках при уровне просроченной задолженности в пределах 10–15%. Мы полагаем, что банки, готовясь к худшему сценарию, продолжат активно наращивать резервы и банковский сектор будет убыточным в 2009 году.

По нашим прогнозам, в условиях дефицита фондирования и ограниченных возможностей по наращиванию капитала частные банки будут вынуждены сокращать бизнес. Таким образом, в ближайшее время главным вопросом для частных банков будет не развитие и создание стоимости для акционеров, а выживание. При этом мы ожидаем, что госбанки продолжат наращивать кредитный портфель, выполняя функцию проводника ликвидности в реальный сектор экономики, однако в их интересах придерживаться как можно более консервативной политики кредитования. Агрессивная кредитная политика неизбежно будет выражена в более высоких темпах роста просроченной задолженности уже в 2009 году.

Просрочка грозит и госбанкам

Наиболее устойчивым банком в российской финансовой системе продолжит оставаться Сбербанк, имеющий прочные капитальные позиции, относительно консервативный подход к кредитованию и потенциальную господдержку. Однако проблема ухудшения кредитного портфеля окажет негативное влияние и на деятельность Сбербанка. Данная тенденция уже получила развитие в конце 2008 года, когда доля просроченной задолженности кредитного портфеля увеличилась с 1,1% в конце сентября до 1,7% на 1 декабря (по стандартам РСБУ).

Принимая во внимание ухудшающуюся экономическую конъюнктуру, мы ожидаем резкого роста просроченной задолженности у Сбербанка в 2009 году. Мы предполагаем, что доля просроченной задолженности вырастет более чем в 3 раза с уровней начала декабря до 5,4% совокупных кредитов банка. В 2010 году доля «плохих» долгов сохранится на прежнем уровне, а в дальнейшем будет постепенно снижаться и достигнет 3,2% в 2015 году.

У «сбытов» возникают кассовые разрывы, которые ранее ликвидировались за счет краткосрочных кредитов в банках. Сейчас банки отказываются предоставлять кредиты. В итоге просрочки платежей «сбытов» перед «генераторами» обрастают штрафами и пени.

Рост просроченной задолженности будет вынуждать банк увеличивать резервы под обеспечение кредитного портфеля, в частности, по нашим прогнозам, необходимый объем резервирования в 2009 году может достигнуть 295 млрд рублей. Однако даже при реализации этого сценария чистая прибыль банка останется положительной. По нашим оценкам, чистая прибыль Сбербанка в 2009 году будет равна нулю лишь при условии роста просроченной задолженности до 7,0%. А в 2010 году прибыль опустится до нулевой отметки при условии достижения просроченной задолженностью уровня 9,2%.

Среди госбанков наиболее подвержен рискам увеличения просроченной задолженности ВТБ, так как банк придерживался агрессивной стратегии увеличения кредитного портфеля. Такая стратегия уже нашла отражение в опережающем росте просроченной задолженности ВТБ по сравнению со средним значением в секторе. В частности, просроченная задолженность ВТБ в феврале, согласно отчетности по РСБУ, увеличилась с 1,9 до 2,8%, тогда как в среднем по сектору этот показатель вырос с 2,1 до 2,3%, по данным ЦБ РФ. В 2009 году мы ожидаем дальнейший рост просроченной задолженности в связи со снижением платежеспособности заемщиков на фоне падающего спроса на их продукцию. В этой связи мы существенно пересмотрели прогноз уровня просроченной задолженности и резервов ВТБ в 2008–2015 годах. В частности, мы изменили прогноз просроченной задолженности на 2009 год с 2,8 до 7,0%, а на 2010 год — с 2,6 до 8,0%.

Риски роста просроченной задолженности ВТБ усиливаются отраслевой структурой его кредитного портфеля. Так, 35% его кредитного портфеля приходится на отрасли, испытывающие наибольшие проблемы с платежеспособностью: строительство, транспорт, машиностроение, авиацию и металлургию. При этом на строительство, испытывающее, по нашему мнению, наиболее сильный спад в экономике, приходится 14% кредитного портфеля банка. Мы полагаем, что многие кредиты, выданные компаниям вышеперечисленных отраслей, ВТБ придется реструктуризировать.

Обострение наступит осенью

По нашим оценкам, финансовый кризис окажет негативное влияние на темпы роста банковского сектора в 2009 году. Высокие ставки по кредитам и замедление экономического роста приведут к снижению темпов роста активов и кредитов до уровня 15,0 и 16,5% соответственно. Увеличение резервов под обеспечение портфеля кредитов приведет к снижению прибыли всей банковской системы. Рыночная конъюнктура, по нашим прогнозам, не будет располагать к проведению размещений акций, за исключением размещений в пользу мажоритарных акционеров с целью поддержания уровня достаточности капитала, соответствующего нормативам.

При этом, по нашим оценкам, основной рост объемов просроченной задолженности придется на третий–четвертый квартал текущего года. В указанный период не исключено ухудшение баланса корпоративного сектора по причине низкого внутреннего и внешнего спроса на продукцию, а также отсутствия возможности рефинансировать задолженность в требуемом объеме. На этом фоне необходимость погашать кредиты (средний срок займа по которым составляет примерно один год), предоставленные банковской системе осенью–зимой прошлого года в рамках господдержки, окажет дополнительное негативное давление на финансовые показатели банков.

Основной рост объемов просроченной задолженности придется на третий-четвертый квартал текущего года.

По нашим прогнозам, в 2009 году российская финансовая система продолжит нуждаться в поддержке государства, поскольку российским компаниям и банкам предстоит рефинансировать зарубежные кредиты, что для многих из них возможно сделать в текущих условиях только через российские банки. Однако у российских банков по-прежнему будут оставаться проблемы с привлечением ресурсов, поскольку иностранные заимствования будут недоступны, а приток средств клиентов будет минимальным. В результате кредитование со стороны государственных институтов будет одним из важнейших источников фондирования всей банковской системы.

В такой ситуации наиболее устойчиво выглядят госбанки, через которые государство будет кредитовать реальную экономику. Кроме того, благодаря поддержке государства доверие к госбанкам со стороны клиентов существенно выше, в чем можно было убедиться в октябре 2008 года, когда отток вкладов из крупнейших банков был в несколько раз ниже оттока из некрупных банков.

Во властных кругах сейчас активно обсуждается тема борьбы с «токсичными» активами российских банков. Один из вариантов исправления ситуации — создание банка «плохих» долгов, что позволит повысить устойчивость российских кредитных организаций. Вероятно, все токсичные активы финансового сектора будут продаваться по бросовой цене «мусорному» банку, который впоследствии будет заниматься наиболее перспективными активами.

Тем не менее пока окончательного решения по концентрации «плохих» активов не принято. Проблема заключается в том, что Центробанк не желает собирать все «плохие» активы в одном банке, а стремится работать только по тем проблемным активам, которые смогут обеспечить в будущем гарантированную прибыль.

Начать дискуссию