В погоне за «короткими» деньгами банки могут ослабить контроль над операциями клиентов. При таких условиях риск вовлечения кредитной организации в отмывание денег существенно возрастает. Какие меры предпринимают уполномоченные органы в данной ситуации, «БО» рассказал заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Дмитрий Скобелкин.
— Дмитрий Германович, каким образом Росфинмониторинг осуществляет контроль над выполнением кредитными организациями законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма? Какие нарушения банки обычно допускают?
— Данный вопрос, наверное, правильнее будет адресовать Банку России, который в соответствии с действующим законодательством является органом банковского регулирования и банковского надзора. Контроль над исполнением кредитными организациями Закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма также осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Проверки кредитных организаций по этим вопросам нашей службой не проводятся.
Федеральная служба по финансовому мониторингу систематически информирует Банк России об исполнении банками требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма, в том числе в части представления сведений о подлежащих контролю операциях. По нашим материалам Банком России организуются проверочные мероприятия, по итогам которых к нарушителям применяются меры воздействия.
Что касается допускаемых нарушений, следует отметить, что их количество в последнее время значительно сократилось. Наиболее значимыми нарушениями, допускаемыми как банками, так и иными подотчетными организациями, является несвоевременное представление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и тому подобное.
— В прошлом году в Закон № 115-ФЗ были внесены некоторые изменения. Однако на исполнение закона был введен мораторий. С чем это связано?
— Действительно, 15 января 2008 года в Федеральном законе № 115-ФЗ в силу вступили изменения, в соответствии с которыми финансовые и нефинансовые институты обязаны установить особый режим работы с иностранными публичными должностными лицами.
Кроме того, безналичные расчеты и переводы денежных средств без открытия счета, осуществляемые на территории Российской Федерации и из Российской Федерации, должны сопровождаться на всех этапах их проведения информацией о плательщике и номере его счета, если таковой имеется. Исключение составляют только социально направленные платежи.
В том случае, если информация о плательщике отсутствует, банк обязан отказать в осуществлении перевода.
Однако при обсуждении новых требований представители Росфинмониторинга, Банка России и Ассоциации российских банков пришли к выводу, что при их реализации на практике у банков могут возникнуть объективные проблемы. Поэтому было принято общее решение о доработке некоторых положений закона.
Банк России ввел мораторий до октября 2008 года на санкции за невыполнение кредитными организациями требований закона о сопровождении безналичных переводов информацией о плательщике. Сейчас действие моратория продлено до 1 ноября текущего года.
В настоящее время Ассоциацией российских банков совместно с Банком России и Росфинмониторингом уже подготовлен законопроект, который снимает все проблемные для банковского сообщества вопросы. Сейчас этот проект направлен на уточнение требований 7-й статьи закона, касающейся сопровождения безналичных переводов необходимой информацией о плательщике, и требований, связанных с выполнением организациями обязанностей при приеме на обслуживание и обслуживании иностранных публичных должностных лиц.
Существует риск нецелевого расходования средств, выделяемых государством на стабилизацию финансовой системы. Совместно с правоохранительными органами наша служба прорабатывает каждую компанию или банк, операции которых носят сомнительный характер.
— Какие изменения были внесены в законопроект?
— В законопроект было внесено несколько существенных доработок. В частности, в законопроекте учли правоприменительную практику и действующие международные стандарты. На основании этих нормативов в его требования к составу информации о плательщиках, сопровождающей перевод средств, были внесены некоторые уточнения.
Кроме того, законопроект предлагает четкое разделение обязанностей каждого банка — участника перевода денежных средств. Так, банк, обслуживающий плательщика, обязан будет осуществлять контроль над наличием необходимой информации в документе, содержащем поручение на перевод. Для банка, участвующего в осуществлении перевода, предусмотрена обязанность только обеспечить неизменность передаваемой информации. Банк, обслуживающий получателя, должен будет направить сообщение в Росфинмониторинг только в том случае, если в поступившем расчетном документе будет отсутствовать необходимая информация, которую нельзя получить иным способом, или если операция вызывает подозрения.
При этом положения законопроекта будут распространяться не только на банки, но и на иные организации, которые выполняют функции по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета. Конечно, особенности деятельности этих организаций будут учитываться.
Также законопроект уточняет отдельные требования, предъявляемые к организациям при приеме на обслуживание иностранных публичных должностных лиц.
В соответствии с действующими нормами банк может принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только с разрешения руководителя организации или его заместителя. Такая ситуация приводит к тому, что обслуживание иностранных публичных должностных лиц в обособленных подразделениях банков практически невозможно. Для устранения этого неудобства в законопроекте предложено расширить перечень должностных лиц организаций, которые могут принимать подобное решение. В частности, предлагается наделить таким правом и руководителей обособленных подразделений банков, специально уполномоченных руководством организации.
— Какие сложности могут возникнуть у банков при реализации этого «обновленного» закона?
— Основная сложность заключается в том, что для выполнения требований Положения Банка России № 321-П, которое вступило в силу 1 января 2009 года, банкам необходимо произвести настройку своих программных комплексов. Именно этот нормативный документ определяет порядок и формат представления кредитными организациями информации в Росфинмониторинг.
Представителями банковского сообщества были высказаны серьезные опасения, что на первых этапах применения Положения может резко возрасти количество ошибок, допускаемых кредитными организациями при направлении информации в Росфинмониторинг.
Для предупреждения подобных ошибок специалистами Банка России совместно с Росфинмониторингом еще в конце прошлого года была проведена подготовительная работа. Наши сотрудники оказывали всестороннюю помощь кредитным организациям в вопросах разработки и тестирования программного обеспечения.
Кроме того, Росфинмониторинг и Центральный банк с пониманием отнеслись к имеющимся у банков объективным проблемам технического характера, а также учли напряженную обстановку в деятельности кредитных организаций в условиях нестабильной экономической ситуации. Учитывая эти обстоятельства, мы совместно с Ассоциацией российских банков рекомендовали территориальным учреждениям Банка России не применять до апреля 2009 года принудительных мер воздействия за нарушение требований Положения № 321-П.
В целом, на наш взгляд, процесс перехода к использованию новых форматов сообщений, предусмотренных Положением, проходит в спокойной обстановке.
Просматриваются незаконные схемы перемещения средств из банковского сектора в иные, менее контролируемые секторы. Например, в последнее время наблюдается всплеск операций для обналичивания денег через системы почтовых переводов.
— Выполняют ли банки требования Закона № 115-ФЗ? Наверное, кредитным организациям невыгодно подавать сведения о своих клиентах в уполномоченный орган…
— В течение всего времени действия Федерального закона № 115-ФЗ наблюдается положительная динамика количества направляемых в Росфинмониторинг сведений как об операциях, подлежащих обязательному контролю, так и о подозрительных операциях. Показательно, что доля сообщений о подозрительных операциях, выявленных организациями в ходе реализации собственных программ внутреннего контроля, значительно увеличилась. На данный момент информация о подозрительных операциях составляет более 2/3 от всего объема направляемых банковским сектором сведений. Этот показатель свидетельствует о повышении ответственности банковского сообщества.
Кроме того, такая положительная динамика в определенной степени связана с ужесточением надзорных требований к банкам и применяемых санкций за ненадлежащее исполнение требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
— Каким образом Росфинмониторинг использует полученные от банков сведения?
— Макроанализ подозрительных или необычных операций, поступающих в базу, позволяет выявлять общие негативные тенденции в наличном денежном обращении, применении суррогатных форм расчетов, а также уязвимые сферы экономики.
Вся поступающая от банков информация используется нами при проведении аналитической работы и в дальнейшем при проведении финансовых расследований, в том числе и на международном уровне.
— Изменились ли в связи с кризисом угрозы в сфере легализации преступных доходов и структура мошеннических операций?
— Действительно, существующие условия финансовой нестабильности в российской экономике могут способствовать формированию новых угроз и рисков в различных экономических секторах, а также дестабилизации процессов противодействия проникновению «серых» и преступных денежных потоков в российскую финансовую систему.
В нынешней ситуации наблюдаются тенденции к росту мошеннических схем. Кроме того, существует угроза, что в погоне за «короткими» деньгами банки могут ослабить контроль над операциями клиентов. При таких условиях существенно возрастает риск вовлечения кредитной организации в отмывание денег, а вместе с ним риск нанесения ущерба репутации.
Росфинмониторинг внимательно отслеживает тенденции и направленность финансовых потоков под воздействием, с одной стороны, кризисных явлений в мировой финансовой системе, а с другой — масштабным государственным кредитованием организаций финансового сектора.
Не секрет, что существует определенный риск нецелевого расходования средств, выделяемых государством на стабилизацию финансовой системы. В частности, банки могут использовать выделенные государством средства для участия в спекулятивных сделках на фондовых и валютных биржах. Однако использование организациями, и в первую очередь банками, полученных из государственных траншей средств исключительно в своих коммерческих интересах абсолютно недопустимо.
Совместно с правоохранительными органами наша служба прорабатывает каждую компанию или банк, операции которых носят сомнительный характер. В оперативном режиме идет обмен информацией с Центральным банком.
Сейчас мы наблюдаем вывод сомнительных операций из банков в аффилированные структуры.
Полученные сведения позволяют нам прогнозировать в ближайшей перспективе рост объемов оборота наличности, с которой в значительной степени связано существование и воспроизводство теневого сектора российской экономики.
Показательно, что в последние месяцы ушедшего года зафиксировано увеличение объемов исходящих международных финансовых потоков.
Просматриваются также незаконные схемы перемещения средств из банковского сектора в иные, менее контролируемые секторы. Например, для обналичивания денег используются системы почтовых переводов. В последнее время наблюдается всплеск таких операций. Аналогичные риски возникают в результате перемещения финансовых инструментов из банковского сектора на фондовый рынок, с биржевого рынка на внебиржевой.
Банковский сектор достаточно развит, и большинство банков образуют финансовые группы, куда входят страховые организации, лизинговые компании и другие структуры. И сейчас мы наблюдаем вывод сомнительных операций из банков в такие аффилированные структуры.
Также наблюдается увеличение объемов проведения получателями кредитов расчетов по импортным операциям без фактического перемещения груза через таможенную границу либо с использованием фальсифицированных таможенных деклараций.
Кредитные организации имеют возможность выявить подобные махинации. Так, в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок могут отражаться признаки, свидетельствующие о сомнительном характере операций. Для пресечения подобных мошеннических схем Банком России совместно с Росфинмониторингом были подготовлены рекомендации для кредитных организаций. Для проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях, мы рекомендовали обращаться в Федеральную таможенную службу России.
Сложившаяся экономическая ситуация в некотором смысле «обнажила» определенные проблемные зоны и факторы, которые могут способствовать формированию новых угроз и рисков в различных экономических секторах. Мы видим проблемные вопросы и совместно с надзорными органами вырабатываем единые подходы в целях минимизации рисков в определенных сегментах рынка. Надеюсь, что наши совместные усилия в ближайшее время принесут положительные результаты и позволят стабилизировать ситуацию.
— Изменились ли требования Росфинмониторинга к представляемым сведениям из-за сложной ситуации на рынке?
— Одно из ключевых условий пресечения преступной деятельности — оперативность. Поэтому для нас, особенно в нынешних условиях, важно, чтобы информация поступала из банков без задержек. Несоблюдение банками сроков представления сведений об операциях в значительной степени ослабляет аналитическую работу Росфинмониторинга, затрудняет, а порой делает невозможным проведение финансовых расследований. Решающее значение имеет для нас и качество представляемой информации. Например, неточное указание идентификационных данных об участниках операций или отсутствие необходимой информации не позволяет установить истинное направление финансовых потоков и использовать такие данные для анализа.
Поэтому говорить о каких-либо «послаблениях» для банков, как мне кажется, нельзя. Тем более, еще раз повторюсь, в условиях нестабильной финансовой ситуации.
Начать дискуссию