Осенний кризис ликвидности нарушил привычную сезонность притока-оттока вкладов. Вместе с этим многие банки в начале года усиленно заманивали вкладчиков высокими процентами. В результате в целом по банковской системе в начале года наблюдалась сезонная аномалия — резкий приток вкладов. Это для банков хорошо.
Но когда истечет срок размещения денег, вкладчики придут за вкладами. В массовом порядке.
В любом уважающем себя банке, конечно, анализируют характеристики пассивов, чтобы понять ожидаемые пиковые нагрузки. В нынешней ситуации кризис изменил привычные параметры анализа. Возможно, не все еще отдают себе в этом отчет. Кроме того, могут сложиться неожиданные комбинации факторов. Например, концентрированно истекут сроки вкладов и одновременно наступит критический объем невозвратов по кредитам. В результате — синергия с обратным знаком и кризис ликвидности в отдельно взятом банке. Либо в типовой группе банков. Либо во всей банковской системе.
Конечно, математический анализ пусть проводят аналитики, а не журналисты. Но журналист может увидеть тенденцию. А вот уж в банках ее пусть потом обсчитывают. Кажется, необычные горбы и впадины на статистических кривых подтверждают гипотезу о сезонных депозитных аномалиях.
Прежде всего, статистика показывает, что даже в целом по системе изменения в ритме притока-оттока вкладов заметны. То есть это действительно глобальные процессы, последовавшие за осенним кризисом ликвидности. Пик притока новых вкладов приходится примерно на январь-февраль 2009 года. Если учесть, что подавляющее большинство вкладов сейчас — годовые, то вкладчики придут за своими деньгами в январе-феврале 2010 года. Сможет ли банковская система отдать им деньги с обещанными немалыми процентами? Не будет ли ликвидность в этот момент заморожена на других фронтах? Удастся ли предложить выгодные условия для пролонгаций? Готово ли, например, АСВ к аномальным пикам изъятия депозитов и возможным последствиям в некоторых банках?
Но, конечно, наибольшее влияние аномальные пики притока-оттока окажут на отдельные группы банков.
Так, в «госах» основной приток, скорее всего, наблюдался всю прошедшую зиму. Это когда люди перекладывались из менее надежных, по их мнению, банков. Остается посчитать основную длину вкладов и спрогнозировать, что, скорее всего, следующей зимой «госам» надо готовить дополнительную ликвидность или специальные условия для пролонгации. Впрочем, они, скорее всего, справятся.
Куда острее ситуация в средних и малых, в том числе региональных банках. Испытав отток в ноябре–декабре 2008 года, пребывая в прострации в начале года, в марте-апреле они бросились наверстывать, завлекая вкладчиков под более высокие проценты. И вкладчик, уже более-менее успокоившийся, деньги им понес. Статистика показывает существенный — до двукратного — рост новых вкладов во многих небольших банках в период с февраля по май 2009-го. Если большинство вкладов полугодовые, то осенью, вместе со второй волной кризиса, эти банки сразу получат и третью. Если вклады длинные — годовые, то хвост депозитной аномалии настигнет эти банки следующей весной.
В общем, считайте с нами, считайте лучше нас. Подробнее о новом поведении депозитов читайте в статье Вероники Сошиной «Депозиты могут спровоцировать третью волну кризиса»
Начать дискуссию