Каждый заемщик стремится отдать банку в качестве залога нечто не самое важное для своего бизнеса. Каждый банк хочет получить в качестве залога ликвидный актив. Залог оборудования оправдывает ожидания обеих сторон.
Второй номер
В апрельском номере «Банковского обозрения» за 2007 год была опубликована статья «Бум промышленного кредитования откладывается до лучших времен». Сравнив негативные факторы, характерные для взаимоотношений промышленности и банков на тот момент, с текущей ситуацией на рынке кредитования, можно смело утверждать проблемы никуда не делись. Предприятия до сих пор пытаются разобраться с сильной изношенностью основных фондов и недостатком оборотных средств, а банки ищут источники длинных денег.
И все же изменения есть. Как свидетельствует опрос банков, за прошедшее с момента публикации время заемщики стали чаще предлагать в качестве залога по кредитам производственное оборудование. Можно сказать, что оборудование стало палочкой-выручалочкой для предприятий, имеющих в собственности недостаточно объектов недвижимости, но все-таки желающих получить кредит в банке на приемлемых условиях. Как правило, в собственности у заемщиков, предлагающих банку оборудование в качестве залога, есть и другие активы, например недвижимость. Но их либо мало, либо они уже заложены.
Предпочтения банков понятны: чем основательнее и статичнее объект залога, тем лучше. К оборудованию банки относятся хуже, чем к недвижимости, но все же лучше, чем к товарам в обороте, будущему урожаю, доле в выручке и прочим «неуловимым» активам, которые трудно оценить однозначно. Если банк не может ясно и недвусмысленно обозначить свои права на актив, проверить его юридический статус и фактическое местоположение, скорее всего он откажется от такого залога или примет его с большим дисконтом.
Объект под микроскопом
Если кредитовать под залог недвижимости невозможно, банки действительно охотно принимают на залог оборудование. Чем выше его амортизационная группа и срок полезного использования, тем лучше.
Некоторые ушлые заемщики решили было, что придумали беспроигрышный ход: предлагать банку этакого кентавра, состоящего из аварийного оборудования и сооружения в неплохом состоянии. При этом оборудование и здание являются единым целым. Расчет заемщики делали на то, что банк не посмотрит на плохое состояние залогового имущества и соблазнится целым объектом. Или сделает скидку на то, что без одного звена вся система существовать не сможет. Выходит, рассуждали они, банк заключит, что значимость такого залога для заемщика крайне высока и он будет настроен честно и регулярно платить. А это побудит банк принять такой залог и выдать кредит.
Недобросовестные заемщики стараются реализовать ненужное оборудование руками банковских специалистов. А заодно получить кредитные деньги. Банки научились пресекать эти попытки путем подписания требования обратного выкупа.
Замысел не оправдался. Заместитель начальника кредитного управления банка «Возрождение» Ольга Старкова перечисляет шаги по оценке риска «совместного» залога. Сначала банк старается понять, целесообразен ли самостоятельный залог оборудования, или данное оборудование интересно для банка только вместе с сооружениями. Разумеется, для банка интереснее залоги без «довесков». Если в ходе оценки специалисты банка выясняют, что оборудование образует с сооружениями единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и составляет неотъемлемую часть сооружения, то банк потребует заложить вместе с оборудованием все сооружение. Например, при залоге оборудования, входящего в состав технологической линии, оно может быть заложено только вместе со всей технологической линией.
Вместе с тем, если заемщик предлагает в качестве залога оборудование в составе производственного комплекса, залог резко набирает ценность в глазах банковских работников. При сдаче его в аренду банк сможет получать доход не только от использования производственных площадей, но и от эксплуатации оборудования.
По всем кредитам на сумму более 15 млн рублей и независимо от суммы кредита, если предоставляемое в качестве обеспечения оборудование старше трех лет, банк требует оценки оборудования специализированной оценочной компанией.
Кроме оценки независимой специализированной компании, банку важны и собственная оценка ликвидности и залоговой стоимости оборудования. Еще недавно в банках, например в банке «Возрождение», действовала методика, в соответствии с которой ликвидность залога считалась высокой, если его можно было реализовать за срок менее 60 дней, средней — за 60–90 дней и низкой — за более чем 90 дней. Но по новым требованиям Центрального банка к справедливой стоимости залога, принятым в текущем году, разумно короткий срок реализации залога не должен превышать 180 календарных дней. Большинство банков при оценке ликвидности залога переориентировались на новую систему.
В приоритете у банков — широко применяемое оборудование. Оно нужно всем, банк не будет испытывать трудностей при его продаже. А от уникального оборудования, скорее всего, откажется или примет, но с очень большим дисконтом. Понимая ценность объекта, банк может просто не знать, что с ним делать.
Взаимовыгодное противоречие
Между тем самое применяемое оборудование редко является для предприятия незаменимым и принципиально важным для производственного процесса. Сходного оборудования, но другого качества и по другим ценам, полно на рынке. Или же это приятные дополнения: обертка, фасовка и т.п. Производить продукцию можно без них. А серийные узкоспециализированные станки и механизмы банкам не нужны. «Условно говоря, токарный станок для обработки металла может стоять и на кондитерской фабрике для внутренних нужд, и в слесарном цеху автомобильного завода, — приводит пример вице-президент Банка Москвы Андрей Лапко. — Есть мелкосерийная сборка и есть тиражное оборудование. Второе не требует специального монтажа, перевозится компактно и присутствует в любой отрасли». Выбор банка очевиден: оборудование тиражного выпуска.
В целом это на руку и предприятиям, и банкам: одни получают доступ к заемным средствам, не закладывая самое ценное для себя, другие — ликвидный залог.
Но обольщаться, что в рамках взаимовыгодного соглашения банк проглотит все, что ему предложит смекалистый заемщик, тоже не стоит. Нередки случаи, когда заемщик пытается отдать банку под залог ненужное оборудование. Когда-то оно активно участвовало в производственном процессе, но потом либо морально устарело, либо предприятие купило новые станки, а этот вывело из производства. Теперь компании было бы желательно его продать. Но заниматься этим самостоятельно некогда, да и не хочется: придется выделять сотрудников и ресурсы. И первое, и второе сейчас нужны на других участках. А если предложить оборудование в качестве залога банку, получить под него кредит и честно не погасить его, банк на законных основаниях изымет залог и сам будет заниматься его продажей.
При высокой ликвидности и многообразии оборудования оно несет для банка и возможных покупателей риски повторного залога и перепродажи. Проверить оборудование на предмет залога сейчас невозможно и негде.
Но банк — не бездонная кладовая. Ему тоже придется озаботиться продажей залога, выделить под нее материальные и человеческие ресурсы. Если у сотрудников банка появляются подозрения, что заемщик настроен переложить на банк свои проблемы, банк будет настаивать на подписании договора обратного выкупа (buy-back).
Есть более мягкая мера: банк по согласованию с заемщиками может закрыть обязательства посредством заключения соглашений об отступном. В этом случае недвижимость можно сдать в аренду.
Сейчас на балансах у банков скопилось довольно много разнопланового залогового оборудования. Есть строительная техника, металлообрабатывающее, рыболовецкое и автомобилестроительное оборудование, и даже оборудование по производству соков. В основном оно принадлежало среднему бизнесу: крупному, как правило, все-таки удавалось найти еще не обремененный залогом объект недвижимости.
Размер дисконта банки определяют самостоятельно, основываясь на собственных перечнях оборудования. Делиться этими данными банки дружно отказались. В любом случае в размер дисконта банк закладывает возможные расходы на хранение оборудования до продажи и выплату комиссии судебным приставам при продаже с торгов. Недвижимость и в отдельных случаях акции и облигации компании-заемщика обладают меньшим дисконтом. Совсем без дисконта могли бы приниматься разве что деньги на счетах.
Но главная беда залога оборудования не в отсутствии информации: ее, пусть передаваемой сарафанным радио, на рынке достаточно. Настоящая «черная дыра» для банков и заемщиков — отсутствие регистрации залогов. Гостехнадзор выдает регистрационные номера и паспорта для экскаваторов, бульдозеров, самоходных машин и комбайнов, но не ведет статистики залоговых мошенничеств. А зря. Пользуясь этим, недобросовестные заемщики не раз продавали заложенную в банках технику, закладывали ее по нескольку раз в разных банках. В результате покупатели честно уплачивали деньги, а после, по судебному решению или в досудебном порядке, банк забирал причитающийся ему на законных основаниях залог. Сходная проблема существует на вторичном рынке легкового автотранспорта.
Недвижимость остается для банков наиболее желаемым объектом залога. Но оборудование прочно заняло свое место на пьедестале банковских предпочтений. Тем более что при всем его разнообразии банк всегда может выбрать наиболее ликвидное.
Какое оборудование банк возьмет в залог
Критерии привлекательности оборудования при принятии его на залог банком:
- Оборудование имеет широкий круг покупателей
- Нет обременений перед третьими лицами
- Оборудование можно идентифицировать по ряду признаков, оно поддается индивидуальному определению
- Работоспособность оборудования проверена
- Оборудование смонтировано и находится по определенному адресу
Источник: по данным опроса банков
Комментарии
1