Банки

Что пропишет доктор?

Государственная санация финансовых институтов, по разным причинам оказавшихся на грани разорения, имеет давнюю историю. Одним из пионеров в этой сфере была Федеральная корпорация страхования депозитов США (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC), появившаяся в годы Великой депрессии.

Государственная санация финансовых институтов, по разным причинам оказавшихся на грани разорения, имеет давнюю историю. Одним из пионеров в этой сфере была Федеральная корпорация страхования депозитов США (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC), появившаяся в годы Великой депрессии.

А самым недавним примером создания подобного учреждения стала Великобритания, учредившая в ноябре прошлого года госкомпанию UKFI. Но, несмотря на большую разницу в возрасте, оба этих института базируются на одной философии: надо спасать все, что можно спасти.

Терять деньги никто не любит. Особенно тяжело переживаются потери, которых можно было избежать. Когда американская администрация вдруг решила проявить твердость и обанкротить Lehman Brothers, в ней едва ли
представляли весь масштаб грядущих потерь. Но возникшая из-за этого паника обвалила мировые фондовые рынки, поставила на грань разорения не только американские, но и многие европейские банки. Как отмечали потом многие эксперты, Lehman Brothers следовало бы санировать, ибо прямые и косвенные потери от его банкротства во много раз превысили те $157 млрд, которые он задолжал десяти крупным кредиторам.

США: ПЕРЕДАВАТЬ ИЛИ ГАРАНТИРОВАТЬ?

Надо сказать, что финансовые регуляторы США обычно действуют решительно. В минувшем году ими было закрыто 25 банков и сберегательных ассоциаций. В этом году за неполные пять месяцев число банков, чья деятельность была прекращена, достигло 36. В большинстве случаев (24) все депозиты из пострадавших банков были переведены в более устойчивые институты в рамках т. н. «сделок покупки активов и принятия обязательств» (Purchase and Assumption Transaction, P&A). Остальные обязательства банков-банкротов погашались в рамках внесудебной процедуры за счет реализации их активов. Этот механизм позволяет защитить интересы владельцев депозитов ликвидируемого банка, поскольку они продолжают свободно пользоваться своими счетами.

До недавнего времени такой механизм в России отсутствовал. Однако после принятия закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 г.» эта возможность появилась у Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Первой такой операцией стала передача вкладов и части активов с баланса банка «Электроника» в Национальный резервный банк.

В сентябре 2008 года в США попытались внедрить еще один чрезвычайный механизм оздоровления банков - гарантирование убытков. Речь идет об участии FDIC в убытках Citigroup, которые могли возникнуть в результате покупки этим банком бизнеса группы Wachovia. Эта сделка не состоялась, так как Wachovia купил другой банк - Wells Fargo, но FDIC пришлось получать согласие министра финансов, главы Федерального резерва и президента США, как этого требует закон.

Сейчас в США активно обсуждается возможность распространения механизма внесудебной ликвидации или реструктуризации не только на банки, входящие в систему страхования депозитов, но и на их холдинговые компании, а также крупнейшие небанковские финансовые компании.

США, ИСЛАНДИЯ: РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Еще один метод сохранения бизнеса, использующийся, как правило, в отношении крупных кредитных учреждений, заключается в создании своего рода переходного образования - бридж-банка. В частности, к этому способу FDIC обратилась, когда повалился крупный калифорнийский банк IndyMac c активами в $32 млрд и объемом депозитов в $19 млрд. Ею был учрежден бридж-банк IndyMac Federal, в который перешли все застрахованные депозиты и основная масса активов закрытого учреждения.

Помимо стандартного набора функций IndyMac Federal сегодня занимается реструктуризацией доставшегося ему бизнеса, а также ведет поиск инвестора, который захочет купить банк, когда его состояние улучшится. Обязательства перед владельцами депозитов сверх застрахованного лимита ($250 тыс.), а также перед другими кредиторами, имеющими требования к IndyMac, удовлетворяются за счет конкурсной массы.

Тот же самый прием санации трех крупнейших банков избрало и правительство Исландии. После того как в конце сентября - начале октября 2008 года оно было вынуждено национализировать три самых крупных банка: Glitnir, Landesbanki и Kaupthing, -размер госдолга этой страны резко вырос, что вынудило экспертов заговорить о грядущем банкротстве этого островного государства.

Было создано три бридж-банка, на баланс которых был переведен их бизнес на территории страны. Осталь-
ными активами и обязательствами занимаются ликвидаторы. Совокупный капитал трех бридж-банков достигает 385 млрд исл. крон, что соответствует 30% ВВП Исландии. Они будут обязаны перечислить в конкурсную массу соответствующих ликвидируемых институтов чистую стоимость переведенных в них активов, которая, по информации нанятого правительством оценщика, суммарно превышает 90% ВВП страны.

ГЕРМАНИЯ: ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭХО

Но не всякая санация одинаково продуктивна. Когда в июле 2007 года в Германии о своей несостоятельности заявил дюссельдорфский банк IKB, его спасение было поручено государственному банку развития KfW (аналог российского ВЭБа. - Ред.), который совместно с Deutsche Bank и Commerzbank сформировал фонд в размере 3,5 млрд евро.

С самого начала операция не задалась. Значительная доля в балансе IKB приходилась на американские ценные бумаги с ипотечной составляющей, и первоначально руководство банка не смогло правильно определить размеры возникшей «дыры». Средства из фонда, сформированного под эгидой KfW, помогли только отчасти. В конечном счете объем кредитов и гаран- тий, потребовавшихся банку IKB, превысил 10 млрд евро. К августу 2008 года этот банк на 90,8% принадлежал KfW, для которого такой актив был довольно обременительным. Многомесячные поиски инвестора, который согласился бы взять этот проблемный институт, завершились тем, что IKB был продан фонду Lone Star из Техаса за 150 млн евро. При этом американский инвестор добился, чтобы баланс банка был очищен от проблемных ценных бумаг. Их частично перевели в специально созданную компанию по управлению активами, частично -в KfW.    Спасение    IKB    обошлось KfW, а в его лице - правительству Германии, более чем в 1 млрд евро.

ЗНАКОМЬТЕСЬ:
UKFI (UK Financial Investments Limited)
Госкомпания с ограниченной ответственностью была учреждена в ноябре 2008 года для управления госинвестициями в финансовые институты, такие как Royal Bank of Scotland, Lloyds TSB/Halifaks Bank of Scotland (Lloyds Banking Group), Nothern Rock и Bradford&Bingley. UKFI управляется советом, который подотчетен министру финансов, а через него - парламенту. Председателем назначен бывший президент торговой компании J Sainsbury Филип Хэмптон, генеральным директором - правительственный чиновник Джон Кингман. Инвестиционный отдел возглавил Джон Кромптон из Merrill Lynch.

Уроки были учтены, и в октябре 2008 года правительство Германии сформировало   Фонд   стабилизации финансового рынка, который мог предоставлять банкам гарантии по межбанковским кредитам на общую сумму до 400 млрд евро, инвестировать в их капитал до 70 млрд евро, а также оказывать иную поддержку, на что было выделено еще 30 млрд евро.

Из средств фонда 8,2 млрд евро уже направлены на укрепление капитальной базы Commerzbank и содействие приобретению им проблемного Dresdnerbank. Гарантии в размере до 30 млрд евро были предоставлены баварскому ипотечному банку Hypo Real Estate, который оказался на грани банкротства в сентябре 2008 года. Такую же сумму он получил от консорциума германских банков, и еще 20 млрд - от Bundesbank (Центральный банк Германии. - Ред.). Ожидается, что гарантии также будут предоставлены ряду земельных банков.

В мае 2009 года в бундестаг был направлен законопроект, который даст возможность переводить проблемные активы в т. н. «плохие банки» в обмен на векселя, гарантированные правительством.

СЛОВАРЬ: Бридж-банк
По законодательству США это временный банк, создающийся регуляторами банковской сферы США для управления депозитами и обязательствами закрытого банка. Согласно принятому в 1987 году Закону о конкурентном равенстве в банковской отрасли (Competitive Equality Banking Act, CEBA), Бридж-банк имеет статус национального банка и обязан соблюдать обязательства закрытого банка перед клиентами. Он призван найти покупателя в течение двухлетнего срока, который может быть продлен на один год. Если за этот период продать банк не удалось, роль ликвидатора переходит к FDIC.

БРИТАНИЯ: АКТИВЫ ДЛЯ ГОСКОМПАНИИ

Британские банки ощутили влияние американского кризиса еще в 2007 году, однако специальную компанию для управления активами проблемных банков в этой стране учредили только осенью прошлого года. UK Financial Investment Limited (UKFI) была образована в ноябре 2008 года для управления пакетами акций банков, оказавшихся в госсобственности.

Речь идет, в частности, о банке Northern Rock, вложившем значительную часть своих активов в американские облигации с ипотечной составляющей. Надо сказать, что в результате мер по оздоровлению Northern Rock, включавших замену высшего менеджмента, сокращение персонала и перестройку бизнеса, он смог возвратить государству больше половины полученных им кредитов. На конец сентября 2008 года остаток его задолженности перед государством снизился почти в три раза: с 26,9 млрд ф. ст. на конец 2007 года до 9,8 млрд ф. ст.

Другим банком, который был национализирован британским правительством, стал Bradford and Bingley (B&B). Здесь власти применили несколько иной подход. Розничный депозитный бизнес вместе с филиальной сетью был продан банку Abbey, принадлежащему испанской группе Santander. У B&B остался ипотечный бизнес и потребительское кредитование, а также здание штаб-квартиры, портфель государственных ценных бумаг и обязательства перед корпоративными клиентами. Акционеры банка пока не получили никакой компенсации за изъятые у них акции, но казначейство должно выбрать оценщика, которому предстоит определить сумму выплат.

Национализации подверглись и британские «дочки» двух исландских банков - Kaupthing Singer & Friedlander Ltd.  и  Heritable  Bank  Plc.  Вклады, привлеченные этими банками, были переданы в специально уполномоченную компанию Deposits Management Ltd., которая принадлежит Банку Англии. Чуть позже вклады Kaupthing Singer & Friedlander Ltd. были переведены в другой банк - ING Direct N.V.

Правительство Великобритании также поддержало приобретение пятым по размеру британским банком Lloyds TSB ипотечного банка HBOS. В январе 2009 года они оба слились, в результате образовался крупнейший банк Великобритании Lloyds Banking Group. Правительству в нем принадлежит 43,4% акций, так как оно выделило на поддержку слияния около 13 млрд ф. ст.

ИТОГ: СОХРАНИТЬ И ОЗДОРОВИТЬ

Какими бы разными ни казались действия по спасению крупных банков, они лишь подтверждают, что чаще всего используются две схемы: национализация или перевод активов в здоровые финансовые учреждения. Кредитовать проблемные банки, как показал опыт Германии, не самый эффективный способ использования денег.

Правительство Швейцарии влило в капитал банковской группы UBS в ноябре 2008 года 6 млрд шв. франков с условием, что банк переведет в специальную компанию неликвидные ценные бумаги и проблемные активы на сумму около $60 млрд.

В Голландии был национализирован банковский и страховой бизнес голландско-бельгийской финансовой группы Fortis на сумму 16,8 млрд евро, а также направлено 10 млрд евро на рекапитализацию ING Group. В Швеции был национализирован Carnegie Bank, а также выдано $1,56 млрд в виде гарантии Swedbank’у. К национализации прибегло правительство Латвии, когда над банком Parex нависла угроза банкротства. Власти Кувейта также национализировали Gulf Bank, когда он стал испытывать трудности.

Начать дискуссию