МСФО

В одиночку банк бессилен перед МСФО

Количество как процедурных, так и содержательных вопросов банков по поводу перехода на отчетность по международным стандартам растет с каждым днем. У немногочисленных счастливчиков, внедривших МСФО и автоматизировавших процесс получения отчетов, есть один рецепт для нерасторопных коллег: дорогу осилит идущий. Эксперты консалтинговых компаний тоже считают грамотную организацию труда единственным способом для банков «переварить» МСФО.
Необходимо объединить усилия банков, консультантов и автоматизаторов

Количество как процедурных, так и содержательных вопросов банков по поводу перехода на отчетность по международным стандартам растет с каждым днем. У немногочисленных счастливчиков, внедривших МСФО и автоматизировавших процесс получения отчетов, есть один рецепт для нерасторопных коллег: дорогу осилит идущий. Эксперты консалтинговых компаний тоже считают грамотную организацию труда единственным способом для банков «переварить» МСФО.

Недаром ноу-хау является едва ли не самой ценной частью любого прикладного знания. «Рецептура» МСФО, пусть в апокрифическом переводе, доступна всем банкам. Но как это сделать — сегодня самый насущный вопрос, не имеющий однозначного ответа.

На конференции компании «Диасофт» по переходу банков на МСФО банковские служащие, бухгалтеры и автоматизаторы, причем как московские, так и региональные, явным образом давали понять, что не знают, с какого конца вообще браться за внедрение МСФО. Они уверены, что Центробанк закроет глаза на отчеты по итогам 9 месяцев. Но совершенно не уверены, что успеют подготовиться к годовому отчету по МСФО. У банковских бухгалтеров до сих пор нет последней версии МСФО. IT-специалисты тем более не знают, как автоматизировать такой процесс. Банки оказались в сказочной ситуации «пойди туда, сам не знаю куда, принеси то, сам не знаю что».

Наиболее простым, хотя и затратным способом кажется привлечение консультантов. При этом надо понимать, что готовых стандартных рецептов общего пользования у консалтинговых компаний нет ни на словах, ни в виде программного продукта. Как сказал вице-президент аудиторско-консалтинговой компании «ФБК» Алексей Терехов , «нажать кнопку и получить отчет невозможно». Вице-президент компании «Диасофт» Александр Генцис тоже считает, что коробочное решение по автоматизации отчетности по международным стандартам невозможно. Слишком существенные отличия в учетной политике банков, объемах бизнеса и прочем. Говоря о сроках, консультанты тоже не дают каких-то точных ориентиров. По словам А. Терехова, самый короткий проект по составлению отчета по МСФО занял у компании неделю. Самый длинный продолжается вот уже 9 месяцев и еще не завершен. «Если банк понятен, прозрачен, — говорит вице-президент «ФБК», — то можно управиться и за неделю. В противном случае составить мотивированное суждение непросто».

Судя по всему, учетная политика и мотивированное суждение — это два ключевых момента в переходе на МСФО. По мнению экспертов, самый сложный этап — распределить по персоналиям в банке, кто именно и за что отвечает в выработке мотивированных суждений. Проблема в том, что бухгалтеры банков ничего не понимают, например, в биржевых котировках, ценных бумагах и прочих видах деятельности, по которым и нужно составлять мотивированные суждения. А специалисты перечисленных отделов не разбираются в МСФО. Задача руководства банков наладить процесс выработки суждений именно в отделах, которые работают на своих рынках. Учетная политика — проблема более высокого уровня. Заместитель председателя правления СДМ-Банка Ольга Злобина на конференции по автоматизации перехода на МСФО сообщила аудитории, что в СДМ-Банке всю отчетность составляют всего три человека. Такая эффективность в использовании кадров была достигнута именно благодаря тому, что топ-менеджеры банка, включая финансового директора и главного бухгалтера, сели и «написали учетную политику на двух страницах». По словам О. Злобиной, ничего сложного в этом нет. Просто в соответствии с реалиями бизнеса банка его руководители договариваются, по какому разделу будут учитываться и проводиться разные операции. Потом путем автоматизации принятые решения реализуются в программном модуле по МСФО.

Возможно, такие организационные тонкости не будут волновать банк, твердо намеренный потратить минимальную сумму на стороннего специалиста, который напишет отчет ровно того качества, чтобы удовлетворить Центробанк. Но для банков, которые желают получить с кампании по МСФО какую-то пользу, по крайней мере объективную отчетность, было бы полезным изучить опыт СДМ-Банка. Он выступил площадкой для пилотного внедрения модуля отчетности по МСФО компании «Диасофт». Суть партнерства свелась к тому, что аудитор и консультант СДМ-Банка, компания «ФБК», разработала «содержательную начинку» модуля в соответствии с потребностями банка, осваивающего МСФО. А «Диасофт» сделал техническую, программную часть. По мнению А. Генциса («Диасофт»), о написании подобных модулей сегодня заявляют все ведущие компании в сфере банковской автоматизации. И без сотрудничества с консультантами просто не обойтись, потому что специалисты в сфере IT ориентируются в МСФО неважно.

Можно с уверенностью сказать, что более всего повезет банкам, чьи аудиторы-консультанты и автоматизаторы являются между собой партнерами по созданию подобных модулей. В таком случае можно получить систему, идеально заточенную под данный банк. Хотя разработчики обещают, что модули будут взаимодействовать с разными АБС и их можно настраивать для разных банков.

Таисия Мартынова

"Банковское обозрение", №11, ноябрь 2004 г.

 

Начать дискуссию