Обслуживание государственных финансов традиционно осуществлялось банками с госучастием. Промсвязьбанк сказал новое слово в этой сфере, создав специальное подразделение, которое занимается комплексным обслуживанием субъектов бюджетной сферы. О работе этого подразделения и об услугах, предоставляемых органам власти, рассказывает его руководитель, вице-президент Промсвязьбанка Надежда Грачева.
— Надежда, с какой целью в Промсвязьбанке выделили в отдельное подразделение работу с государственными финансами? И в чем, собственно, заключается эта работа?
— В нашем банке эта работа начиналась с организации выпусков ценных бумаг для субъектов РФ и муниципальных образований. Однако, имея большой опыт работы именно в бюджетной сфере и зная те ниши и потребности, которые в ней есть, мы стали предлагать органам власти новые возможности эффективного взаимодействия.
Идея проста — нужно работать не точечно, а системно. Организуя выпуск ценных бумаг, банк видит, что у региона есть потребности в кредитах — начинаем сотрудничество в этом направлении. Или, разговаривая с начфином какого-нибудь города, мы выясняем, что у него очень много средств тратится на инкассацию. Оказывается, бюджетники до сих пор получают зарплату в кассах, в то время как Федеральное казначейство еще два года назад поставило задачу перевести всю бюджетную систему на безналичные выплаты. Очевидно, что зарплатный проект поможет решить проблему.
Организуя выпуск ценных бумаг, банк видит, что у региона есть потребности в кредитах — начинаем сотрудничество в этом направлении.
В сфере государственных финансов банк может предложить регионам и муниципалитетам большой набор услуг, системно связанных друг с другом. Основными инструментами остаются кредиты региональным и местным бюджетам, предоставление услуг по размещению временно свободных средств на депозитах в банке, оказание услуг в сфере выпуска и размещения муниципальных и региональных ценных бумаг, предоставление услуг по расчетно-кассовому обслуживанию и так далее.
Объемы нашей работы за последний календарный год в этом направлении увеличились в десятки раз. С начала 2009 года мы ведем проекты в почти 50 регионах страны. Из 49 филиалов Промсвязьбанка — а у нас одна из самых больших филиальных сетей — практически каждый филиал оказывает услуги региональным и местным бюджетам, проводит операции по обслуживанию десятков государственных и муниципальных предприятий и учреждений, государственных и муниципальных подрядчиков, поставщиков. Клиентами банка являются десятки тысяч сотрудников бюджетной сферы.
Бюджетная система не является больше слабым звеном, как это было во времена кризиса 90-х. Нынешний кризис показал, что бюджет — это основа не только социальной сферы, но и экономики в целом. Действительно, сейчас наиболее стабильно работают те предприятия, которые исполняют государственный или муниципальный заказ. Расходные обязательства государства или муниципалитетов по такому заказу — это строка в бюджете, практически гарантированные деньги. К сожалению, существует проблема предприятий-нулевок, которые побеждают в тендерах, не имея никакой базы, берут аванс, а потом исчезают, но это скорее недоработки законодательства о закупках и защите конкуренции.
О надежности госорганов как партнеров свидетельствует статистика: за все время сотрудничества у нас нет ни одного невозврата, ни одной просрочки. Проведенная в стране за десятилетие бюджетная реформа — организация казначейской системы исполнения бюджета, внедрение новых методов планирования — позволяет уверенно работать с этой сферой. О надежности банка как партнера говорит та динамика роста, которую мы наблюдаем по работе нашего департамента.
По сути, кредитование подрядчиков на кассовые разрывы под госконтракт — это кредитование под бюджетную строку.
— Какие направления в банковском обслуживании государственной деятельности представляются наиболее интересными для обеих сторон?
— Работая с органами власти, надо понимать, что основа взаимодействия — это кредиты. От этого никуда не деться. Они необходимы всем без исключения уровням бюджетной системы. А мы, в свою очередь, к таким кредитам относимся, как к наиболее качественному кредитному портфелю, и намерены в дальнейшем прилагать усилия к его увеличению.
Но это только вершина айсберга. Развитие бюджетной системы предоставляет все больше возможностей для применения рыночных инструментов. Например, вступившая в действие с 2009 года новая редакция 236-й статьи Бюджетного кодекса расширила возможности регионов по размещению свободных бюджетных остатков в банках.
Перспективы здесь очень интересные, прежде всего для самих региональных бюджетов. В прошлом году, к примеру, временно свободные остатки по всей бюджетной системе составляли больше 5 трлн рублей. Представляете, сколько могли бы заработать бюджеты разных уровней, размещая хотя бы часть этих средств на депозитах в банках? В иных регионах только на полученные проценты можно было бы построить, скажем, дополнительный детский садик.
Уже сейчас регионы все активнее пользуются возможностью заработать, а это неплохой собственный источник доходов бюджета, особенно в период кризиса, когда нужно использовать любую возможность. Другой вопрос, что таких остатков гораздо меньше, чем это было даже год назад. Хотя, опять подчеркну, несовершенство законодательства о закупках обуславливает наличие таких остатков всегда, даже у небольшого провинциального города.
Нам интересно делать зарплатные проекты для бюджетной сферы. Как я уже говорила, во многих регионах все еще выплачивают зарплаты бюджетникам через кассу, неся при этом существенные затраты. Нашему банку здесь есть что предложить, и мы будем работать в этом направлении.
Большие перспективы открывает сфера государственного и муниципального заказа. По сути, кредитование подрядчиков и поставщиков на кассовые разрывы под государственный или муниципальный контракт — это кредитование под бюджетную строку, под утвержденное расходное обязательство. Здесь особенно интересны федеральные целевые программы. Конечно, прежде всего банк должен адекватно понимать риски самих заемщиков. Поэтому гарантированная строка бюджетных расходов или строка в федеральной целевой программе не отменяет внимательного подхода банка к оценке рисков заемщика.
Промсвязьбанк для ряда госкорпораций является уполномоченным по размещению временно свободных средств. Мне, как финансисту, особенно интересно работать с госкорпорацией ФСР ЖКХ. Это очень профессиональная команда, они создали абсолютно прозрачную систему отбора банков и размещения средств на депозитах через биржу. Мы начинали работать со сферой ЖКХ также в другом направлении — в целом по закону 185-ФЗ. Однако в этот закон были внесены изменения, которые не только ограничивают конкуренцию, но, на мой взгляд, сдерживают развитие реформы ЖКХ в стране. Я говорю о статье 20, согласно которой счета управляющих компаний открываются и обслуживаются в банках, акции или доли в уставном капитале которых принадлежат РФ или Банку России в размере, позволяющем определять решения данных кредитных организаций.
Нам интересны и совсем новые возможности, которые открываются перед субъектами бюджетной сферы. Для примера: Федеральное казначейство России на территории Краснодарского края проводит эксперимент по обеспечению получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием банковских карт. Промсвязьбанк стал первым банком, с которым территориальным управлением Федерального казначейства заключен государственный контракт для учета операций по обеспечению получателей средств бюджетов наличными денежными средствами с использованием расчетных дебетовых карт. Согласно условиям государственного контракта, банк открыл соответствующие расчетные счета, обеспечил расчетными картами всех бюджетополучателей края, предоставил полный комплекс услуг по расчетному обслуживанию этих счетов. Бюджетополучателями будут выступать все уполномоченные сотрудники государственных и муниципальных учреждений Краснодарского края, которые по роду своей деятельности получают подотчетные суммы для организации хозяйственной деятельности своих подразделений. В рамках госконтракта Промсвязьбанк планирует обеспечить дебетовыми банковскими картами порядка 200 бюджетных организаций Краснодара.
Надежда Грачева — вице-президент, директор департамента государственных финансов Промсвязьбанка. Н. Грачева пришла в Промсвязьбанк в январе 2007 года и руководила направлением государственных финансов инвестиционного департамента. В 2008 году под ее руководством в банке было создано самостоятельное подразделение, отвечающее за взаимодействие с органами власти (Governement relations). До прихода в Промсвязьбанк Надежда Грачева работала в администрации Томска, где прошла путь от главного специалиста департамента недвижимости до советника заместителя мэра по финансам.
Надежда Грачева окончила Томский государственный университет по специальности «мировая экономика». В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Муниципальная собственность и формы ее реализации».
— Надежда, в сфере обслуживания госорганов традиционно работают банки с госучастием. Они являются вашими конкурентами?
— Нет, прямой конкуренции нет. У каждого своя ниша. Понятно, что госбанки в эту сферу пришли давно. Более того, наряду с нашими предложениями обязательно должны присутствовать и предложения банков с госучастием. Я хорошо понимаю руководителей финансовых органов и губернаторов — они работают в условиях жесткого контроля как со стороны исполнительной власти, так и со стороны своих депутатов. Поэтому для них, наших партнеров в этой сфере, принципиально важно, чтобы интересы органов власти обслуживались и в банках с государственным участием. Можно сказать, что это обязательное условие нашей работы в данном сегменте.
С другой стороны, Промсвязьбанк предлагает комплексный подход. Тогда как отдельные кредитные организации ограничиваются точечными решениями и разовыми проектами. Мы стараемся работать во всех возможных направлениях, это дает организационные и ценовые преимущества. В этом и была главная идея создания в нашем банке выделенного подразделения по работе с государственными финансами.
Для любого министра финансов региона и начфина города прежде всего важна надежность банка-партнера.
Развитие бюджетной системы предоставляет все больше возможностей для применения рыночных инструментов.
Бюджетная система не является больше слабым звеном, как в 90-х. Нынешний кризис показал, что бюджет — это основа не только социальной сферы, но и экономики в целом
— Какие законодательные и нормативные акты могли бы продвинуть банковские услуги для госорганов?
— На мой взгляд, значительно повлияло на банковскую активность внесение изменений в статью 236 Бюджетного кодекса, расширившую круг субъектов Российской Федерации, имеющих право размещать на депозиты в коммерческих банках временно свободные остатки бюджетных средств. Однако редакция статьи 236 вызывает вопросы правоприменения, которые каждый субъект РФ разрешает один на один с учетом местной специфики.
Так, например, нет единого мнения, каким образом должен проводиться отбор банков, в которых могут быть размещены бюджетные средства. Часть субъектов действует по аналогии с Минфином России, пользуясь правом самостоятельно определять порядок размещения. Часть субъектов использует механизм, установленный законом № 94-ФЗ, и проводит открытый конкурс или аукцион. Следование нормам закона № 94-ФЗ влечет за собой следующий вопрос: как быть с распоряжением правительства № 236-р, установившим, что размещение государственных (муниципальных) заказов на предоставление банковских услуг должно производиться только путем проведения открытого аукциона. Критерий оценки заявок при аукционе — цена контракта — не работает в банковской сфере, где первостепенное значение имеют репутация, надежность и профессионализм. Ведь ценовой демпинг может привести к тому, что бюджетные средства окажутся в нечистоплотных руках. Это относится и к тендерам на предоставление бюджетам кредитов, и к организации выпусков ценных бумаг.
Хотелось бы отметить еще некоторые нормы, которые, на мой взгляд, мешают плодотворной работе кредитных организаций с госорганами.
Статья 5 Закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая устанавливает необходимость утверждения всех договоров, заключаемых от имени субъекта РФ, законодательным органом такого субъекта. Представляете, сколько это может занять времени: подготовка, рассмотрение на комитетах представительного органа, само проведение заседания, голосование, опубликование…
Статья 103 Бюджетного кодекса РФ, которая закрепляет право осуществления муниципальных заимствований только за местной администрацией. Результат — муниципальные нормативные правовые акты противоречат Бюджетному кодексу, так как на практике, нормативно закрепленной на местном уровне, заимствования, как правило, осуществляются финансовым органом администрации.
Сфера банковского обслуживания открывает перед органами власти различного уровня новые возможности как для маневра бюджетными финансами, так и для получения дополнительных доходов, а также для применения более современных финансовых технологий. Эта сфера активно развивается. Мы видим здесь хорошую динамику и возможности улучшения и законодательной базы, и практики правоприменения в интересах прежде всего самих субъектов бюджетного процесса — регионов, муниципалитетов, государственных организаций.
Начать дискуссию