Платежные системы

Пластик с установкой на добро

Российские банки, несмотря на кризис, не теряют интереса к аффинити-картам, дающим клиентам возможность заниматься благотворительностью

Российские банки, несмотря на кризис, не теряют интереса к аффинити-картам, дающим клиентам возможность заниматься благотворительностью

В России уже никого не удивишь возможностью приобрести фактически любой карточный продукт, аналогичный тому, что есть на Западе. Другой вопрос: не все из них просты, понятны и близки клиенту. К числу «далеких от народа» относятся пока аффинити-карты, которые дают владельцам возможность заниматься благотворительностью фактически за счет банка. Процент отчисляется из прибыли, которую банк получает от транзакции. Во всем остальном этот продукт включает в себя функции обычного платежного пластика.

ШИРОКИЙ ЖЕСТ С ДОЛЕЙ ВЫГОДЫ

На Западе аффинити давно стали популярными. Не последнюю роль в этом сыграло усиление борьбы с глобальным потеплением: этим обстоятельством воспользовался уже не один десяток иностранных банков, предлагая своим клиентам делать покупки и одновременно заботиться о защите окружающей среды. Крупнейшим проектом в этой области стала «зеленая» карта Breathe Credit Card, эмитированная в прошлом году банком Barclays совместно с фондом «Чистая планета».

В России ситуация иная: здесь до сих пор к аффинити-картам относятся как к экзотике - с любопытством, но и с осторожностью. Лишь некоторые банки берутся популяризировать свои продукты с акцентом на благотворительность. «Во всем мире проекты аффинити-карт, связанные с добровольными пожертвованиями в различные фонды, занимают достойное место в банковских портфелях», - утверждает глава представительства MasterCard Europe в России Илья Рябый. В России, по его словам, это направление развито гораздо слабее по сравнению с Европой, где частная благотворительность имеет многолетнюю историю. Корни этой проблемы - в недоверии к различным некоммерческим фондам со стороны держателей карт, считают эксперты.

Впрочем, как уже писал НБЖ, любая благотворительность может принести банку неплохую отдачу, по крайней мере имиджевую. Социальная сознательность в виде выпуска подобных специализированных карт дает рынку повод к размышлению: такой жест может себе позволить только солидный банк с серьезной репутацией. Особенно в период нестабильного рынка.

КТО НАКОРМИТ ТИГРА

Правда, нельзя сказать однозначно, что «наши» банки открыто игнорируют благие начинания международных партнеров - Visa и MasterCard, ратующих за расширение социальных программ в рамках развития конкуренции карточных продуктов. Всплеск интереса к кредиткам с новой опцией «на добро» пришелся на «сытые» докризисные годы. В 2006 году многие банки, такие как «Сбер», Сити и «Альфа», добавили в свою продуктовую линейку «жертвенные» аффинити, заключив партнерское соглашение с фондом дикой природы WWF.

С каждой транзакции братьям меньшим уже не первый год отчисляется от 0,3% до 0,5%. Причем формально клиент платит за обслуживание такой кредитки   символическую   сумму  - примерно 100 рублей в год. На деле же стремление помочь вымирающим зверушкам обходится дороже: в большинстве банков приобрести такую карту можно только в рамках пакета услуг. Надо приложить усилие: открыть счет, и только тогда можно выбирать, какая карта вам ближе. Независимо от того, возьмете вы аффинити или другой вариант кобрендинга, ежемесячно придется платить за полный пакет около 130 рублей (как в случае с благотворительной картой Альфа-Банка). Если же клиент отличается сознательностью и хочет добавить животным что-то от себя - к примеру, дополнительно списать со своей карты не меньше 500 рублей в год, то ему высылают удостоверение сторонника фонда WWF и символ фонда - значок с пандой.

До кризиса среди опекунов дикой природы был замечен и банк «Союз», выпустивший благотворительные карты Diners Club. 0,5% от суммы каждой покупки, совершенной с помощью этого «пластика», поступали во Всемирный фонд дикой природы (WWF) на финансирование программ по спасению редких видов животных - амурского тигра и дальневосточного леопарда. Любителям животных из числа клиентов объясняли, что условия для открытия этой карты самые что ни на есть хорошие: стоимость покупки не увеличивается, владелец карты не несет никаких дополнительных расходов, все затраты на благотворительность берет на себя платежная система. А все, что надо от клиента - почаще оплачивать покупки и услуги картой, которая к тому же позволяет пользоваться сервисным пакетом Diners Club. По сути, аффинити выполняли двойную роль: с одной стороны, работали на благотворительность, с другой - на торговые сети.

«Животный инстинкт» сработал и у банка ЦентроКредит, решившего несколько лет назад сделать ставку на братьев меньших. Правда, в качестве объекта заботы он выбрал не далеких амурских тигров под патронажем глобального фонда, а зверей из Московского зоопарка. Почти одновременно для поддержки обитателей столичного зоопарка в свое время выпустил аффи-нити-карту и Мастер-банк.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Но, несмотря на уверенный массовый старт и оптимистические планы по развитию кобрендинговых карт, аффинити почему-то быстро ушли в тень, став неким привидением, о котором много говорят, но мало кто видел в реальности. Только ли кризис повинен в этом? Как выяснилось, многие банки дополнительно не афишируют наличие таких карт в своей линейке и не желают вкладываться в их продвижение, хотя и готовы выпускать их по желанию клиента. Между тем он часто не хочет приобретать целый пакет услуг ради душевного порыва проявить милосердие. По вполне объяснимым причинам ему легче один раз напрямую перечислить деньги на счет фонда.

Однако аффинити-карты - отнюдь не вымирающий продукт. «Если, конечно, продвигать их последовательно и обстоятельно, разъясняя их особенности и суть, то цель - запуск таких карт - оправдывает средства», - считает Максим Савицкий, старший вице-президент ФК «Уралсиб». Именно по этому пути и пошел банк «Уралсиб», запустив этой осенью специализированную карту «Достойный дом - детям!» с целью помочь российским детским домам. Стереотипы предубежденности против многочисленных детских фондов решили победить прозрачностью: о том, как расходуются средства, клиенты банка смогут узнать на сайте фонда и сделать выбор - помогать или нет. Механизм перевода средств прост: на счет детского фонда «Виктория» из собственных средств банка будет отчисляться 0,5% от ежемесячного оборота по оплате товаров и услуг, совершенных держателями новых аффинити. «Как правило, банки и компании не афишируют свою благотворительную деятельность, однако сейчас, во время кризиса, важно привлечь внимание людей к проблемам незащищенных слоев граждан, прежде всего детей», -полагает глава ФК «Уралсиб» Андрей Донских. Этим он и объясняет тот факт, что карты такого формата становятся хорошим инструментом для повышения социальной ответственности.

Чтобы проект «заработал», а не просто стал имиджевой претензией на успех, банк вложился в информационное сопровождение. Подобное благотворительное предложение, конечно, не ново, но редкий банк обращается к людям с иным призывом, чем открыть депозит. Вот почему такая акция, полагают эксперты, может «растолкать» и других игроков финансового рынка на продолжение аффинити-марафона.

кстати...
К клубным аффинити можно отнести все карты, использование которых в рамках программы не несет прямых финансовых выгод держателю. К этому типу карт относятся в том числе имиджевые проекты, когда изображение на карте названия и логотипа партнера преследует исключительно маркетинговые цели.

Начать дискуссию