Банки

Эффективность управления – главное требование времени

А. Панфилов: «Современные стандарты качества управления позволили «Гарант-Инвесту» доказать свою стрессоустойчивость»

А. Панфилов: «Современные стандарты качества управления позволили «Гарант-Инвесту» доказать свою стрессоустойчивость»

Банк «Гарант-Инвест» можно считать рекордсменом: за 16 лет деятельности он трижды становился лауреатом Национальной банковской премии: в 2005, 2008 и 2009 годах. При этом каждый раз - в разных номинациях: «За достижения в инвестиционной деятельности и развитии рынка недвижимости», «Социально ответственный банк» и «За внедрение современных технологий управления». Председатель совета директоров «Гарант-Инвест» Алексей Панфилов считает это закономерным: для одноименного банка инвестиционная деятельность, социальная ответственность и современные технологии управления - это три опоры, три кита, на которых строится его работа. О том, чего уже удалось достичь, и о планах банка «Гарант-Инвест» на будущее он рассказал в интервью НБЖ.

НБЖ: Когда говорят о передовых технологиях и стандартах управления, первое, что приходит на ум непосвященному человеку, - это автоматизация, ИТ-обеспечение и т. д. «Гарант-Инвест» был отмечен в рамках V Юбилейной Национальной банковской премии потому, что оказался наиболее «продвинутым» в этих вопросах?

А. ПАНФИЛОВ: Современный банковский бизнес, конечно, не может быть эффективным без использования передовых ИТ-технологий. Но в нашем случае, я полагаю, речь идет в целом об эффективности управления банком и, если хотите, о забытом сегодня понятии «производительность труда». Между тем как раз по этому показателю Россия сильно отстает от стран с развитой экономикой, и наши банки, к сожалению, тоже далеко не всегда уделяют этому должное внимание.

Отличие нашего банка - в том, что он за 16 лет своей деятельности разработал эффективные стандарты управления. Благодаря применению их на практике мы видим, насколько эффективным является финансовое управление -вплоть до того, что мы знаем, куда вложен каждый рубль, какова отдача от его вложения, каковы риски его инвестирования и т. д. Повторюсь: не каждый крупный банк способен дать исчерпывающие ответы на эти вопросы. А «Гарант-Инвест» живет по принципам ры-ночно-плановой экономики.

НБЖ: Интересный термин: плановую экономику принято считать порождением социализма, а не рынка. А крупный банк, наверное, не может оценить с точностью до рубля эффективность вложений, потому что оперирует миллиардами…

А. ПАНФИЛОВ: Мне термин «рыночно-плановая экономика» кажется очень удачным. Рынок как раз и требует четкого планирования всех действий, выработки тех самых стандартов, о которых я говорил выше. А что касается ваших слов о крупных банках, то их проблемы - не в количестве средств под управлением, а в качестве самого управления. Управление должно быть комплексным, поэтому выработанные нами стандарты охватывают всю деятельность банка - и оценку рисков, и качество обслуживания, и выбор клиентов, и диверсификацию клиентской базы. Последнее принципиально важно, и нынешний кризис это продемонстрировал. Все мы помним, что были банки, упавшие из-за того, что их бизнес был «завязан» на одном крупном клиенте. Мы такие вещи не допускали, поэтому пережили кризис достаточно спокойно и даже существенно прибавили в этом году - и по клиентской базе, и по ключевым финансовым показателям.

НБЖ: То есть фактически применение эффективных стандартов управления сделало банк стрессоустойчивым.

А. ПАНФИЛОВ: Совершенно верно. Не спорю, на рынке много банков, которые покажут по итогам года большую прибыль, чем мы. Но «Гарант-Инвест», например, за все время кризиса сократил всего четырех человек -это тоже о многом говорит. Вспомните, какие массовые увольнения провели другие участники рынка! Это значит, что банки были раздутыми с точки зрения штатов. А мы, как я уже говорил, очень четко оценивали эффективность работы каждого подразделения, понимали, сколько человек необходимо для совершения тех или иных операций, развития тех или иных направлений деятельности банка.

НБЖ: Но чтобы производить подобные оценки, тоже нужен персонал, причем высококвалифицированный.

А. ПАНФИЛОВ: Не такой большой, как вы, наверное, думаете. Во всяком случае, штат аналитиков здесь не требуется. Есть система внутренних показателей, она автоматизирована, работает уже несколько лет.

НБЖ: Но кризисный 2009 год, который как раз заканчивается, заставил вас что-то поменять в ваших стандартах управления?

А. ПАНФИЛОВ: Конечно. Разработанные нами стандарты эффективны, но я никогда не скажу, что они идеальны. Мы в январе 2009 года действительно внесли изменения в систему управления, во внутренние нормативные документы банка. И сделали это не только во исполнение требований регулятора рынка, но и потому, что возникла такая необходимость. При этом мы постарались так перестроить свою работу, чтобы доля времени, которую мы тратим на внешний мир, на выстраивание отношений с клиентами, стала больше. А доля внутренней «бюрократии» -время, затраченное на составление внутренней отчетности, заполнение не всегда нужных формуляров, - меньше.

НБЖ: То есть сам процесс выстраивания отношений с клиентами подвергся изменениям под влиянием кризиса?

А. ПАНФИЛОВ: Конечно. Мы, например, стали более внимательными при проверке репутации клиента и при проверке его операций. Особое внимание стали уделять именно репутации. Насколько мне известно, ряд банков как раз пошел иным путем: они уменьшили «фильтры» при отборе клиентов, стали смотреть сквозь пальцы на прецеденты, когда источник состояния клиента не является «прозрачным» или операции, которые он запрашивает, сомнительны. Мы - противоположность этому подходу, мы «фильтры» как раз увеличили.

НБЖ: К оттоку наиболее состоятельных клиентов это не привело?

А. ПАНФИЛОВ: Нет. Кто-то, конечно, оказался «отсеянным», некоторым потенциальным клиентам мы дали понять, что не стоит приходить к нам с деньгами непонятного происхождения. Но при этом к нам в течение 2009 года пришло достаточно много состоятельных клиентов, которые легально владеют крупными суммами. Это, кстати, говоря, очень показательно. Мы предъявляем высокие требования к репутации клиентов, а клиенты выбирают «Гарант-Инвест», ориентируясь на нашу хорошую репутацию, а не только на доходность наших вкладов. Потому что, честно скажу, ставки по вкладам на рынке можно найти и выше, мы ни разу за весь 2009 год не поднимали их выше 14,5% годовых в рублях. Даже по специальным программам для VIP-клиентов.

НБЖ: 14,5% - действительно весьма умеренный показатель.

А. ПАНФИЛОВ: Да. Ни 16%, ни 17%, ни тем более 18% у нас ни разу не было. Тем не менее за год прирост вкладов физлиц составил почти 1 млрд руб. И это при том, конечно, что кто-то забирал свои средства, но этот отток, как вы видите, был с лихвой компенсирован.

Секрет успеха прост: нам верят, потому что знают: «Гарант-Инвест» -это банк, который существует уже 16 лет, он без потерь пережил все кризисы, с которыми российская банковская система столкнулась в этот период. Он никогда не подводил своих клиентов и всегда отличался очень высоким уровнем обслуживания.

НБЖ: А этот высокий уровень тоже, вероятно, возник в результате разработки и применения определенных стандартов?

А. ПАНФИЛОВ: Да. Мы, кстати, придаем стандартам качества услуг огромное значение в нашей деятельности. «Гарант-Инвест» - средний по размеру банк, мы не можем конкурировать с «гигантами» рынка по величине клиентской базы, по валюте баланса и т. д. Но мы можем и должны опережать их, с точки зрения качества обслуживания клиентов, с точки зрения эффективности ведения бизнеса и с точки зрения производительности труда. Если позволительно прибегнуть к такому сравнению, мы должны быть похожи на пятизвездочный отель. Он может быть небольшим, особенно по сравнению со стоящим рядом огромным трехзвездочным отелем. Но качество обслуживания в «пяти звездах» должно быть несопоставимым. И тогда он, несмотря на свои скромные размеры, будет всегда востребован, и люди будут постоянно останавливаться в нем.

Начать дискуссию

Банки

Центробанк будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС, надо уведомлять управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Интересные материалы

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.