Банки

Делать самим, не зависеть от чужого

В Зеленограде создан первый совмещенный POS-терминал «Ярус»: касса и POS-терминал - теперь «два в одном»

В Зеленограде создан первый совмещенный POS-терминал «Ярус»: касса и POS-терминал - теперь «два в одном»

О том, как долго разрабатывалось новаторское оборудование, каких трудов стоит пройти международную сертификацию и что новый POS-терминал может дать банкам, НБЖ поведал генеральный директор компании «Терминальные технологии» Игорь СУХОСТАВСКИЙ.

НБЖ: Насчет главного достижения компании за год, очевидно, двух мнений быть не может. Создание первого российского POS-терминала - само по себе событие нетривиальное.

И. СУХОСТАВСКИЙ: Да, в этом году для нас произошло знаменательное событие: две отечественные компании -«Штрих-М», известный производитель кассовой техники, и «Терминальные технологии» - создали и сертифицировали первый российский POS-терминал для приема международных пластиковых карт. Мы шли к этому моменту два года, два года напряженной работы обоих коллективов. «Терминальные технологии» отвечали за системное программное обеспечение и сертификацию. «Штрих-М» разрабатывал конструкцию терминала и в дальнейшем будет заниматься его серийным производством. Планируем выпустить первую партию терминалов (2-3 тыс. штук) в январе-феврале будущего года. «Ярус» принципиально отличается от зарубежных аналогов уникальной комбинацией кассового аппарата и POS-терминала, чего раньше на нашем рынке просто не было.

НБЖ: Не было - потому что это было слишком сложно? Или не очень нужно, с учетом того, что рынок был насыщен иностранным оборудованием?

И. СУХОСТАВСКИЙ: По нескольким причинам. Прежде всего потому, что это очень закрытая сфера. Все, что касается технологии, конструкции, производства терминалов, держится в секрете, потому что это - вопрос безопасности. Иностранные вендоры на эту территорию никого не пускают, публикаций на данную тему практически нет. Мне повезло: в течение многих лет я работал директором представительства Hypercom в России. Мы разрабатывали и сами терминалы, и программное обеспечение к ним. Это был серьезный опыт, своего рода старт. Но в один прекрасный день пришло понимание, что нужно работать на себя, свою страну, и нужно сделать терминал отечественного производства. Если бы мы начали дело с нуля, не пройдя хорошую школу, это было бы малореалистично. Чтобы сделать терминал с нуля, нужно года три упорной работы как минимум и очень много средств. В частности, международная сертификация - очень сложный и дорогой процесс. А для того, чтобы принимать пластиковые карточки, нужно в обязательном порядке получить международные сертификаты.

НБЖ: Какие конкурентные преимущества имеются у разработанного вами терминала?

И. СУХОСТАВСКИЙ: Стоит отметить, что мы сделали не одно изделие, а линейку изделий - это POS-терминал, PinPad и встраиваемая клавиатура. В плане технических характеристик наш терминал ничуть не хуже и не лучше международных образцов. Внутренняя «начинка» сейчас почти у всех компаний одинаковая. Терминал обеспечивает все те же возможности - по быстродействию, процессору, памяти и т. д. Но когда мы говорим о программном обеспечении, то тут уже наблюдается существенная разница.

Мы с самого начала ставили перед собой серьезную задачу - не догонять конкурентов, потому что это бессмысленно, а сразу выйти на шаг вперед. И мы адаптировали операционную систему LINUX, которой нет у ведущих компаний. И там же мы предусмотрели моменты, которые сильно облегчают жизнь банкам. К примеру, это дистанционная система загрузки ключей и приложений. Это существенно облегчает логистику и, соответственно, уменьшает затраты. И таких плюсов несколько. Если пользователю нужно поменять коммуникационный модуль, терминал не надо везти в ремонтную мастерскую, не надо менять всю программу: заменили модуль - и все продолжает работать.

НБЖ: Самое главное для банков - надежность.

И. СУХОСТАВСКИЙ: Вот этим мы существенно отличаемся, в частности, от китайских и корейских производителей, которые при внешней привлекательности их терминалов не предоставляют хорошего, надежного сервиса и программного обеспечения. И операционная система LINUX - вполне надежная система, с уже заслуженной репутацией. В принципе, главным нашим преимуществом является то, что наш терминал - открытая система, которую можно предлагать всем заинтересованным сторонам для разработки программного обеспечения и применения. Мы не собираемся кого-либо ограничивать. Готовы кооперироваться со всеми игроками на этом рынке для того, чтобы терминал как можно шире был внедрен и представлен.

НБЖ: Это ведь очень непросто на первом этапе - продвигать новое оборудование, ведь рынок весьма насыщен.

И. СУХОСТАВСКИЙ: Да, это очень сложно. Все банки имеют стабильных поставщиков, и, в общем, толкаться локтями здесь пришлось бы очень активно. Но мы решили пойти своим путем. В первую очередь мы будем продавать эти устройства как кассовые аппараты, а не как терминалы. И когда этот кассовый аппарат приобретен продавцом, здесь кардинальным образом меняется схема взаимоотношений в цепочке «продавец-банк-терминалы». До этого кредитные организации покупали терминалы за свои деньги, размещали их бесплатно на территории продавца, заключая с ним договор на эквайринг. Здесь получается ситуация, когда продавцы уже будут иметь у себя терминалы, и банкам останется только подписать договор с их владельцем. Но это требует наличия программного обеспечения, которое работало бы с конкретным банком.

НБЖ: И в этом видится явная проблема, ведь у каждого банка собственное программное обеспечение?

И. СУХОСТАВСКИЙ: Вот именно, и это ПО приспособлено под персональные потребности, предпочтения и вкусы кредитной структуры. Это никак не связано с общими требованиями по разработке, которые вроде бы должны быть. Как это преодолеть - большой и болезненный вопрос. Мы намерены выступить с предложением: объединиться вокруг одной простой идеи. Понятно, что нам нужен национальный стандарт на программное POS-терминаль-ное обеспечение. Точнее сказать, на протокол, потому что именно в нем и кроются все эти нюансы. Если у нас будет национальный стандартный протокол работы POS-терминала с банковским хостом, то это существенно облегчит жизнь. Владелец торговой точки, купив терминал, может с любым банком подписать договор на обслуживание. Это будет способствовать формированию нормальной конкурентной среды в отношениях между продавцом и кредитной организацией. Можно будет конкурировать за то, у кого услуги лучше и дешевле. С другой стороны, банкам не нужно будет тратить лишние ресурсы на «стыковку» с терминалом одной фирмы, второй, третьей. Есть стандартный протокол, сертифицированный национальным органом, - все, на этом можно ставить точку. Банкам не нужно будет думать о том, как сертифицировать программу, оборудование и т. д.

НБЖ: Если это так выгодно, то почему до сих пор не сделано? И насколько это в принципе реалистично осуществить в ближайшее время?

И. СУХОСТАВСКИЙ: Сейчас это совершенно невыгодно производителям и поставщикам POS-терминального оборудования, потому что, завоевав клиента и начав с ним работать, создав под него уникальное программное обеспечение, они тем самым отсекают конкурентов. Но мы на нашей территории должны формировать свои правила игры, а не поддаваться тому, что навязывают зарубежные компании. И мы, как первые разработчики и поставщики отечественного POS-терминального оборудования, будем выходить с этой инициативой - по стандартизации и унификации подобных изделий - для того, чтобы появился некий национальный стандарт по работе POS-терминалов по протоколу.

НБЖ: Появление стандарта может помочь в создании национальной платежной системы?

И. СУХОСТАВСКИЙ: Да. Сейчас действительно много дискуссий об этом, но, как правило, разговоры ходят по «верхнему слою пирога»: карты, протоколы, правила работы самой системы. А если мы пойдем снизу, то увидим, что там есть POS-терминал как аппаратура, над ним - операционная система, затем - приложения, та программа, которая непосредственно работает с банком, потом протокол. И вот этот стык - протокол - должен рассматриваться в рамках национальной платежной системы. Не развязав этот узел, не унифицировав стык между POS-терминалом и хостовым модулем, мы никогда не получим широкого внедрения. Эти вопросы обсуждались на недавней встрече с первым замом председателя Совета Федерации РФ Александром Торшиным и председателем Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрием Ананьевым в контексте обсуждения национальной платежной системы.

КСТАТИ…
ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ POS-ТЕРМИНАЛ «ЯРУС», СОВМЕЩЕННЫЙ С КАССОЙ:
•сертифицирован по PCI PED в международных платежных системах;
•внесен в реестр ККТ;
•обеспечивает обработку магнитных и чиповых карт стандарта EMV;
•дистанционная загрузка приложений и ключей;
•многозадачная операционная система LINUX;
•аккумулятор для автономной работы;
•сменный коммуникационный модуль;
•фискальная память и ЭКЛЗ;
•графический экран и принтер.

Начать дискуссию