Банки

Банки ставят на ДБО

Число пользователей систем дистанционного банковского обслуживания ежегодно увеличивается практически в два раза

Число пользователей систем дистанционного банковского обслуживания ежегодно увеличивается практически в два раза

Если на западном банковском рынке бум дистанционного банковского обслуживания ожидали в начале 90-х годов, то на российском рынке о бурном развитии данной сферы начали говорить буквально несколько лет назад. Возможно, кризис ускорит этот процесс и приблизит реальность к ожиданиям. Но банкам придется приложить немало сил, чтобы доказать, что их системы - самые надежные и удобные.

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ!

Участники банковского рынка, проникнувшись мыслью о необходимости оптимизации, пересмотрели организацию бизнес-процессов и принялись за «автоматизацию и виртуализацию» своих каналов обслуживания клиентов. Расширением сети платежных устройств банки озадачились давно, так как банкоматы и платежные терминалы позволяют не только сэкономить на операциях, но и существенно разгрузить офисы, а значит, повысить качество обслуживания. Кроме того, количество точек обслуживания является значимым фактором для граждан. Следует признать, что наличие сети в 20 тыс. банкоматов является неоспоримым преимуществом Сбербанка. И приблизиться к этой цифре желает каждая кредитная организация. Правда, в скором времени задача может усложниться: крупнейший розничный банк заявил о том, что планирует к 2015 году увеличить сеть банкоматов в два раза, то есть «догнать» ее до 40 тыс.

Но коммерческие банки не сдаются. И удивляют если не порядком цифр, то темпами роста. Так, по итогам 2009 года ВТБ24 расширил сеть банкоматов на 1800 устройств, что в 1,5 раза больше, чем в 2008 году. Общее количество банкоматов выросло почти в два раза (составив, таким образом, 4100 устройств), а количество POS-терминалов в торгово-сер-висных предприятиях увеличилось на 54 устройства и достигло 3466 штук.

Банк «Хоум Кредит» также заявил о том, что продолжает увеличивать число собственных банкоматов на территории России, таким образом продолжив реализацию стратегии перехода к универсальному розничному банку. Напомним, что установку собственных банкоматов банк начал в 2009 году. Сейчас число работающих аппаратов для снятия и внесения денег достигло 250 единиц в 55 городах России. 152 банкомата расположены в офисах банка, а 98 - за их пределами. В 2010 году банк планирует открыть еще более 50 банкоматов.

При этом банки, как правило, устанавливают платежные устройства по последнему слову техники: с высоким уровнем безопасности, широким набором функций и прочее. Если в начале развития ДБО лишь немногие участники рынка могли похвастаться возможностью совершения дополнительных операций, то сегодня большинство банков предлагают опции по оплате коммунальных услуг и штрафов ГИБДД, по осуществлению мобильных и интернет-платежей и пр. Тот же ВТБ24 сообщил, что за прошедший год существенно расширил перечень платежей, которые можно оплачивать через банкоматы: теперь для клиентов стало доступно 105 их типов. Подобные «навороты» повышают статус банка в глазах пользователей, а в некоторых случаях и дают возможность дополнительно заработать.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Интернет и мобильный банкинг также не новы на российском рынке. Однако часто данные системы существовали в банках номинально. Дело в том, что многие кредитные организации изначально устанавливали «самописные» системы, которые на определенном этапе позволяли сделать значительный шаг в развитии и обогнать конкурентов. Но затем те же системы стали оказывать сдерживающий эффект: они, как правило, бывают достаточно тяжелыми, а потому их использование на домашних компьютерах вызывает определенные сложности.

Современные системы, установленные в большинстве крупных розничных банков, сегодня являются сравнительно легкими и гибкими, а потому могут поддерживаться не только на компьютерах, но и на мобильных устройствах. Стоит признать, что данное условие является достаточно важным в сегодняшних реалиях. В результате совершенствования систем, а также развития инфраструктуры и повышения финансовой грамотности населения количество пользователей интернет-банкинга растет в геометрической прогрессии. Так, по оценкам экспертов, примерное число клиентов интернет-банкинга сейчас составляет 1,5-2 млн человек и ежегодно увеличивается в два и более раз. По предварительным оценкам, к концу 2010 года оно может вырасти до 3–4 млн человек.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Одним из важных факторов, сдерживающих развитие интернет-банкинга, является недоверие пользователей к уровню безопасности системы. Так, рынок периодически будоражат сообщения о произведенных хищениях. Возможно, их количество не так велико, но эти истории заставляют клиентов пять раз подумать, прежде чем воспользоваться данной услугой. Руководитель департамента маркетинга и электронных сервисов банка «Уралсиб» Михаил Воронько признает: «Мы предполагаем, что на данный момент ущерб от мошеннических операций в системах интернет-банкинга в целом по банковской отрасли нельзя назвать существенным, но тенденция к росту существует».

Однако спикер пояснил, что при разговоре об атаках и попытках совершения несанкционированного доступа важно учитывать именно количество успешных попыток и величину реального ущерба. «Можно сказать однозначно: количество попыток взлома/мошенничества в системах интернет-банкинга растет. Тем не менее случаев реального взлома банковских систем из Интернета очень мало. В основном мошенники используют другой метод - атаку на самого клиента и похищение его конфиденциальных данных. Существуют специальные программы -«трояны» и вирусы, с помощью которых злоумышленники пытаются получить с компьютера клиента данные, необходимые для доступа в систему интернет-банкинга (пароли доступа, ключи и сертификаты).

Часто и сами клиенты забывают об элементарных методах защиты своих данных: оставляют ключевые носители в свободном доступе, не устанавливают и не обновляют антивирусные системы, работают с критичной информацией в интернет-кафе. В этих случаях противостоять мошенникам со стороны банка очень сложно - ведь, обладая всей необходимой информацией (логин, пароль, ключевой носитель и т. д.), злоумышленник выглядит для банка вполне легитимным, «нормальным» клиентом. С целью снижения таких рисков банки предоставляют своим клиентам рекомендации по обеспечению сохранности критичной информации, необходимой для работы с системой интернет-банкинга. А в случаях, когда клиент все-таки подвергся атаке мошенника, финансово-кредитные организации используют механизмы выявления и предотвращения несанкционированных операций.

ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ

Стоит отметить, что в системах безопасности интернет-банкинга есть как общие, так и индивидуальные механизмы защиты. Так, к числу общих средств безопасности относится система оповещения клиентов о совершении операции. При этом в зависимости от класса защиты установленная система может сообщать либо только о проведенных операциях, либо и о них, и о подозрительных действиях.

«Для выявления подозрительных операций используются различные методы. Например, сбор и корреляция событий об операциях и присвоение операции так называемой степени подозрительности на основе специально разработанных правил. Такой анализ помогает формировать специальное сообщение операционисту, который напрямую контактирует с клиентом для подтверждения легитимности проводимой операции», - пояснил Михаил Воронько. Второй механизм обеспечения безопасности - ограничение по сумме перевода. Так, для физических лиц в банке «Уралсиб» предусмотрены специальные лимиты: по суточным операциям - 100 тыс. рублей, по недельным операциям – 300 тыс. рублей. В системе «Телебанк» существуют лимиты на операции, размер которых зависит от используемого средства подтверждения, -переменные коды или ЭЦП. В зависимости от группы операций стандартный размер ограничений при подтверждении операций с помощью переменных кодов варьируется от $5 тыс. до $100 тыс. При использовании ЭЦП лимиты в 100 раз выше.

Такие средства защиты данных, как пароль или логин, существуют везде. Однако они могут иметь принципиальные отличия. Например, в Московском банке реконструкции и развития рассказали, что они используют стандартный для многих банков способ входа в интернет-банкинг: общение между компьютером клиента и сервером интернет-банкинга происходит по защищенному протоколу (HTTPS). Идентификация клиента осуществляется по имени пользователя и паролю. Имя пользователя и пароль - достаточно длинный и сложный набор цифр и букв, который создается системой интернет-банкинга либо выбирается клиентом при подключении услуги. Защита от подбора имени пользователя и пароля осуществляется блокированием учетной записи клиента в случае обнаружения неудачных попыток аутентификации.

Работа в системе «Телебанк» возможна с использованием двух вариантов систем защиты: на основе переменных кодов и на основе программы Inter-PRO, в которой для подтверждения операций клиент использует электронно-цифровую подпись. Заместитель директора департамента розничного бизнеса ВТБ24 Юлия Деменюк поясняет: «Система защиты на основе переменных кодов является наиболее простой в использовании и при этом обеспечивает высокий уровень безопасности. Более 70% клиентов системы «Телебанк» прибегают именно к этому способу. Основным преимуществом использования системы защиты на основе программы Inter-PRO является то, что при подтверждении операций при помощи ЭЦП лимиты на операции в системе «Телебанк» существенно выше. Однако у этой системы защиты есть ограничение: она может быть использована только при работе с системой через Интернет со стационарного компьютера или ноутбука, тогда как подтверждение операций при помощи переменных кодов возможно при работе с системой по любому каналу доступа.

Но сложность заключается в том, что обеспечение безопасности операций в интернет-банкинге - это поиск баланса между стоимостью и надежностью идентификации, так как обычно стоимость решений критически важна для конечных клиентов. 

Начать дискуссию

Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
IT-компании

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Интересные материалы

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.