Кредитование

Другие правила игры

В целом по российской банковской системе совокупный портфель кредитов, выданных юридическим лицам, вырос за прошлый год не более чем на 0,5%. То есть практически не изменился.

В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ И БАНКАМИ НАБЛЮДАЕТСЯ ПОТЕПЛЕНИЕ. УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЕМНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ВСЕ ЕЩЕ ОСТАЮТСЯ ЖЕСТКИМИ, ОДНАКО КОНКУРЕНЦИЯ ЗА КАЧЕСТВЕННОГО ЗАЕМЩИКА УЖЕ НАЧАЛАСЬ.

В целом по российской банковской системе совокупный портфель кредитов, выданных юридическим лицам, вырос за прошлый год не более чем на 0,5%. То есть практически не изменился.

Этот результат выглядит довольно неплохо, если взглянуть на итоги в сегменте кредитования физических лиц. Ведь общий портфель розничных кредитов за год сократился почти на 11%! Однако для того, чтобы выставить итоговую оценку, следует учитывать несколько существенных обстоятельств.

С высокой степенью вероятности можно предположить, что сохранение на уровне 2008 года портфеля кредитов, выданных предприятиям, было достигнуто прежде всего за счет крупных компаний. Во−первых, на протяжении почти трех кварталов 2009 года действовало активное пожелание правительства к системообразующим государственным банкам, получившим государственную помощь, выдавать кредиты именно крупным предприятиям. Во−вторых, значительный объем кредитов был реструктурирован.

Именно эта реструктуризация и позволила искусственно поддержать кредитные портфели. При этом ясно, что ведущие банки прежде всего осуществляли реструктуризацию задолженности крупнейших заемщиков, от которых они зависели в большей степени.

И куда менее охотно шли на реструктуризацию массовых кредитов среднему и малому бизнесу. Наконец, поддержать кредитные портфели помогли госгарантии, в рамках которых Минфин выдал в прошлом году около 250 млрд рублей, что для России внушительная сумма. Но опять−таки очевидно, что поступавшие в виде госгарантий средства выдавались не средним и малым предприятиям, а крупным.

Если учесть все эти позиции, приходится сделать вывод: объемы кредитования малого и среднего бизнеса в 2009 году сократились. К примеру, кредитный портфель ВТБ24 в целом за прошлый год вырос примерно на 7%. Но одновременно мы зафиксировали сокращение портфеля малого и среднего бизнеса, пусть и небольшое. А ведь мы ни на один день не останавливали кредитования! И те заемщики, которые хотели и заслуживали по своим финансовым показателям, получали у нас новые кредиты.

Поскольку доля ВТБ24 на рынке составляет около 15%, а банк работает практически во всех регионах страны, легко предположить: наша ситуация является отражением общей тенденции. Речь идет о сокращении доли малых и средних предприятий в кредитном портфеле, а также об относительно невысокой активности банков на этом направлении.

Справедливости ради заметим, что на протяжении всего года шло обсуждение мер по поддержке малого бизнеса, причем государство ввело в действие сразу несколько таких программ. Реализовывались планы по созданию инфраструктуры поддержки малого бизнеса — гарантийных фондов и бизнес−инкубаторов.

Через Внешэкономбанк и РосБР около 21 млрд рублей было направлено на кредитование малого бизнеса через банки−партнеры во всех регионах. Вот только могу с уверенностью сказать: эти госпрограммы помогают развиваться малому бизнесу именно в Москве, тогда как за пределами МКАД существенного влияния на развитие предпринимательства они пока не оказывают.

Но вернемся к кредитным портфелям. Почему они не росли? Начнем с очевидного факта. У предприятий стало куда меньше желания — да и возможностей — брать деньги в долг. Когда спрос на продукцию падает, а компании сокращают штаты, отказываются от инвестиционных проектов и стараются экономить на любых статьях расходов, необходимость в заемном финансировании снижается. Многим предприятиям пришлось отказаться от уже задуманных проектов. И деньги на развитие стали им не нужны.

Что касается малого бизнеса, то эта категория заемщиков нуждалась в деньгах скорее для того, чтобы поддержать свои оборотные средства, удержаться на плаву. Но и здесь затрат на развитие не предполагалось. Соответственно, снизился спрос на кредиты в этом сегменте.

Другая причина сокращения объема заимствований предприятиями малого бизнеса кроется в резком сокращении их выручки. Многие компании были обременены кредитами, взятыми еще до кризиса. Часто существующего денежного потока не хватало даже на обслуживание предыдущих займов. Согласитесь, в такой ситуации не до новых заимствований у банков.

Подавляющее большинство малых предприятий работает в сфере торговли, в том числе выполняя посредническую роль. Как правило, в цепочке создания стоимости такие компании находятся между производителем и конечным потребителем. И именно по этому звену кризис нанес основной удар. Более сильные игроки, в том числе производители и крупные ритейлеры, сокращали свою дебиторскую задолженность именно за счет малых предприятий, действующих рядом с ними. Немало предприятий малого бизнеса работает и в сфере строительства, производства строй−материалов. А этот сектор, как известно, также оказался под ударом: спад здесь составил 35–38%.

Объективно положение большинства малых предприятий существенно ухудшилось, особенно в IV квартале 2008 — I квартале 2009 года. В конце 2009 года с точки зрения финансовых результатов и условий ведения бизнеса ситуация на российском рынке отчасти выровнялась. Но этого было недостаточно для того, чтобы небольшие фирмы смогли обслуживать новые кредиты.

Что все это означает для банкиров? В 2006–2008 годах, рассматривая заявку на кредит от малого предприятия, мы в 60−70% случаев удовлетворяли ее — если заемщик собирал все необходимые документы. Но во второй половине 2009−го мы одобряли уже не более четверти заявок: число платежеспособных заемщиков в сфере среднего и малого бизнеса существенно снизилось.

Рассчитывать на то, что в течение ближайшего года ситуация в российской экономике существенно улучшится, не стоит. А значит, и представителям малого бизнеса не следует тешить себя иллюзиями.

В ТЕЧЕНИЕ БЛИЖАЙШЕГО ГОДА СИТУАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ ВРЯД ЛИ СУЩЕСТВЕННО УЛУЧШИТСЯ. ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ МАЛОГО БИЗНЕСА НЕ СЛЕДУЕТ ТЕШИТЬ СЕБЯ ИЛЛЮЗИЯМИ

Еще осенью 2008 года банки существенно ужесточили политику управления кредитными рисками. Сократились сроки кредитования, основной валютой выдаваемых кредитов стал рубль, уменьшилась необеспеченная часть кредита при одновременном увеличении требований к залогу. Все без исключения банки более жестко стали оценивать способность заемщика обслуживать кредит. По итогам прошлого года можно ожидать некоторого ослабления требований к заемщикам. Речь идет как об оценке залогов, так и о более оптимистичных прогнозах развития некоторых отраслей. Но возвращения банков к докризисной модели управления рисками в ближайшее время не произойдет.

Что следует делать сегодня предприятиям−заемщикам из сферы малого и среднего бизнеса? Компаниям необходимо четко определять политику своего развития уже не на один, а на два–три года вперед. Формируя планы, следует понять, потребуются ли кредитные ресурсы для развития бизнеса, и каким образом может быть обеспечен залог по этим кредитам. Наконец, большинству заемщиков нужно продолжить оптимизацию бизнеса — сокращать издержки и добиваться устойчивого потока наличности.

При этом в 2010 году мы в ВТБ24 все−таки ожидаем увеличения платежеспособного спроса на кредиты. Уже с ноября ощущается увеличение активности и на рынке кредитования малого бизнеса. Я не верю, что в 2010 году спрос в этом сегменте вырастет на 10–15 процентов по сравнению с прошлым годом, но в оживлении как таковом не сомневаюсь. И, разумеется, мы ждем, что объявленные правительством страны программы поддержки малого и среднего бизнеса в этом году будут активно реализовываться. Это поможет развиваться тем предприятиям, которые сохранили свой бизнес и хотят его расширять.

В 2010 году произойдет и снижение кредитных ставок, что стимулирует рост спроса на кредиты. Кстати, я вовсе не уверен, что снижение цен на недвижимость остановилось. А значит, следует ждать некоторого оживления на рынке «квадратных метров», в том числе в сегменте аренды, где сосредоточены интересы значительной части малого бизнеса. Все это поможет заемщикам в обеспечении кредитов и расширит возможности их получения.

Игроков на рынке кредитования малого бизнеса стало меньше. Но для ВТБ24 он остается приоритетным направлением бизнеса. Кстати, в середине 2009 года развернулась острая конкуренция за пассивы, средства физических лиц и остатки на счетах малого бизнеса. В балансе ВТБ24 остатки на счетах и депозиты малого бизнеса составляют около 7% от объема пассивов. Подобная ситуация — не только у нашего банка. Другой разговор, что конкуренция сегодня разворачивается уже не за абстрактного заемщика, а за имеющего перспективный прибыльный бизнес. С точки зрения банков все предприятия разделились на тех, у кого имеются эффективные бизнес−модели, и тех, у кого таких моделей не обнаруживается.

Так или иначе, этот сегмент остается для банков весьма привлекательным. Не случайно с 2010 года ВТБ24 меняет принципы работы с малыми предприятиями. В отличие от предыдущих лет, когда мы придерживались «продуктовой» модели и предлагали отдельно кредиты, РКО или инкассацию, мы переходим к клиентской модели работы с небольшими компаниями. Так, отрабатывается система, в рамках которой банк предлагает предприятию комплексное клиентское обслуживание, включающее в себя как кредит, так и предложения по хранению средств на счетах, комиссионные операции, процедуры валютного контроля, инкассацию. Такие «пакеты» формируются для нескольких категорий клиентов, определенных на основе анализа клиентской базы. Работая со 150 тысячами малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, мы в состоянии получить вполне репрезентативные данные о ключевых потребностях заемщиков и привлекательных для них продуктах. С приоритетными клиентами будет работать персональный менеджер, а на уровне конкретных офисов вводится практика обслуживания, позволяющая экономить время клиентов на осуществление тех или иных операций.

Зачем мы занимаемся перестройкой модели кредитования малого бизнеса в условиях, когда рынок находится далеко не в лучшей форме? Прежде всего, конкуренция между банками определяется не только ставками и сроками кредитования, но и — в значительной степени — применяемыми моделями обслуживания, удобством, клиентоориентацией. Ну и, наконец, кризис — это ведь не навсегда.

Начать дискуссию