Банки

Банкиры просят ЦБ и Минфин не ломать рынок

Ассоциация региональных банков в двенадцатый раз собрала всероссийскую банковскую конференцию, на которой банкиры просили одного: стабильности и рыночных условий. Лоббистов внимательно выслушали министр финансов и первый зампред ЦБ, рассказав, в свою очередь, о своих ближайших планах

Ассоциация региональных банков в двенадцатый раз собрала всероссийскую банковскую конференцию, на которой банкиры просили одного: стабильности и рыночных условий. Лоббистов внимательно выслушали министр финансов и первый зампред ЦБ, рассказав, в свою очередь, о своих ближайших планах

19 марта в «Президент-отеле» прошла XII Всероссийская банковская конференция «Банковская система России 2010: стратегии устойчивости и роста», которую ежегодно проводит Ассоциация региональных банков «Россия». Мероприятие получилось очень презентабельным и достаточно интересным. Впрочем, присутствие министра финансов Алексея Кудрина может оправдать любое мероприятие, а уж эту конференцию точно нельзя было назвать скучной.

Кроме «гвоздя» программы – министра – с трибуны выступали первый зампред Центробанка Геннадий Меликьян, замминистра финансов Алексей Саватюгин, глава АСВ Александр Турбанов, вице-президент РСПП Александр Мурычев, а также президент НРБ, а по совместительству – номер 63 в списке ста самых богатых бизнесменов России по версии Forbes Александр Лебедев и другие представители банковского сообщества.

Открыл заседание глава Ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков, который объявил об окончании кризиса и пути к восстановлению экономики. Один из самых влиятельных банковских лоббистов прямо обозначил, чего именно банкиры ждут от властей и регулятора. «Мы хотим, чтобы не ломали рынок, чтобы были равные условия для всех кредитных организаций. Рынок – лучший индикатор системности работы. Пусть он и определяет, кто должен остаться на рынке, а кто должен уйти с этого рынка. Если не будет грамотной конкуренции, сломается вся конструкция и сформируется уродливая финансовая система, которая будет давать сбои», – предостерегал с трибуны А. Аксаков.

Глава Ассоциации «Россия» мог быть уверен, что его слышали – следом за ним выступал министр финансов Алексей Кудрин.

Вторую сессию открыло выступление первого зампреда ЦБ Геннадия Меликьяна. Представитель регулятора четко обозначил позицию Банка России: революций в области регулирования и надзора не будет.

Подарок Центробанку из Зимбабве 

Александр Лебедев, президент Национального резервного банка:

— Я недавно привез из Зимбабве бумажку в пять миллиардов местных долларов и хотел бы ее подарить Центробанку в знак признательности за стабильный курс.

Но мне хотелось бы высказать ряд пожеланий. Обидно, что «Единая Россия» провалила закон о стройсберкассах. Этот законопроект был практически идеален, выверен на все 100%. Услуга, которую они могли бы предлагать, является конкурентом ипотеки и гораздо более льготной для населения.

Следующее мое пожелание – по поводу консолидации банковского сектора. Она идет, но на месте ЦБ, Минфина и банковских ассоциаций я бы действовал сейчас так же, как и при санации проблемных банков во время кризиса. Надо создать эффективный механизм, который занимался бы слияниями и поглощениями. Если бы у нас в банковской системе было не 960, а 300 банков, и они бы были с крупными сетевыми системами, с большим капиталом и прозрачными – а это одна из проблем нашей банковской системы, – экономика от этого только бы выиграла.

Если говорить о проблеме возвратности кредитов, то не только банки виноваты в том, что проводили такую политику. Причина и в том, что в стране есть такая национальная игра – «обмани банкира». Да и арбитражная система у нас обычно встает на сторону заемщика. Я вам приведу пример. Заемщик, имея поголовье свиней, сначала 25 процентов его продает за 1 рубль администрации, а потом объявляет, что все поголовье больно африканской чумой, при этом мясо на рынок продолжает поставлять… Любой банкир приведет вам десятки таких примеров, по стране их тысячи. На мой взгляд, в самые ближайшие сроки необходимо принять серьезные решения, которые обеспечивали бы защиту кредиторов от недобросовестных заемщиков.

Из выступления на XII Всероссийской банковской конференции
«Банковская система России 2010: стратегии устойчивости и роста»

У банкиров будет репутация 

Алексей Саватюгин, заместитель министра финансов:

– Я думаю, законопроект о деловой репутации банкира будет принят очень скоро. У нас нет разногласий с Банком России по этому поводу. В новой редакции, в частности, отменено требование к членам совета директоров о высшем образовании. Члены совета директоров – это люди, которые избираются акционерами, и собственники сами должны оценивать их профпригодность. Такие требования сохранятся в отношении председателей правления, главных бухгалтеров и руководителей филиалов банков.

Для топ-менеджеров мы оставляем требования деловой репутации. Под деловой репутацией в терминах данного закона подразумевается не то, что обычно имеется в виду, – честный человек или нет, выполняет он свои обещания или нет, потому что это все должны знать сами контрагенты. В законе под деловой репутацией поднимаются вопросы судимости за экономические преступления, был ли замешан данный представитель в банковских нарушениях, возглавлял ли он банк во время отзыва лицензии или в момент банкротства банка.

Что касается закона о национальной платежной системе… Согласно законопроекту, потенциальные операторы платежной системы должны обладать активами не менее 10 млн. рублей… Есть определенные требования к международным платежным системам, которые у нас занимают сейчас львиную долю рынка. На сегодняшний день серьезных ограничений деятельности их на территории России не планируется. По аналогии с зарубежными банками, им будет предложено создать юридическое лицо с теми же самыми требованиями согласования руководителей и стандартами деятельности.

Сегодня Алексей Леонидович Кудрин (министр финансов РФ. – Прим. «БО») сказал, что в законе не будет главы об НСПК, – по крайней мере в сегодняшнем варианте. То есть там не предполагается создания какого-то отдельного юридического лица. Это можно будет сделать либо в рамках другого закона, либо вообще вне рамок федерального законодательства, в виде некоммерческого партнерства или акционерного общества.

Сейчас у нас с Банком России идет некоторая дискуссия по вопросу регулирования рынка электронных денег: стоит ли это прописывать в данном законе или для этого необходимо отдельное законодательство. И если в данном законе, то в каком виде и насколько подробно.

Из выступления на XII Всероссийской банковской конференции
«Банковская система России 2010: стратегии устойчивости и роста»

Начать дискуссию