Банки

Обязанность и необходимость

На автоматизацию регуляторной отчетности денег не жалко.

На автоматизацию регуляторной отчетности денег не жалко

Несмотря на изменения конъюнктуры на банковском рынке, существуют сферы автоматизации отчетности в банке, актуальность и важность которых не снижается никогда. Например, поддержка проведения платежей, обеспечение безопасности, выполнение требований регуляторов. Последнее - автоматизация отчетности в соответствии с требованиями регулятора - всегда имело для банков важное значение. В настоящее время вырос спрос и на автоматизацию учета по МСФО.

Сегодня банки повышают требования к используемым ИТ-системам, обеспечивающим подготовку отчетности в соответствии с требованиями Центрального банка, налоговой и управленческой отчетности, по МСФО и т.д. Системы подготовки отчетности позволяют поддержать внутренние регламенты банка по формированию оперативной отчетности и реализовать корпоративные методики бизнес-анализа.

Все формы, реализующие отчетность, предоставляемую в ЦБ РФ и другие органы, осуществляющие контроль за деятельностью банков, включены в стандартную поставку и обновляются компаниями-поставщиками систем при изменении нормативной базы. Системы подготовки отчетности содержат механизмы «выгрузки» данных в различных форматах во внешние системы, в том числе в программные комплексы Банка России.

Некоторые системы предоставляют дополнительные сервисные возможности для аналитических служб и менеджмента банка, позволяя в удобном графическом и многооконном интерфейсе просматривать данные в различных разрезах, блоках, оперативно выбирать нужные данные и получать отчеты в удобном для анализа виде (электронные таблицы, графики, готовые к печати отчеты и т.д.).

ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА

В период кризиса количество средств, выделяемых на поддержание деятельности ИТ-подразделений в банках, было урезано. Причем некоторые кредитные организации достаточно серьезно сократили свои ИТ-бюджеты. И все же существует направление, на которое банки не жалеют открывать новое финансирование в текущем году, - это автоматизация регуляторной отчетности. С 2007 года автоматизация обязательной отчетности, согласно информации Ассоциации российских банков (АРБ), является одной из первоочередных задач, которые кредитные организации решают на основе хранилища данных.

Происходит это по двум причинам. Во-первых, банки обязаны выполнять требования регулятора. Во-вторых, автоматизация отчетности в соответствии с требованиями регулятора - это внутренняя потребность кредитных организаций в оперативном контроле за уровнем принимаемых рисков, и в первую очередь - за риском потери ликвидности. Ведь потеря ликвидности грозит ни много ни мало отзывом у финансово-кредитной организации лицензии.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Достоверность и своевременность предоставления - основные требования со стороны регулятора к обязательной отчетности. Необходимо понять, почему же возникают риски достоверности и происходит срыв сроков по предоставлению отчетности. Сбор данных, расчет показателей, консолидация и получение сводных отчетов - это три основных этапа получения отчетности. На сбор данных расходуется очень много рабочего времени, и происходит это по причине децентрализации данных первичного учета. Источниками данных являются АБС, разнообразные модули учета сделок и договоров, настольные базы данных. Для крупных многофилиальных банков с разветвленной региональной сетью трудности усугубляет наличие нескольких АБС от различных производителей. Проблемы возникают и в случае слияний и поглощений банков. Качество исходных данных снижается и по причине отсутствия синхронизации нормативно-справочных данных, используемых в различных учетных системах. Расчет показателей также достаточно децентрализован, поскольку выполняется и специализированными модулями, входящими в состав АБС, и бэк-офисными приложениями, и даже вручную.

Для многофилиальных учреждений последний этап подготовки отчетности - это консолидация отчетов филиалов. Здесь могут возникнуть расхождения между отчетами филиалов и консолидированной отчетностью. Наличие централизованной АБС в какой-то мере позволяет эти риски снизить.

Мы видим, что подготовка отчетности в идеале - это строго регламентированный и полностью автоматизированный процесс.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПО МСФО

По мнению специалистов, в последнее время вырос спрос на автоматизацию учета по МСФО. Первый этап составления отчетности по МСФО - сбор информации - зависит от участия банковских подразделений в процессе представления информации, от стандартизации форм, которые должны заполнять сотрудники подразделений. Второй этап -обработка и получение отчета - напрямую связан со степенью автоматизации обработки полученной информации. Последующая проверка отчета аудиторами и его подписание во многом зависит от степени доверия аудиторов к проверяемой информации. Оптимизация каждого из этих этапов является как раз целью автоматизации.

Существует несколько основных способов   получения   отчетности   по МСФО. Во-первых, ручная трансформация данных при помощи электронных таблиц. Во-вторых, автоматизированная система трансформации данных на основе загружаемых в программную оболочку расшифровок на дату отчета. В-третьих, автоматизированная система построения отчетности методом трансформации на базе хранилища данных. И наконец, ведение параллельного учета в АБС. Первые три способа являются разновидностью метода трансформации данных с равной степенью автоматизации, последний представляет собой автоматизированный независимый учет по МСФО. Каждый из них рассчитан на определенного пользователя и решение задач установленного типа и, соответственно, имеет свои преимущества и недостатки.

Интересно, что, решая частную задачу выработки стратегии подготовки отчетности по МСФО, банки закладывают серьезную базу для решения других, чрезвычайно актуальных задач по управлению своим бизнесом. Так, при организации процесса сбора аналитических расшифровок о кредитах, выданных в головной конторе и филиалах банка, оказывается, что на самом деле решается задача создания единого кредитного портфеля многофилиального банка. Собранная в хранилище данных информация о кредитах может быть использована не только для подготовки корректировок для отчетности по МСФО, но и для оперативного анализа кредитного портфеля, анализа ликвидности и кредитного риска.

Таким образом, усилия и средства, вкладываемые в автоматизацию отчетности по МСФО, успешно могут быть компенсированы за счет улучшения бизнес-процессов по управлению банком и повышения качества интегрированной системы автоматизации.  

Начать дискуссию