Антикризисные меры, по мнению регуляторов, уже сыграли свою роль и скоро будут свернуты, и это обсуждать не приходится.
На первый план выходят нормативные акты, которые влияют на каждодневную деятельность банков — работу с физлицами и их персональными данными, предоставление разнообразной отчетности. Банкиры на съезде АРБ высказали пожелания в адрес законодателей, регуляторов и других государственных органов.
Павел Гурин, председатель правления Райффайзенбанка:
— В ставке кредитования есть несколько составляющих. Я хотел бы сказать о составляющей, связанной с операционными расходами банков. Мы в большой степени свою работу уже сделали: операционные расходы банков снизились на 30%. Но для того чтобы этот процесс продолжался, нужно обращаться к регуляторам. < ...>
Очень большое количество данных используется Банком России для формирования платежного баланса. Да, это важная информация. Но мы должны передавать в ЦБ не только сведения из платежных поручений, которые легко собрать, но и очень много дополнительных данных из контрактов, которые вводятся вручную. Нужно понять, в какой мере себестоимость информации оправдывает необходимость ее предоставления. Те же самые данные, которые мы даем в ЦБ, от нас требует и таможня, и налоговая инспекция, но в разных форматах. Банку нужно поддерживать несколько IT-систем, которые предоставляют данные в разных форматах. Может быть, стоит унифицировать форматы предоставления информации?
Как было бы хорошо, если бы мы смогли перейти на электронный документооборот в большей степени, чем есть сейчас. Но статус бумажки с печатью остается незыблемым. Мы пытаемся развивать электронный документооборот, но понимаем, что от бумаг никуда не уйти. Получается параллельная реальность.
Все банки так или иначе вырабатывают новые технологии за свой счет и на свой страх и риск. Если мы говорим о модернизации, нужно затраты на разработку учитывать именно как затраты, а не за счет чистой прибыли. < ...>
В кризис мы занялись своей операционной эффективностью и проанализировали внутренние отчеты банка. Мы взяли все эти сотни отчетов и задумались, нужны ли они нам. Относительно значительной части этих материалов мы даже не вспомнили, зачем это в свое время разрабатывали. Было бы полезно, если бы и регуляторы подобным образом подходили к необходимости предоставления отчетов. < ...>
Кассовые аппараты для банковских операций — «отличная» идея для сокращения стоимости кредитования. Еще одна «отличная» идея — Закон о персональных данных. Кто-нибудь посчитал, сколько это будет стоить? Потому что заплатим сначала мы, а потом наши клиенты, а потом все снова будут жаловаться на то, что клиенты не берут кредиты.
Михаил Задорнов,
президент — председатель правления ВТБ24:
— По МСФО банковская система сработала в 2009 году в «ноль». И одновременно мы видим на законодательном уровне фактически размывание самого понятия «банковские операции» и наделение некредитных организаций правом проводить такие операции. Мы видим, что целый ряд законопроектов и практик регуляторов представляет собой попытки вторжения в абсолютно сложившиеся нормы ГК или практики делового поведения, которые явно несут огромные издержки и искажают базовые правила игры.
Мы понимаем, что остался год с небольшим до парламентских выборов и два года до президентских. Социальная ситуация не очень благоприятна, и я опасаюсь, что чем ближе к выборам, тем больше будет подобного рода популистских инициатив, которые явно угрожают самим основам бизнеса. Поэтому нужна очень четкая позиция банковского сообщества и ЦБ РФ, который, конечно, является законодателем мод в глазах лиц, принимающих решения, законодательной и исполнительной власти. Нам всем придется много поработать в следующие два года для того, чтобы не допустить существенного ухудшения базовых условий ведения банковского бизнеса.
Михаил Алексеев,
председатель правления ЮниКредит Банка:
— Обратив большое внимание на кризис ликвидности и доверия, мы меньше обращали внимание на то, что еще одно кризисное обострение случилось в головах многих людей, в том числе имеющих причастность к сфере нормотворчества. И этот кризис в некоторых головах может оказаться по своим последствиям не менее чувствительным для банков, чем, скажем, кризис на рынке межбанковских платежей.
За истекший год забил целый фонтан законодательных инициатив, вольно или невольно направленных на то, чтобы в корне перекроить ландшафт банковской деятельности. Среди таких инициатив выделю попытки легализации платежных терминалов, стремление навязать банкам сложные, дорогостоящие и непонятно в какой мере реально нужные технологии защиты персональных данных. Введены ограничения на одностороннее изменение ставок. Идет речь о запрете взимать пени за просрочку по ссудам, оспаривается вообще правомерность взимания какой-либо платы за кредит, кроме процентов. Производятся попытки расширить перечень госорганов, допущенных к информации, составляющей банковскую тайну. Изменена территориальная подсудность дел с участием заемщиков-физлиц. Обсуждаются планы введения непонятной нам национальной платежной системы. И это только часть большого списка.
Мы, конечно, очень ценим заботу о банковском бизнесе, попытки новаторски подойти к нему, но хотелось бы честно и откровенно сказать, что всему есть предел. На ум приходят слова Козьмы Пруткова: «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану». Пришла пора притормозить фонтан законодательных инициатив, в корне меняющих банковскую деятельность в худшую сторону, а то мы неизвестно к чему придем, если так будет продолжаться...
Владимир Джикович,
президент Ассоциации банков Северо-Запада:
— Мы часто пересекаемся с Роспотребнадзором, служа своеобразным звеном между ним и банками, и видим целостную картину. Как мне кажется, по всем моментам, которые связаны с кредитованием населения — изменение процентной ставки, подсудность, вопрос о том, является ли страхование жизни навязанной услугой, мы будем проигрывать в дальнейшем, потому что суды выносят решения в пользу физлиц. И нам надо самим инициировать вопрос о разработке закона о потребительском кредите. Если мы сейчас не закрепим определенные нормы на законодательном уровне, будем все больше и больше проигрывать подобных дел.
Нам совместно с АРБ нужно выработать конкретные предложения, создать некие правила, которым мы будем следовать. Физическое лицо, неквалифицированный инвестор, должен быть защищен законодательством. Хорошо, что уже есть Закон о страховании вкладов. Но нужен новый закон о потребительском кредите, который позволит справедливо защитить заемщика и даст нам те рамки, в которых мы сможем спокойно работать и развиваться.
Комментарии
1Да, представители Банком давно уже отошли от принципов гумманости и человечности:
Когда с замещиками пытаются обсудить вопросы на досуденом уровне для достижения взаимовыгодных условий сотрудничества, учитывая и положение заемщика - так, все вопросы в пользу Банков они же и решают. А как начали ограничивать банковское "самоуправство" и гонку за сверх прибылью за счет добросовестных заемщиков, так это Банкам не нравится.
Уважаемые кредитные организации, прежде, чем возмущаться законодательным инициативам, направленным на реальную защиту потребителя, как экономически слабой стороны, которой ВЫ постоянно диктуете СВОИ условия, начните с себя: научитесь слушать своих клиентов; реально, а не формально подходить к досудебному урегулированию спора не со стороны своей прибыльности, силы и могущества, а со стороны ВЗАИМОВЫГОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА и т.п. Я понимаю, что сверх прибыль - это приятно, но с другой стороны не забывайте старую истину: "На чужом горе своего счастья не построишь". Так и в Вашем случае - не получите Вы сверх прибыли пока не будете реально клиентоориентированными.
Почему в России экономика слабая? Потому, что все ячейки общества постоянно друг с другом борются и воюют, пытаясь от других оторвать побольше кусок с минимальными потерями...
Одним словом - Рассея...